endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Самый старый портрет анфас?

Возник у меня вопрос: а когда начали рисовать портреты не в профиль, а в фас? Не лепить из глины, не вырезать в камне-дереве, а именно рисовать или писать красками. Так, чтобы ясно было видно лицо с двумя глазами, носом и ртом. Спросил одного, другого... посмотрел там, тут... Но нет, похоже, этим простым вопросом никто не задавался.


Портрет молодой женщины. Хавара, 120-150 гг. н.э. Египетский музей, Каир


Стал копать. Конечно, первыми на ум пришли любимые фаюмские портреты. Они - одна из вершин мирового искусства и одни из самых древних из дошедших до нас портретных изображений. Какой из них самый старый? Похоже, как раз тот, который и самый удивительный по технике, - портрет Алины, выполненный в начале I века нашей эры.

Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Новый музей, Берлин



Фаюмские портреты появились в то время, когда Октавиан Август победил Клеопатру и сделал Египет колонией Рима (30 г. до н.э.). Но римская культура проникла в Египет еще раньше, италийские мастера работали в Египте уже при Цезаре. А еще раньше, со времен первых фараонов македонской династии Птолемеев, работали тут греки. Может быть, более старые  изображения лиц нужно искать на европейском континенте?

Геркулес и Омфала (фрагмент), фреска I в.н.э. из Помпей. Археологический музей, Неаполь



Портрет из "Виллы Мистерий" (фрагмент), рубеж I в.н.э., Помпеи



Когда смотришь на эти фрески, сразу видишь школу. Но как она возникла, откуда пошла? Чуть копнув вглубь, понимаешь, что римское изобразительное искусство вырастало из греческого. Именно туда ведут корни, там, вероятно, и нужно искать первые портреты. К сожалению, сохранившиеся образцы греческой живописи можно пересчитать по пальцам. Но они все же есть, и на них видны лица - и анфас, и в три четверти (которые изобразить всего труднее).

Мастер Кодзамакис. Роспись гробницы фракийского правителя Ройгоса, ок. 250 г. до н.э. Казанлык, Болгария



Мастер Гносис. Охота на оленя, ок. 300 г. до н.э. Археологический музей Пеллы, Греция


Полагают, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую греческую живопись, да и сделать мозаику можно было лишь по предварительному живописному наброску. Произведение, вероятно, изображает Алекандра Македонского (справа) и его ближайшего друга Гефестиона (слева).

А вот, пожалуй, самая старая роспись: портрет безвестной красавицы из фракийской гробницы Оструша (близ г. Шипка, Болгария), датируемой серединой IV века до н.э.




К счастью, греки также расписывали керамику, сохранность которой оказалась гораздо выше, чем фресок, или картин на досках. На кувшинах и чашах можно найти прекрасные рисунки и композиции. Попробуем проследить как изображались на них лица.

Панафинейская амфора (фрагмент), 332-331 гг.до н.э. Британский музей, Лондон


Такие амфоры вручались победителям состязаний на Панафинейских играх. На них указывалось имя тогдашнего архонта (правителя), что позволяет делать достаточно точные датировки. Панафинейские амфоры традиционно изготавливались чернофигурными, даже когда более молодой краснофигурный стиль давно стал господствующим (черным лаком рисовались либо фигуры, либо закрашивался фон - тогда фигуры оставались красными, цвета обожженой глины).

А вот лица, нарисованные почти на век ранее (краснофигурный стиль):

Мастер Сизифос. Геракл и кентавр Несс, ок. 420 г. до н.э. Лувр, Париж



Женщина с зеркалом, ок.430 г. до н.э. Лувр, Париж


Отметьте жест руки и изящные брови на последнем портрете. Сразу вспоминаются рисунки Матисса.

Двинемся глубже. На рубеже VI века до н.э. лиц в пол-оборота уже не встречается, да и фронтальные изображения становятся редкими гостями среди многих и многих профилей.

Атлет. 490-500 гг. до н.э., Лувр, Париж



Самые старые греческие сюжеты, которые я обнаружил, портретами можно назвать с натяжкой. Это стилизованное лицо медузы Горгоны, которое изображали на щитах греческие войны для устрашения противника, и герой Главк в шлеме, повернувшийся лицом к зрителю в сцене Троянской войны.

Битва под стенами Трои. Ок. 540 года до.н.э. Галерея Виктории, Мельбурн



И дальше от нас во времени - лишь профили. И прекрасные критянки, и божественной красоты девушки Санторина на зрителя не смотрят...

Девушка, собирающая крокусы (фрагмент). XVI-XVII век до н.э., Тира (Санторин), Греция



Больше Европа ничем не порадовала. Несмотря на обилие статуй, представлявших лица людей и богов с большим искусством и высоким правдоподобием, что-то словно препятствовало делать то же самое художникам. Канон? Традиция? Нехватка мастерства? В последнее мне верится с трудом...

Но вернемся к фаюмским портретам, которые открывали поиск. Это ведь не только античное веяние, но и египетская погребальная традиция. Нет ли рисованного фронтального портрета в египетском искусстве?

Оказывается есть! Не так давно, в 2017 году, в запасниках Эдинбургского музея обнаружили покров мумии чиновника, погребенного в 9 году до нашей эры. Египтяне хоронили усопших в саркофагах, но это была достаточно дорогостоящая процедура, и в эллинистический период стали использовать саваны, на которые наносили изображение усопшего, что заменяло погребальную маску.

Саван мумии, I в. до н.э. Национальный музей, Эдинбург, Шотландия


На этом саване покойный изображен в виде бога Осириса. Но когда начали создавать подобные образы? Египетские традиции сохранялись веками, если не тысячелетиями, и менялись очень медленно. Есть ли образцы более древних покрывал с рисунками?

И вот свежая новость: в 2020 году в местечке Саккара под Каиром, где находится целая долина древних захоронений, обнаружили нетронутые ранее гробницы, относящиеся к VI-VII векам до н.э. Их вскрывали в октябре 2020-го в присутствии прессы и многочисленных зрителей, репортажи об этом событии есть в сети. И посмотрите, одна из мумий оказалась с портретом.

Вскрытие саркофага VI-VII века до н.э., Египет
1.


2.



Понятно, что саван еще не снят - это длительный процесс, требующий тщательной и аккуратной работы. Но нарисованное лицо хорошо различимо. Неужели именно этот портрет среднего египетского служащего является самым старым "фасом"? Не делали ли похожих портретов еще раньше, например на саркофагах?

Саркофаги певицы Танетеререт, 1069-945 гг. до н.э. Лувр, Париж.


Похоже, что ответ отрицательный. Саркофаги всегда выполнялись как скульптурные объекты, с объёмными элементами рук и ног и четко артикулированным лицом. Их хоть и расписывали, однако это было раскрашивание статуи, а не рисование портрета на гладкой поверхности. Только на дно самого внутреннего из всех саркофагов наносилось изображение человека, но там оно было традиционным: с развернутым к зрителю туловищем и повернутой в профиль головой. И чем выше было положение умершего, там строже выдерживались каноны и тщательнее соблюдались традиции при его изображении - и в погребальных росписях, и в тех образах, что оставались для живых.

...И все таки, египтяне не подвели. При росписи гробницы писца Небамона, выполненной 3400 лет назад, безвестный художник отошел от строгого канона и изобразил двух музицирующих девушек не в профиль, а в фас:

Роспись гробницы Небамона (фрагмент), 1390 год до н.э., Британский музей, Лондон
1.


2.


И пока это самое старое фронтальное изображение лиц, которое я нашел. Делаю ставку на него. Кто "больше"? Присоединяйтесь!


Upd 19.01.2021

Благодаря комментариям гостей и читателей, историю портретов анфас можно продолжить.

voronkov_kirill указал на изображение шумерского воина, борющегося с двумя быками. У быков человеческие лица, повернутые к зрителю.

Деталь арфы из Ура, ок 2500 г.до н.э., Музей археологии Пенсильванского университета (Penn Museum)


Мотив человека-быка был очень популярен в шумерско-аккадской культуре. Он затем распространился по всей Месопотамии, приняв наиболее выразительную форму у ассирийцев в их крылатых шеду (ламасу). И пусть на арфе не чистый рисунок, а резьба по перламутру, это изображение достаточно близко по технике к греческой вазописи, и его вполне можно отнести к теме первых фронтальных портретов.


andobor прислал замечательное портретное изображение из пещеры Ла-Марш во Франции, возможно относящееся ко времени палеолита. В этой пещере была обнаружена целая галерея реалистичных портретов, все лица изображены в профиль, но одно повернуто почти фронтально.

Лицо из пещеры Ла-Марш. Предположительно, 14500 лет назад. Музей пещеры Ла-Марш, Франция.
1.


2.


Оригинал не столь впечатляет, как реконструкция, но хочется верить, что древний шедевр (если он действительно древний) восстановили верно, и тогда перед нами самое старое изображение лица анфас.

Однако, следует упомянуть, что в научном мире до сих пор не утихают споры о подлинности рисунков из пещеры Ла Марш. Аргументы сторон достаточно убедительны, поэтому окончательный вывод, подлинник перед нами или подделка XX века, делать пока рано.

.
Tags: art, egypt, greece, painting, portrait, rome
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Смотреть и видеть: художник и модель

    "Я так вижу!" - это последний, а иногда и единственный аргумент, которым художник, будь он живописец, скульптор или фотограф, завершает…

  • Интимный Ауденбург

    Ауденбург(Oudenburg)... Я бы наверное никогда не узнал о существовании этого фламандского городка, если бы не приглашение приехать в местный…

  • Воскресшие боги арамеев

    Немногие, наверное, слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Древний Египет в портретах

    Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию…

  • В греческом зале

    "Человек есть мера всех вещей", говорили древние греки. Человек был главным объектом и героем античного искусства на протяжении многих…

  • Чудо фаюмских портретов

    Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal

  • Смотреть и видеть: художник и модель

    "Я так вижу!" - это последний, а иногда и единственный аргумент, которым художник, будь он живописец, скульптор или фотограф, завершает…

  • Интимный Ауденбург

    Ауденбург(Oudenburg)... Я бы наверное никогда не узнал о существовании этого фламандского городка, если бы не приглашение приехать в местный…

  • Воскресшие боги арамеев

    Немногие, наверное, слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Древний Египет в портретах

    Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию…

  • В греческом зале

    "Человек есть мера всех вещей", говорили древние греки. Человек был главным объектом и героем античного искусства на протяжении многих…

  • Чудо фаюмских портретов

    Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских…