?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Парижу. Какой пассаж... II

« previous entry | next entry »
Dec. 12th, 2013 | 10:24 am

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/59173.html

Пассажи Больших бульваров

Теперь направимся по улице Ришелье на север, в сторону Больших бульваров – туда, где находится главное царство парижских галерей и пассажей. На приведенном ниже плане места прогулки отмечены красными кружками с цифрами. Эти же цифры затем указаны рядом с фотографиями.




Первая остановка – Пассаж Принцев (Passage des Princes), названный так по имени когда-то находившегося здесь отеля. Это последний из пассажей, построенных в Париже в 19-м веке, в эпоху градостроительных преобразований барона Османа. Он был открыт в 1860 г., когда под натиском огромных универсальных магазинов мода на торговые галереи уже фактически прошла. Впоследствии пассаж пришел в упадок, но не так давно был реставрирован и сейчас выглядит слегка "новодельным", хотя, как говорят, его нынешний облик точно соответствует оригиналу.

Пассаж Принцев (8), центральный зал с куполом и витражами в стиле art-nouveau.

DSC_0248-2


Как, наверное, мечтают прийти в этот пассаж парижские дети! И как опасаются заглянуть сюда со своими чадами родители… Ведь пассаж Принцев – это сплошная череда дорогих детских магазинов компании JouéClub, причем продают тут вовсе не те детские товары, которые больше нужны взрослым (типа всяких одёжек - колясок), а именно то, что так мило ребятишкам – игры, игрушки, маски, куклы, зверье, рыбок…, короче все, что может пожелать детская душа.

Галерея пассажа Принцев (8) - один из шедевров османовского Парижа

DSC_0271-2

DSC_0304-2

В пассаже Принцев были установлены одни из самых первых фонарей электрического освещения, которые в последней трети 19-го века пришли на смену газовым рожкам. Какими только эпитетами не награждали эти фонари современники: "…ужасные, неуместные, отвратительные для человеческого глаза лампы ночных кошмаров! Таким светом освещать только сцены убийств и сумасшедшие дома!" – писал Р.Л.Стивенсон – "достаточно увидеть их всего лишь однажды, чтобы просто влюбиться в газ с его теплым, домашним сиянием…". Да, не видывал Роберт-Льюис холода безучастного неона…


Теперь отправимся в "город в городе" - систему сообщающихся галерей, раскинувшуюся от улицы Фейдо во 2-м округе, до улицы Рише в 9-м. Здесь есть рестораны и кафе, магазины одежды и продуктов, театры, музеи, отели, бани, гаражи. Здесь можно провести целый день и не заметить этого, местными закоулками можно пройти несколько кварталов, только изредка пересекая "странные" улицы без крыш из какого-то другого параллельного мира. Как, вы говорите, он называется? Ах, Париж… ну да, да, бывали там когда-то...)

Начнем с пассажа Фейдо (Galerie Feydeau), вход в который расположен недалеко от известного бара-ресторана Гаврош, считающегося одним из последних типичных парижских бистро в районе Больших бульваров.

Le Gavroche

DSC_0312-2


Во всех Интернет-ресурсах пассаж Фейдо упоминается как самый старый в Париже; он был построен в 1791 году. Дальше – молчок. И, в общем-то, не зря. Сейчас этот пассаж больше напоминает окраинную авторемонтную мастерскую или задний двор магазина.

Пассаж Фейдо (9)

DSC_0316-2


Дойдя до конца пассажа, поворачиваем направо и оказываемся в гораздо более симпатичном проходе, называемом галереей Варьете (Galerie des Varietes) - по имени старинного театра, выходящего сюда своим служебным входом (кстати, до недавнего времени владельцем театра был Ж.-П.Бельмондо). Несмотря на обновленный вид, галерея оставляет странноватое впечатление безжизненности и дряхловатости: вроде все прилично, но словно давно не вытирали пыль.

Галерея Варьете (10)

DSC_0320-2


В конце галереи Варьете на самом повороте находится уголковое зеркало, в котором отражаются сразу два соединяющихся тут прохода. Про это место замечательно сказано в повести Золя "Нана": "Он не любил дожидаться в этом проулке… Это было подозрительное место, как раз на углу галереи "Варьете" и галереи Сен-Марка, с темными лавочками, сапожной мастерской без покупателей, пыльными мебельными магазинами, прокуренной, погруженной в дремоту библиотекой для чтения, по вечерам освещавшейся лампами под зелеными абажурами. Здесь всегда можно было встретить хорошо одетых мужчин, терпеливо бродивших у артистического подъезда среди толкавшихся тут же пьяных механиков и обтрепанных статисток"

Но зато я не знаю на парижских улицах другого места, где человек может рассмотреть себя сразу с нескольких сторон...

На углу галерей Варьете и Сен-Марка (10)

DSC_9792-2


Если пройти по пассажу Сен-Марка назад, в направлении улицы Фейдо, то окажешься еще в одном одиноком уголке пассажного города – галерее Монмартр (Galerie Montmarte). Жизнь здесь как будто едва теплится, и даже одинокие прохожие, смотрящиеся чужаками, стараются жаться поближе к стенкам.

Галерея Монмартр (11)

DSC_0348-2


Оживление царит лишь на центральной улице городка – в пассаже Панорам (Passage des Panoramas). Он был построен на месте бывшего особняка Монморанси-Люксембург, а свое название получил от двух ротонд с круговыми окнами. На эти окна проецировались панорамы разных городов, создавая у зрителей замечательный эффект присутствия. В те времена это было в диковинку, и народ валом валил на нее посмотреть, что, конечно, было очень важно для процветания пассажа. Пассаж Панорам является одним из центров парижской филателии. Со времени постройки в 1834 году здесь существует мастерская-магазин гравера Штерна, который в частности рисовал и гравировал почтовые марки.


Пассаж Панорам (12), "филателистический" конец

DSC_0355-2

Ближе к Большим бульварам пассаж "богатеет" декором, основные его помещения занимают рестораны и салоны.

Пассаж Панорам (12), ресторанная часть

DSC_0360-2


Пассаж Панорам (12), чайный салон

Stitched_006-2


Выйдя из пассажа Панорам, пересекаем бульвар Монмартр и попадаем прямо ко входу в продолжение крытого города - пассаж Жуфруа (Passage Jouffroy)

Два города. У входа в пассаж Жуфруа (13)

DSC_0370-2


Этот пассаж больше других похож на питерский Пассаж, тот единственный, который именуется у нас с заглавной буквы. Пассаж Жуфруа шире, просторнее остальных, он более строг в архитектурном решении, вот только "мостиков" нет… Он первым в Париже стал отапливаться, что приносило ему заслуженную популярность, особенно возраставшую в зимнее время.

В пассаже Жуфруа (13)

DSC_0410-2

О чем спрашивает эта японская туристка у продавщицы? Скорее всего, про одну из двух местных достопримечательностей: музей восковых фигур Гревена, или про отель Шопен, где одно время жил и творил композитор.

Музей "смотрит" в пассаж не только своей боковой стеной и выходом. Его присутствие ощущается и как взгляд - из-за занавески один из персонажей музея наблюдает за посетителями. Некоторые, заметив его, непроизвольно шарахаются : )

Окно в музей Гревен (13)

DSC_9019-2


А отель Шопена (14) расположен рядом с выходом из музея, прямо в торце пассажа, который делает здесь поворот.

DSC_6167-2


DSC_0419-2


После поворота пассаж совершенно меняет не только свой облик, но и свой дух. Если в начале, около бульвара Монмартр, расположены магазины одежды, рестораны, бутики, то за поворотом мы попадаем в царство букинистов и книжных торговцев. По сторонам разложены книги, в витринах гравюры и открытки. Даже публика здесь иная, более интеллигентная, что ли.

Книжный конец пассажа Жуфруа (14)

DSC_0424-2


Мимо не пройти... (14)

DSC_0449-2


Читатели (14)

DSC_0456-2

DSC_9807-2


Заканчивается пассаж Жуфруа переходом через улицу Гран Бательер, за которым начинается следующий пассаж – Вердо (Passage Verdeau).

Переход в пассаж Вердо (15)

DSC_0468-2


На последнем снимке видна одна из общих черт парижских пассажей и галерей – обилие отражений. Как ни строй кадр, они тут как тут, эти призрачные двойники пассажной жизни. Сначала они вроде мешают, но потом начинаешь их непроизвольно искать, ловить, любоваться ими.

Пассаж Вердо больше всего напомнил мне клуб: с одной стороны – книжные магазины, с другой – кафе и рестораны. Так и хочется прикупить интересную книжку и сесть за столик ее почитать.

Пассаж Вердо (15)

DSC_0470-2


У самого выхода обнаружился необычный экспонат. Интересно, на нем ездят?

DSC_9808-2


Окончание здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/60401.html

Link | Leave a comment |

Comments {13}

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Dec. 12th, 2013 06:56 am (UTC)
Link

О! Шарма-ан!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 12th, 2013 07:00 am (UTC)
Link

мерси боку ))

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Dec. 12th, 2013 07:34 am (UTC)
Link

парле ву франсе!?!?!?!?

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 12th, 2013 01:30 pm (UTC)
Link

ан пти пё )))

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Dec. 12th, 2013 01:48 pm (UTC)
Link

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 12th, 2013 08:53 pm (UTC)
Link

Гы-ы-ы ))))))

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Dec. 12th, 2013 01:52 pm (UTC)
Link

"ан пти пё )))"
ну так, "ёпти жьь"!!

Reply | Parent | Thread

elka_kv

(no subject)

from: elka_kv
date: Dec. 12th, 2013 07:30 am (UTC)
Link

вот он - концентрированный Париж! почему когда я читаю ваши посты, то мне хочется в Париж, а когда "отзывы туристов" - то нет ?)))

Обратила внимание, как на фото из пассажа Варьетте смотрит в камеру девушка, так недоуменно ))) Туристы по пассажам не ходят?

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 12th, 2013 01:35 pm (UTC)
Link

В пассажах туристов конечно меньше чем на бульварах )
А девушка эта вышла из служебного входа Варьете, и увидев как я снимаю немного засмущалась. Потом видимо решила что мне не мешает и села покурить, но все время на меня поглядывала )))

Reply | Parent | Thread

tina_1980

(no subject)

from: tina_1980
date: Dec. 13th, 2013 05:42 am (UTC)
Link

Я прямо таки заблудилась в парижских пассажах. Сейчас читаю с телефона , когда комп будет в доступе , пересмотрю еще . Потрясающе интересно.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 13th, 2013 12:21 pm (UTC)
Link

Рад! Еще немного будет )))

Reply | Parent | Thread

Нюша

(no subject)

from: arnichka
date: Dec. 13th, 2013 08:12 am (UTC)
Link

Чудесно! Спасибо за рассказ и интересные факты.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 13th, 2013 12:21 pm (UTC)
Link

всегда пожалуйста )))

Reply | Parent | Thread