endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Суздаль

Суздаль - город-музей, неофициальная столица Золотого кольца. Он расположен в 40 километрах от Владимира, являясь районным центром Владимирской области. А когда-то было наоборот: Суздаль почти два века был центром Ростово-Суздальского княжества, пока Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, не обустроил свою новую столицу во Владимире. Возможно, город был бы нынче и больше, и еще краше, не подвергайся он постоянным бедствиям и разрушениям:
XI век - княжеская междусобица, город сожжён
ХII век - разграблен булгарами
ХIII век - сожжен татарами, население уведено в плен
Смутное ввемя - разграблен и разрушен поляками, затем крымскими татарами
1655 год - большой пожар, затем эпидемия, унесшая половину жителей...

Но несмотря на все былые невзгоды, Суздаль жив и прекрасен.

DSC_4765-1_resize


В городе сохранилось несколько монастырей, самый старый их которых, Спасо-Евфимиев, был построен в четырнадцатом столетии и стал впоследствие одним из пяти главных монастырей России.

Спасо-Евфимиев монастырь. Слева направо: Трапезная церковь, Спасо-Преображенский собор, звонница

DSC_4763p-1a_resize

Наиболее древней частью Спасо-Преображенского собора является маленькая одноглавая Спасская церковь (1511 год), ныне встроенная в собор и называемая Евфимиевским приделом. На снимке выше она видна справа от соборного крыльца. В соборе и в приделе сохранились прекрасные фрески XVII века, выполненные артелью Гурия Никитина.

Фрески Евфимиевского придела

DSC_4732p-1a13_resize

Мозаичное панно "Спас на троне" (в центре снимка) когда-то украшало фронтон мавзолея Дмитрия Пожарского, который находился рядом с собором.

В русской истории, есть несколько людей, которых по праву называют спасителями Отечества. Одним из них был князь Дмитрий Пожарский. В Смутное время он вместе с Козьмой Мининым возглавил ополчение, которое сумело очистить Русь от иноземцев. Всю свою жизнь Пожарский бил врагов: и отряды самозванцев Лжедмитриев I-го и II-го, и польских интервентов королевича Владислава, и казаков гетмана Сагайдачного. Посли смерти в 1642, он был похоронен в родовой усыпальнице князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре.

Судьба усыпальницы и трагична, и символична. После пресечения рода Пожарских она была заброшена и в 1766 году сломана "за ветхостью". В 1851 году археолог граф Уваров в ходе раскопок обнаружил во дворе монастыря сохранившиеся склепы и гробницы, в том числе и захоронение князя Пожарского, а в 1885 году рядом был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства, собранные по всей России. Надпись над входом гласила "Боярину князю Дмитрию Михайловичу - благодарное потомство". Увы, мавзолей тот погиб, не простояв и пятидесяти лет: в 1933 году "благодарные потомки" разрушли его, чтобы использовать мрамор для строительства Дома Советов в Москве. Сохранилась только мозаика...

DSC_4744-2


В 2007 году мавзолей решили восстановить по сохранившимся чертежам и рисункам. В двадцать первом веке, так же как и в девятнадцатом, деньги на постройку собирали всем миром. И вот в 2009 году была открыта точная копия усыпальницы князя.

Усыпальница Дмитрия Пожарского

DSC_4713-1_resize


Археологические исследования 2008 года показали, что собствено гробница князя осталась нетронутой. Над ней сейчас установлен памятный крест.

DSC_4714-1_resize


Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря (XVI-XVII вв.).

DSC_4719-1_resize


От стен Спасо-Евфимиева монастыря открывается панорама другого суздальского монастыря - Покровского. Его история восходит к XIV веку, но дошедшие до нас сооружения относятся к XVI-XVII векам. Монастырь этот всегда был женским, в стародавние времена он являлся местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов. В Покровском монастыре монахинями могли стать только дворянки и боярыни, и часто они это делали не по своей воле, а по приказу князей и царей. Здесь жили и жена царя Василия III Соломония Сабурова (св. София Суздальская), и супруга Петра Великого Евдокия Лопухина. К сожалению, посещения этого монастыря нашей программой предусмотрено не было, возможно потому что монастырь и поныне действующий.

Покровский монастырь

DSC_4780-1a_resize


А это суздальский торг. Слева Гостиный двор (1811), справа - церковь Воскресения на торгу (1720).

DSC_4802-1_resize


Центром древнего Суздаля (точнее, древней Суждали) являлся кремль, возведенный в излучине реки Каменки, которая в те времена была полноводной и судоходной. Здесь за бревенчатыми стенами помещались княжеский и епископский дворы, стоял городской собор. Стены до нашего времени не дошли (сгорели в 1719-м году), а вот собор и архиерейские палаты частично сохранились.

Суздальский кремль, вид из заречья. Видны земляные валы, на которых стояли стены кремля.

DSC_4855-1_resize


Старинный Рождественский собор в центре кремля сложен как бы из двух пластов: его нижняя (более темная) часть была сооружена в 1222-1225 годах из известняка, а верхняя надстроена из кирпича в XVI веке, посколку мягкий камень верхних этажей обрушился во время пожара 1445 года при набеге на Суздаль казанского хана.

DSC_4820-1_resize


В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая в Суздаль из села Глотова.

DSC_4846-1_resize


Вообще, Суздаль деревянный радует не меньше, чем Суздаль каменный.

DSC_4790-1_resize


DSC_4883-1_resize

В городе есть обширная экспозиция, которая носит название Музей деревянного зодчества и крестьянского быта . Музей расположен на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале (XI век). Из разных сел Суздальского района сюда свезены уцелевшие деревянные церкви, жилые избы, хозяйственные постройки.

DSC_4864-1_resize


Преображенская церковь из села Козлятьево (1756 год). Так же, как одноименная церковь в Кижах, она построена без единого гвоздя.

DSC_4863-1a_resize


Фрагмент крестьянской избы

DSC_4865-1_resize


Мельницы

DSC_4888-1a_resize


Замечательно, что можно не только посмотреть на дома, церкви и экспонаты, но и пообщаться с мастерами, хранящими секреты старых ремесел

Ткачиха

DSC_4870-1_resize


Старый напев

DSC_4879-1_resize


Плетельщик. (не уверен, что это ремесло называлось в старину именно так)

DSC_4896-1_resize


Гончар

DSC_4907-1a_resize


DSC_4900-1_resize



Это заключительная запись из путешесвия по Золотому кольцу. Рассказы о других городах кольца: Поклон, Лики Лавры, Переславская земля, Ростов Великий, Ярославский взгляд, Кострома, Владимирщина
Tags: golden ring, russia, russians, travels
Subscribe

  • Миры Александра Вахрамеева

    Мне интересны судьбы и творчество людей, живших на переломе эпох. Послереволюционные работы художника Александра Вахрамеева с первого взгляда…

  • Т.

    Старая съемка, но так получилось, что полностью я ее никогда не показывал. Здесь свежая редакция, в которой сделан акцент на крупные планы. 1.…

  • Петербуржский портрет

    Русский музей

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments