?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Парижу. Какой пассаж...

« previous entry | next entry »
Dec. 9th, 2013 | 04:14 pm

Захотелось обойти-посмотреть парижские пассажи. Не все, конечно, но хотя бы некоторые. Я думал, что относительно неплохо знаю Париж, но оказалось, что пассажи я не знаю совершенно. Это какой-то особый мир со своими законами и образом жизни. Я лишь чуть-чуть приоткрыл его для себя...

Инь и Ян - лестница галереи Вивьен

DSC_9526-2


В понимании россиянина, "пассаж" это обычно крытая торговая улица. Парижские пассажи не такие, точнее, не совсем такие. Прежде всего, не все они называются пассажами. Многие из них называются "галереями" - и вот галереи точно все крытые. А пассажи, они бывают крытые, а бывают и нет. Главное, что они непроезжие, что вообщем-то понятно и из названиея: passage=проход. При этом торговля в парижском пассаже-галерее вовсе не обязательна, она может, как присутствовать, так и отсутствовать. Но зато пассаж как правило имеет свое имя, которое обычно крупными буквами указано над его входом, а так же четко обозначенный и частенько запираемый на ночь вход и выход. Многие пассажи, включая и самые коротенькие, открыты только с 8-30 утра до 8-30 вечера, в остальное время их входы и выходы запираются решетчатыми воротами. Многие закрыты в воскресенье, даже если в них нет магазинов.


Вход в Пассаж Шуазель (1)

DSC_0243-2b


Большинство торговых пассажей сконцентрировано на правом берегу Сены, к северу - северу-востоку от Лувра, в районах примыкающих к Большим бульварам. Я приведу несколько карт, для тех, кто захочет сам пройтись и поглядеть на эти парижские достопримечательности. Места, в которых сделаны фотографии, отмечены на картах красными кружками с цифрами. Эти же цифры в скобках я даю рядом со снимками. Конечно, привязка довольно условная +/- 30-50 метров, но кто захочет – разберется

Часть 2-го округа Парижа к северу от Лувра и Пале-Руаяль. Пассажи отмечены красными кружками с цифрами




Пассажи стали возникать в Париже в конце 18-го – начале 19-го века. Иногда как крытые улицы, иногда – как объединенные и спрямленные проходные дворы. Город тех времен был еще недалек от средневековья: грязен, без канализации и мостовых на улицах. Пассажи появлялись как места для "чистой" публики, которая может позволить себе как отдохнуть, так и что-то купить. Не случайно, многие пассажи соседствуют с театрами, которые имеют в них прямой выход, чтобы до-, после- а то и во время спектакля зрители могли оставить свои деньги в кафе и магазинах пассажа. По словам путеводителя того времени, «эти пассажи, новейшее изобретение индустриального комфорта, представляют собой находящиеся под стеклянной крышей облицованные мрамором проходы через целые группы домов, владельцы которых объединились для такого предприятия. По обе стороны этих проходов, свет в которые падает сверху, расположены шикарнейшие магазины, так что подобный пассаж — город, даже целый мир, в миниатюре». Кто-то проводил в пассажах время, а кто-то и жизнь. Здесь гуляли, работали и обитали: если первые этажи были заняты магазинами, то на вторых и третьих располагались жилые помещения. Да и сейчас еще располагаются, выходя своими окнами на торговую зону.

Заглянем в пассаж Шуазель, вход в который показан на снимке выше. Ближняя часть пассажа тесно связана с историей французской литературы, здесь располагался книжный магазин издателя Леметра, где собирались поэты-парнасцы, Леметр же был первым издателем Верлена. Недалеко от входа находится в театр "Буфф", где жил и блистал своими опереттами Жак Оффенбах

Шуазель книжный (1)

DSC_0200-2


Ну а дальше пассаж становится вполне традиционной торговой галерей состоящей из лавочек-бутиков-магазинчиков разного калибра. В меру беспорядочной, в меру грязноватый…

Шуазель товарный (2)

DSC_0204-2


В этом пассаже провел многие годы писатель Луи Селин, чей во многом автобиографический роман "Смерть в кредит" (1936) оказал большое влияние на французскую молодежь. Роман представил колоритную картину жизни и нравов парижского дна, которая разворачивалась здесь же – в пассаже Шуазель. И если, проходя по пассажу, поднять голову, кто знает, не увидим ли мы кого-то из героев романа…


Луна для пасынков судьбы (2)

DSC_0227-2


Продолжим прогулку через два маленьких пассажика, примыкающих к противоположным концам улицы Божоле (rue de Beaujolais). Оба начинаются (или заканчиваются?) лестницами, поскольку уровень улиц, куда выходят пассажи, выше, чем уровень улицы Божоле.


Пассаж Божоле, вид с улицы Ришелье (3)

DSC_9884-2


Пассаж двух павильонов (4)

DSC_0001-2

Кстати, чуть не первое, что меня поразило в парижских пассажах – это разъезжающие по ним велосипедисты. Совершенно такого не ожидал, и даже немного обиделся в душе за пешеходов. Потом понял – по пассажам ездить гораздо безопаснее, чем по улицам, здесь ведь нет того потока машин, а с пешеходами велосипедисты сосуществуют вполне мирно.

В Пассаже двух павильонов имеется примечательная лестница, которую, правда, можно обозреть только через закрывающую ее решетку.

Лестница двух павильонов (4)

Stitched_001-2


На другой стороне улицы Пти-Шан, куда приводит Пассаж двух павильонов, находится вход в одну из самых величественных парижских галерей - галерею Кольбер (Galerie Colbert). Открытая в тот же 1826 год, что и находящаяся в буквально в 50 метрах галерея Вивьен, галерея Кольбер не завоевала, однако, такой популярности как ее соседка, поскольку ее магазины оказались с самого начала слишком дорогими. Нынче магазинов здесь нет совсем, а весь пассаж, за исключением брассерии "Le Grand Colbert", принадлежит Национальной библиотеке, для которой галерея служит парадным входом.


В галерее Кольбер (5). Охрана имеется, а вот где читатели?

DSC_9928-2


Центральный зал галереи Кольбер (5). Вход в Национальную библиотеку,

Stitched_001-2


В центре зала установлена статуя "Умирающая Эвридика" работы Шарля-Франсуа Лёбёфа. На мой взгляд, благодаря высокому пьедесталу и прекрасному куполу над скульптурой, эта бронзовая копия смотрится даже более эффектно, чем мраморный оригинал, хранящийся в Лувре.

DSC_9776-2

DSC_9764-2



Галерея Вивьен (Galerie Vivienne) не так академична, как галерея Кольбер, но ничуть не менее красива. Она вся выдержана в неоклассическом стиле, на полу ее изящные мозаики. Здесь много интересных магазинов, ресторан, бутики известных кутюрье.

Галерея Вивьен, вход (6)

DSC_9519-2


Галерея Вивьен, центральная часть (6)

DSC_9524-2


Самым удивительным моим открытием в галерее Вивьен стали лестницы домов под под номерами 13 и 70. Обычно парижские парадные закрыты и на лестницу так просто не попасть. Но в доме №70 обнаружилась открытая дверь, без всяких вывесок, но и без запрещений. Я, как человек любопытный, конечно сунул туда свой нос. И не зря!

Утро. Лестница в галерее Вивьен (7)

DSC_0150-2


Лестница эта так меня захватила, что я не удержался и сделал из двух ее ракурсов коллаж, который открывает эту запись.

Интернет-поиск привел меня к записи, рассказывающей что на этой лестнице обитал когда-то Видок - бывший каторжник, ставший впоследствии начальником одного из отделов парижской уголовной полиции. Я повторил это в своем комментарии к фотографии и, как оказалось, ошибся, о чем мне написал человек, живущий в галерее Вивьен. Оказывается, настоящая лестница Видока находится здесь же в галерее, но в доме №13. Вот ее снимок:


Лестница Видока (6)

DSC_9654p-2a

Здесь мне хочется сказать пару слов о самом Видоке - человеке совершенно неординарных качеств, послужившем прототипом нескольких литературных и кино-героев. В молодости Видок был авантюристом, шулером, солдатом, грабителем, неоднократно сидел в тюрьме и отбывал наказание на каторге. Он сбегал из тюрем, подделывал бумаги, жил под чужими именами. Однажды, поставленный в трудное положение бывшими подельниками, он предложил свои услуги полиции. Так началась его вторая жизнь сначала полицейского осведомителя, а затем и организатора сыскной полицейской службы (1811), которая впоследствии превратилась во французскую криминальную полицию "Сюртэ". Видок формировал свою службу из бывших уголовников, принципом его работы было "только преступники могут побороть преступление", и все, даже недруги, признавали, что работало его подразделение чрезвычайно эффективно. Видок возглавлял "Сюртэ" в течение 20 лет, а после ухода в 1833 году он основал собственное "бюро расследований", став первым в мире частным детективом. Располагалось бюро Видока в доме №13 галереи Вивьен, и вела к нему та самая лестница, что показана на фотографии выше...

Помимо прекрасных лестниц, галерея Вивьен подарила мне еще один необычный сюжет. Минуя поворот галереи, я краем глаза заметил какое-то движение у себя над головой, а подняв голову, увидел охотящегося в перекрытиях местного кота. Так родилась пара снимков, жанр которых я определил словом "котометрия" :)

Котометрия (7)

P1000271-2b

P1000258-2b


Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/59606.html

Link | Leave a comment |

Comments {26}

iren_nb

(no subject)

from: iren_nb
date: Dec. 9th, 2013 12:24 pm (UTC)
Link

О, котометрия хороша!..
И именно в паре!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:29 pm (UTC)
Link

Спасибо! Мне тоже эти снимки в паре нравятся )

Reply | Parent | Thread

Нюша

(no subject)

from: arnichka
date: Dec. 9th, 2013 12:42 pm (UTC)
Link

Как чудесно! Я прошлой зимой себе нарисовала карту и пошла отважно обходить пассажи :) Правда моя прогулка началась плохо, - это я себе рисовала :) И надо было мне выйти на Château d'Eau. Я радовалась, что камера у меня в рюкзаке и поспешила ретироваться оттуда.

А вот про лестницу в галерее Вивьен не знала, возьму на заметку.

Спасибо! и жду продолжения с нетерпением.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:18 pm (UTC)
Link

А зря ретировались, там интересные места ))) Правда в выходные многое закрыто, надо в будни идти

Reply | Parent | Thread

Нюша

(no subject)

from: arnichka
date: Dec. 9th, 2013 02:27 pm (UTC)
Link

Была на выходных, так что в будни никак не получалось. И да, действительно многое было закрыто, но я об этом знала, смотрела расписание в интернете.

Я была слишком напугана при выходе из метро. Просто не ожидала :) Ни одного белокожего, сплошь парикмахерские и ребятца, стоящие вдоль домов по улице и говорящие мне что-то. Я тогда еще не совсем говорила по-французски, поэтому даже не знала, что они хотели, но подумала. что как-то мне одной лучше там не находится.

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:33 pm (UTC)
Link

Да, именно так - сплошные парикмахерские с темнокожим народонаселением )))

Reply | Parent | Thread

Лев Теверовский

(no subject)

from: leotever
date: Dec. 9th, 2013 02:13 pm (UTC)
Link

"Ах, какой пассаж"!)))

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:29 pm (UTC)
Link

"Ах, вернисаж, мучитель наш
Вы не одна, такой пассаж!" )))

Reply | Parent | Thread

Лили

(no subject)

from: lilis55
date: Dec. 9th, 2013 02:40 pm (UTC)
Link

"Лестницу Видока" забрала ))
Спасибо!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:50 pm (UTC)
Link

Всегда пожалуйста )))

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

endegor

Re: спасибо))

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 02:53 pm (UTC)
Link

Благодарю! Этот коллаж действительно получился оригинальным )))

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Фото дня

from: livejournal
date: Dec. 9th, 2013 02:41 pm (UTC)
Link

Пользователь lilis55 сослался на вашу запись в записи «Фото дня» в контексте: [...] а (Париж) http://nikolai-endegor.livejournal.com/59173.html?view=562981&style=mine#t562981 [...]

Reply | Thread

Dimka Plotnikov

(no subject)

from: dimka_plotnikov
date: Dec. 9th, 2013 03:36 pm (UTC)
Link

интересно и красиво, спасибо

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 04:11 pm (UTC)
Link

Рад что понравилось!

Reply | Parent | Thread

indfilm

(no subject)

from: indfilm
date: Dec. 9th, 2013 03:50 pm (UTC)
Link

С котейкой очень понравились! :)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 9th, 2013 04:11 pm (UTC)
Link

:))))))))))))))))

Reply | Parent | Thread

Olga

(no subject)

from: ajushka
date: Dec. 9th, 2013 05:25 pm (UTC)
Link

Первая фотография просто шикарная, графически философская.
С котами тоже отличные кадры:)
Эвридика на Ваших фотографиях тоже хороша, умеете Вы ракурсы выбирать:

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 10th, 2013 05:39 am (UTC)
Link

Спасибо Ольга!
Первое фото - это возможно лучшее из того, что я снял за все время

Reply | Parent | Thread

Olga

(no subject)

from: ajushka
date: Dec. 10th, 2013 07:57 am (UTC)
Link

Лиха беда начало:))))

Reply | Parent | Thread

Тыблоко

(no subject)

from: tybloko
date: Dec. 9th, 2013 08:37 pm (UTC)
Link

Кошки и завитушки - невероятно здорово.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 10th, 2013 05:39 am (UTC)
Link

Спасибо! )))))

Reply | Parent | Thread

Жöлтый кед

(no subject)

from: zholtyi_ked
date: Dec. 10th, 2013 01:31 pm (UTC)
Link

Прекрасно! Как вы здорово всегда рассказываете и показываете! Спасибо. :)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 10th, 2013 05:30 pm (UTC)
Link

Сердечно благодарю!

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Какой пассаж...

from: livejournal
date: Dec. 14th, 2013 04:56 pm (UTC)
Link

Пользователь ajushka сослался на вашу запись в записи «Какой пассаж...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Какой пассаж... [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Фото дня

from: livejournal
date: Dec. 26th, 2014 11:56 am (UTC)
Link

Пользователь lilis55 сослался на вашу запись в своей записи «Фото дня» в контексте: [...] а (Париж) http://nikolai-endegor.livejournal.com/59173.html?view=562981&style=mine#t562981 [...]

Reply | Thread