XI век - княжеская междусобица, город сожжён
ХII век - разграблен булгарами
ХIII век - сожжен татарами, население уведено в плен
Смутное ввемя - разграблен и разрушен поляками, затем крымскими татарами
1655 год - большой пожар, затем эпидемия, унесшая половину жителей...
Но несмотря на все былые невзгоды, Суздаль жив и прекрасен.

В городе сохранилось несколько монастырей, самый старый их которых, Спасо-Евфимиев, был построен в четырнадцатом столетии и стал впоследствие одним из пяти главных монастырей России.
Спасо-Евфимиев монастырь. Слева направо: Трапезная церковь, Спасо-Преображенский собор, звонница

Наиболее древней частью Спасо-Преображенского собора является маленькая одноглавая Спасская церковь (1511 год), ныне встроенная в собор и называемая Евфимиевским приделом. На снимке выше она видна справа от соборного крыльца. В соборе и в приделе сохранились прекрасные фрески XVII века, выполненные артелью Гурия Никитина.
Фрески Евфимиевского придела

Мозаичное панно "Спас на троне" (в центре снимка) когда-то украшало фронтон мавзолея Дмитрия Пожарского, который находился рядом с собором.
В русской истории, есть несколько людей, которых по праву называют спасителями Отечества. Одним из них был князь Дмитрий Пожарский. В Смутное время он вместе с Козьмой Мининым возглавил ополчение, которое сумело очистить Русь от иноземцев. Всю свою жизнь Пожарский бил врагов: и отряды самозванцев Лжедмитриев I-го и II-го, и польских интервентов королевича Владислава, и казаков гетмана Сагайдачного. Посли смерти в 1642, он был похоронен в родовой усыпальнице князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Судьба усыпальницы и трагична, и символична. После пресечения рода Пожарских она была заброшена и в 1766 году сломана "за ветхостью". В 1851 году археолог граф Уваров в ходе раскопок обнаружил во дворе монастыря сохранившиеся склепы и гробницы, в том числе и захоронение князя Пожарского, а в 1885 году рядом был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства, собранные по всей России. Надпись над входом гласила "Боярину князю Дмитрию Михайловичу - благодарное потомство". Увы, мавзолей тот погиб, не простояв и пятидесяти лет: в 1933 году "благодарные потомки" разрушли его, чтобы использовать мрамор для строительства Дома Советов в Москве. Сохранилась только мозаика...

В 2007 году мавзолей решили восстановить по сохранившимся чертежам и рисункам. В двадцать первом веке, так же как и в девятнадцатом, деньги на постройку собирали всем миром. И вот в 2009 году была открыта точная копия усыпальницы князя.
Усыпальница Дмитрия Пожарского.

Археологические исследования 2008 года показали, что собствено гробница князя осталась нетронутой. Над ней сейчас установлен памятный крест.

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря (XVI-XVII вв.).

От стен Спасо-Евфимиева монастыря открывается панорама другого суздальского монастыря - Покровского. Его история восходит к XIV веку, но дошедшие до нас сооружения относятся к XVI-XVII векам. Монастырь этот всегда был женским, в стародавние времена он являлся местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов. В Покровском монастыре монахинями могли стать только дворянки и боярыни, и часто они это делали не по своей воле, а по приказу князей и царей. Здесь жили и жена царя Василия III Соломония Сабурова (св. София Суздальская), и супруга Петра Великого Евдокия Лопухина. К сожалению, посещения этого монастыря нашей программой предусмотрено не было, возможно потому что монастырь и поныне действующий.
Покровский монастырь

А это суздальский торг. Слева Гостиный двор (1811), справа - церковь Воскресения на торгу (1720).

Центром древнего Суздаля (точнее, древней Суждали) являлся кремль, возведенный в излучине реки Каменки, которая в те времена была полноводной и судоходной. Здесь за бревенчатыми стенами помещались княжеский и епископский дворы, стоял городской собор. Стены до нашего времени не дошли (сгорели в 1719-м году), а вот собор и архиерейские палаты частично сохранились.
Суздальский кремль, вид из заречья. Видны земляные валы, на которых стояли стены кремля.

Старинный Рождественский собор в центре кремля сложен как бы из двух пластов: его нижняя (более темная) часть была сооружена в 1222-1225 годах из известняка, а верхняя надстроена из кирпича в XVI веке, посколку мягкий камень верхних этажей обрушился во время пожара 1445 года при набеге на Суздаль казанского хана.

В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая в Суздаль из села Глотова.

Вообще, Суздаль деревянный радует не меньше, чем Суздаль каменный.


В городе есть обширная экспозиция, которая носит название Музей деревянного зодчества и крестьянского быта . Музей расположен на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале (XI век). Из разных сел Суздальского района сюда свезены уцелевшие деревянные церкви, жилые избы, хозяйственные постройки.

Преображенская церковь из села Козлятьево (1756 год). Так же, как одноименная церковь в Кижах, она построена без единого гвоздя.

Фрагмент крестьянской избы

Мельницы

Замечательно, что можно не только посмотреть на дома, церкви и экспонаты, но и пообщаться с мастерами, хранящими секреты старых ремесел
Ткачиха

Старый напев

Плетельщик. (не уверен, что это ремесло называлось в старину именно так)

Гончар


Это заключительная запись из путешесвия по Золотому кольцу. Рассказы о других городах кольца: Поклон, Лики Лавры, Переславская земля, Ростов Великий, Ярославский взгляд, Кострома, Владимирщина