endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Картинки с выставки: (Не)подвижность

В питерском Манеже открылась необычная выставка: (Не)подвижность - русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева. Казалось бы, как можно показать классику необычно? Оказывается, очень даже можно! Огромное пространство Манежа устроители превратили в театр, где скульптуры оказались и актерами, и зрителями.


Абадонна и Мефистофель




Фойе. Федот Шубин, работы 1778 - 1802 годов.



Федот Шубин. Портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, 1782


Братья были добрыми друзьями. Но Александр, возможно знавший о заговоре против отца, принял после убийства Павла I титул императора. Константин же после этого события сказал, что никогда не взойдет на трон, и слово свое сдержал.




Гримерка. Параллельные зеркала создают эффекты бесконечных повторений стоящих тут бюстов художников, скульпторов, поэтов.

Александр Теребенев. Портрет поэта Н.В.Кукольника, 1847
Иван Витали. Портрет А.С.Пушкина, 1837


Я соединил фотографии этих двух скульптурных портретов вместе не только потому, что Кукольник и Пушкин были современниками, но и потому, что они в определенной степени были соперниками на поэтическом поприще, где слава первого зачастую превосходила славу второго. Но Пушкин теперь "наше всё", а кто нынче знает о Несторе Кукольнике?




Зеркала "Гримерки" замечательно вовлекают в игру посетителей, превращая их в актеров импровизированного манежного театра.




Бельэтаж представляет исторических личностей.

Марк Антокольский. Нестор-летописец. 1890



Глеб Дерюжинский. Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1910е.


Редкостное сочетание экспрессии и психологической выразительности. Хотя образы получились, на мой взгляд, в определенной степени упрощенными, передающими лишь одну из сторон характера персонажей.


Иван Ковшенков. Павел I награждает Суворова Мальтийским крестом, 1873.


Свет на некоторых экспонатах поставлен, можно сказать, виртуозно, придавая скульптурам какие-то дополнительные смыслы. Первая мобилография?


Павел Трубецкой. Модель конного памятника Александру III, 1905.


Уменьшенные копии памятников дают возможность взглянуть на знакомые изваяния с необычного ракурса. Характер царя, придерживавшегося консервативно-националистических взглядов, но заслужившего прозвище Миротворец, передан необыкновенно выразительно.




Кулуар отдан героям и литературным персонажам.

Федор Гордеев. Прометей, терзаемый орлом. 1769.


Сын скотника, Федор Гордеев в 14 лет был принят в Императорскую академию художеств, в 30 лет получил звание академика, а в 56 возглавил Академию, став ее ректором. "Прометея"  Гордеев выполнил во время своей пенсионерской поездки в Париж.


Михаил Попов. Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине. 1872.


Могу только высказать свое уважение устроителям выставки за то, с какой любовью они отнеслись к подаче практически каждого экспоната.


Владимир Беклемишев. Беглый раб. 1890


Прообразами этой работы стали герои романа "Хижина дяди Тома": вырвавшийся на свободу мулат Джордж Гаррис и его сын Гарри.


Павел Соколов. Девушка с кувшином. 1810.


Эта скульптура, созданная специально для парка в Царском Селе, стала своеобразным поэтическим символом. Ей посвящены рисунки и картины, два музыкальных произведения и целый ряд стихотворений известных поэтов:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок...
(А.С.Пушкин)

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги...
(А.А.Ахматова)




Выход на сцену оформлен барельефами Федора Гордеева из серии "Свадебный поезд Амура и Психеи" (1794).




Здесь же, между проходами и надписями "Тихо! Идет спектакль", установлена последняя и лучшая работа петербургского итальянца Ивана Витали, украшающая нынче Ольгин остров в Петергофе.

Иван Витали. Венера, снимающая сандалию. 1852.





Сцена. В этой части экспозиции царственные особы соседствуют с простолюдинами, а рядом с ними резвятся дети. Все это происходит под арии из оперы "Евгений Онегин".

Александр фон Бок. Екатерина II. 1879.


Скульптура была создана к 100-летию указа Екатерины о присвоении селу Морша статуса города и установлена в благодарном Моршанске. После Революции 1917 года бюст лишился короны и орденов, но был спасен от переплавки основателем моршанского музея П.П.Ивановым.


Матвей Чижов. Резвушка. 1883


Статуя девочки очень понравилась императору Александру II, и он заказал эту бронзовую отливку для своего крымского дворца в Ливадии.


Илья Гинцбург. Мальчик, собирающийся купаться. 1886.


Помимо портретов современников, скульптор создал целую галерею жанровых работ преимущественно на детскую тему. Они отличаются непосредственностью наблюдений и тщательностью трактовки деталей, образно представляя наивный детский мир. Детские статуэтки мастера были чрезвычайно популярны в России, они часто выставлялись и тиражировались для продажи.


Марк Антокольский. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1887


Этот скульптурный портрет был парным к бюсту Александра III, мужа Марии Федоровны, и находился в личных покоях императора в Зимнем дворце. Однако бюст Александра был разбит на куски во время революции (часть обломков сейчас найдена), и сохранился лишь прекрасный образ его супруги.


Павел Трубецкой. Портрет князя Мещерского. 1895.


Скульптор родился в итальянской семье князя Петра Трубецкого, которому за двоеженство запретили возвращаться в Россию. Первые свои работы Павел Трубецкой создавал в Италии, где и вылепил в импрессионистской манере бюст князя Мещерского.




Кулисы. Вид со второго этажа




Михаил Блох. Павел Самойлов в образе Гамлета. 1916.


В этом снимке мне пришлось пожертвовать светами, чтобы проявить лицо актера, погруженное в глубокую тень. Если говорить о минусах экспозиции, то для меня это слишком контрастный свет, оставляющий в темноте глаза некоторых статуй.




Зрительный зал. Вот только кто здесь зритель, а кто актер? Кто и за кем наблюдает?



В нижнем ряду сидят владыка преисподней Мефистофель (М.Антокольский, 1883) и ангел смерти Абадонна (А.Логановский, 1842), и это соседство, конечно же, не случайно.

На рядах амфитеатра выделяется "основоположник марксизма"

Анна Голубкина. Карл Маркс. 1905.


По диагонали от Маркса видны два скульптурных портрета писателя и художника А.Ремизова, созданные в один и тот же 1911 год двумя разными авторами: нижний бюст исполнен Анной Голубкиной, а верхний - Василием Кузнецовым.


Сергей Конёнков. Паганини. 1906


Конёнков обращался к образу гениального итальянского скрипача многократно, он создал более десяти его портретов в разных материалах, но этот был самым первым.


Правая сторона "Зрительного зала". На переднем плане копия памятника Пушкину работы А.Опекушина (1875).



Леопольд Бернштам. Портрет Ф.М.Достоевского. 1881


Скульптор договорился с Федором Михайловичем о сеансах позирования, но в январе 1881 года Достоевский неожиданно умер. По просьбе вдовы писателя Бернштам снял посмертную маску, по которой впоследствии и вылепил этот скульптурный портрет.





Галёрка. Своеобразный "музей в музее", посвященный корабельной скульптуре, к которой, оказывается, прикладывали руку самые выдающиеся мастера.



Слева на снимке - кормовое украшение фрегата "Медведь", выполненное Петром Клодтом (1856), ваятелем, чьи вздыбившиеся кони украшают Аничков мост и являются одним из символов Петербурга.


Михаил Микешин. Проект носового украшения императорской яхты "Держава". 1867.


Женщина-Россия держит в левой руке скипетр, а в правой - державу, символ государственной власти. Образ этот, однако, не был утвержден для реализации, и на царскую яхту установили носовое украшение в виде двуглавого орла. Скульптура же Микешина попала в Военно-морской музей.





Закулисье. На втором этаже Манежа царят кулисы. Длинные слегка колышущиеся полотнища развешаны по всему пространству, а в разрывах и проходах между ними размещены экспонаты.




Владимир Беклемишев. Христианка первых веков. 1891


За эту работу, созданную во время пенсионерской поездки в Италию и навеянную посещением римских катакомб, скульптор получил звание академика.


Илья Гинцбург. Дон Кихот и Санчо Панса. 1892-95
1.


2.


Разработка образа Дон Кихота заняла у скульптора несколько лет и обозначила переход от жанрового портрета к социальной проблематике. По словам автора, он хотел отразить в этой композиции главные идеи Сервантеса: сумасбродство отживающего дворянства, невежество забитого крестьянства, праздность тунеядцев, которые "сажают на коней" ослеплённых идеалистов, а потом издеваются над ними...


Евгений Лансере. Донские казаки. 1878.


Скульптура посвящена казакам, принимавшем участи в форсировании Дуная во время Русско-турецкой войны. По воспоминаниям современника, Лансере с удовольствием ездил на лошадях донской породы и хорошо их изучил.


Анна Голубкина. Туман. 1899.


Эта многоликая ваза - одна из самых любимых моих скульптур. Голубкина два года училась у Родена, и "Туман" был создан ею сразу после возвращения в Москву из Парижа.


Юлия Свирская. Эпилог. 1915


Парная работа к скульптуре "Прелюдия", где молодой человек, стоя на коленях, целует даме ножку.

Об одной важной особенности выставки я не упомянул - это объединение скульптур с оперными ариями. Почти в каждом зале звучит своя тема и даже стоят таблички с пояснениями к музыкальному сопровождению. Но, честно скажу, этой частью экспозиции я не проникся...

В целом же выставка произвела отличное впечатление и смело может быть рекомендована к посещению.

.
Tags: art, exhibition, piter, sculpture
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • Несовременная фотография

    В Санкт-Петербургском музее Эрарта открылась выставка "Несовременная фотография" - ретроспектива моих парижских работ, созданных за…

  • Древние звезды Востока

    Свет восточных звезд виден и на западе. Эта запись - небольшой виртуальный тур по музеям Вены, Парижа и Берлина, где представлены шедевры древней…

  • Самый старый портрет анфас?

    Возник у меня вопрос: а когда начали рисовать портреты не в профиль, а в фас? Не лепить из глины, не вырезать в камне-дереве, а именно рисовать или…

  • Поцелуй музы

    Каждый поэт мечтает быть поцелованным музой, но не всем такой поцелуй достается при жизни. По легенде, когда нож гильотины отсек голову мятежного…

  • Смотреть и видеть: художник и модель

    "Я так вижу!" - это последний, а иногда и единственный аргумент, которым художник, будь он живописец, скульптор или фотограф, завершает…

  • Господин рисовальщик

    Есть художники, которые создают свой особенный мир и существуют в нем практически всю жизнь. Случается, их замечают и даже начинают почитать как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “art” Tag

  • Несовременная фотография

    В Санкт-Петербургском музее Эрарта открылась выставка "Несовременная фотография" - ретроспектива моих парижских работ, созданных за…

  • Древние звезды Востока

    Свет восточных звезд виден и на западе. Эта запись - небольшой виртуальный тур по музеям Вены, Парижа и Берлина, где представлены шедевры древней…

  • Самый старый портрет анфас?

    Возник у меня вопрос: а когда начали рисовать портреты не в профиль, а в фас? Не лепить из глины, не вырезать в камне-дереве, а именно рисовать или…

  • Поцелуй музы

    Каждый поэт мечтает быть поцелованным музой, но не всем такой поцелуй достается при жизни. По легенде, когда нож гильотины отсек голову мятежного…

  • Смотреть и видеть: художник и модель

    "Я так вижу!" - это последний, а иногда и единственный аргумент, которым художник, будь он живописец, скульптор или фотограф, завершает…

  • Господин рисовальщик

    Есть художники, которые создают свой особенный мир и существуют в нем практически всю жизнь. Случается, их замечают и даже начинают почитать как…