endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Древние звезды Востока

Свет восточных звезд виден и на западе. Эта запись - небольшой виртуальный тур по музеям Вены, Парижа и Берлина, где представлены шедевры древней архитектуры из Египта, Месопотамии, Персии, Малой Азии...



Египет, XX-XII века до нашей эры

Египетский зал венского Музея истории искусств


В венском музее KHM можно заглянуть в древне-египетский храм. В архитектурном решении египетского зала использованы три подлинные александрийские колонны из гранита (ок. 1420 г. до н.э.), подаренные императору Францу-Иосифу правительством Египта. Стены декорированы фресками из гробницы номарха Хнумхотепа II, правителя города Менат-Хуфу, жившего около 1900 года до н.э., а потолки повторяют росписи из поминального храма Рамзеса III, построенного в 1150-х годах до н.э.





Ассирия, VIII век до нашей эры

В Ассирийском зале Лувра


В 1850х годах французский археолог-любитель Поль-Эмиль Ботта открыл одну из столиц древней Ассирии, город-крепость Дур-Шаррукин. Ворота царского дворца охраняли огромные крылатые человеко-быки, и это была первая встреча европейцев с шеду, ставшими символом ассирийской культуры.


Ворота дворца Саргона II в Дур-Шаррукине,


Это не реальный снимок, а фото-реконструкция по рисунку Эжена Фландена, сделанному в 1863 году во время раскопок дворца Саргона II. Для ее создания я использовал фотографии экспонатов, которые выставлены в ассирийских залах Лувра.


Зал ассирийского дворца


Этот зал находится в Пергамском музее Берлина. Он обобщает представления об убранстве дворцов ассирийских царей: кроваво-красные стены украшены глазурованными фризами и резными алебастровыми рельефами, арочный вход охраняют шеду, деревянный потолок вызолочен.



Вавилон, VI век до нашей эры

Ворота Иштар


Ворота богини Иштар - одно из чудес Вавилона. Они были сооружены по велению царя Навуходоноссора, время правления которого стало вершиной могущества вавилонской державы. Останки ворот и ведущей к ним дороги процессий были открыты в 1899 году экспедицией немецкого археолога Роберта Кольдевея. Кольдевей переправил в Берлин несколько тысяч ящиков с обломками глазурованного кирпича, из которого были когда-то сложены ворота Иштар. Понадобилось почти 30 лет, чтобы воссоздать ворота в специально выстроенном для этой цели зале Пергамского музея.


Фрагмент стены дворца Навуходоноссора. Пергамский музей, Берлин



Дорога процессий в Вавилоне


Фото-реконструкция выполнена по макету Дороги процессий, отражающему результаты раскопок Кольдевея в Вавилоне. При создании этого коллажа я использовал только фотографии реальных экспонатов Пергамского музея.



Персия, V век до н.э.

В персидском зале Лувра


Лувр располагает большой коллекцией архитектурных элементов, фризов и рельефов, относящихся ко времени правления царей из древне-персидской династии Ахеменидов (VII-III вв. до н.э.). Они сумели завоевать Ассирию и Вавилон, но затем их империя пала под натиском фаланг Александра Македонского. В центре на снимке выше - капитель колонны ахеменидского дворца в Сузах, построенного Дарием I Великим. Подобные капители венчали колонны высотой 15-18 метров, которые поддерживали своды ападан - гигантских парадных залов персидских дворцов (например, ападану Персеполя называли стоколонной, а ее площадь равнялась 3900 кв.метров).


Фризы из дворца Дария I в Сузах. Лувр, Париж



Фрагмент фриза из гарема Дария I в Сузах.



Зал персидского дворца времен Ахеменидов (фото-реконструкция)


Достоверных изображений интерьеров дворцов в Персеполе или Сузах я не обнаружил, поэтому приведенный выше коллаж - это моя вольная фантазия. Для его создания использованы фотографии, сделанные в персидских залах Лувра.



Кария, I-II вв. н.э.

Ворота Милетского рынка. Пергамский музей, Берлин


Древнегреческий город Милет находился на западном побережье полуострова Малая Азия в исторической области Кария (современная Турция). Этот полис достаточно умело лавировал между Грецией на западе и Персией на востоке, так что имя милетцев даже вошло в пословицу и употреблялось для обозначения счастливых и удачливых людей. В начале нашей эры Милет мирно подчинился Римской империи и обогатился новыми классическими ансамблями. Один из них - рыночные ворота - был построен в I веке нашей эры. Он был вновь открыт в начале XX века экспедицией под руководством немецкого археолога Теодора Виганда. По соглашению с правительством Османской империи памятник был доставлен в Берлин по частям в течение 1907-08 гг., а затем собран в специально построенном зале Пергамского музея.


Стоя из Милета, Пергамский музей


Античная стоя - это длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Берлинскую стою также нашли в Милете, а затем пересобрали в Пергамском музее.




Аравия, VIII век

Стены дворца Мшатта, Пергамский музей, Берлин


Строительство этого дворца было начато в 733 году, близ Аммана, столицы современной Иордании. Это был период правления арабского халифа Аль-Валида II, чьи владения простирались от Испании до Индии. Однако во время внутреннего мятежа 744 года Аль-Валид погиб и строительство дворцового комплекса было остановлено. В конце VIII века недостроенный дворец пострадал в результате землетрясения: большая часть колонни и сторожевых башен были разрушены. С тех пор он был полностью заброшен.

В конце XIX века этот памятник привлек внимание немцев, работавших на строительстве железной дороги близ Аммана. Вскоре весть дошла и до кайзера; в итоге переговоров османский султан Абдулхамид II в знак дружбы передал часть драгоценного фасада дворца Мшатта германскому кайзеру Вильгельму II.


Фасад дворца Мшатта, каким он мог бы стать



Фрагмент фасада и ворот дворца Мшатта.




Анатолия,  XIII век

Михраб из Коньи. Пергамский музей, Берлин


Михраб - это молитвенная ниша, которая ориентирована на Мекку. Когда-то эта ниша, облицованная цветной плиткой, была частью мечети на территории Коньи, одного из древнейших городов Турции. Конья - центр суфийской мистической практики, родина основателя Мевлеви - братства кружащихся дервишей, место паломничества для многих мусульман.


Михраб из Кашана




Сирия, XVI-XVII век

Комната из Алеппо. Пергамский музей, Берлин


"Алеппская комната" является примером слияния различных религиозных традиций. Она находилась в доме христианского купца Исы бен Бутроса, (прибл. 1600 г.). В прекрасную роспись деревянных панелей мастерски вписаны библейские сюжеты с надписями на арабском языке. Чтобы не привлекать внимание случайных посетителей, они интегрированы в красивый орнамент, характерный для исламского искусства.






Иран, XVIII век

"Персидская синь", музей Бранли, Париж


"Персидская синь" — это особенный оттенок синего цвета, названный по цвету ковров, керамики и плитки, применяемой в отделке дворцов и мечетей в Иране и странах Ближнего Востока. Эта краска получается из лазурита, который добывают в Иране и Афганистане.

"Танец маленьких дьяволиц" и "Зайчики" - изразцы неизвестного персидского художника XVIII века, иллюстрирующие древнюю арабскую рукопись под названием "Чудеса творения". В искусстве Ирана-Персии никогда не существовало запрета на изображение живых существ, в том числе человека и его тела.

"Чудеса творения"


.
Tags: archeology, architecture, art, history
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “history” Tag