endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Интимный Ауденбург

Ауденбург(Oudenburg)... Я бы наверное никогда не узнал о существовании этого фламандского городка, если бы не приглашение приехать в местный археологический музей, где открылась выставка под названием Roma intima - Интимный Рим.


Пара с собачкой у входа в публичный дом. Около I в.н.э.


Ауденбург находится примерно в 20 км к западу от Брюгге и в 10 км от Северного моря. Когда я впервые услышал о здешнем Римском археологическом музее, то слегка удивился: где Рим, и где Фландрия? И почему вдруг археологический музей находится в маленьком городке с населением 9 тыс жителей, который можно, наверное, назвать и деревней? Оказалось, на всё есть свои причины. В первые века нашей эры на этом месте находился римский каструм - постоянный укрепленный лагерь, своего рода военная база Римской империи. Вокруг него постепенно вырос городок, который продолжил свое существование и когда римляне ушли.


В фойе Римского археологического музея Ауденбурга



Фактически, музей возник вокруг раскопок римского лагеря и окружавших его поселений, а экспонатами его являются находки археологов: монеты, оружие, стекло, амфоры, чаши, кувшины, гребни, плащи, предметы из найденных в округе захоронений.

Форма римского знаменосца (вексиллярия)


Звериная шкура знаменосца подчеркивала его особый статус, выделяла среди остальных воинов. Знамя, которое носил вексиллярий, представляло собой прямоугольный штандарт с эмблемой и номером подразделения, насаженный на длинное деревянное древко.


Одно из захоронений римских времен (IV в.н.э.), найденное близ Ауденбурга.



В конце февраля 2020 года, еще до начала эпидемии ковида, музей открыл небольшую выставку, посвященную интимной жизни в римском обществе и военных лагерях. Вот несколько ее экспонатов.

Античная масляная лампа, III-IV в.н.э.


Эротическая тематика рисунков и рельефов на лампах должна была способствовать любовным утехам и помогать продолжению рода.


Женские кожаные трусы.


По-видимому, подобные трусы использовались как одежда для физических упражнений, но не как нижнее белье. Пример можно увидеть на мозаиках сицилийской виллы Арретино.

Мозаика виллы Арретино, Сицилия, III в.



Фаллический культ был в римском обществе одним из самых распространенных. Фаллос являлся символом плодородия, удачи, власти. Считалось, что его изображение или изваяние охраняет от воров и грабителей, отводит "дурной глаз". Фигурки-фаллосы называли "fascinum" по имени фаллического божеста Фасцина, защитника от колдовства и злых демонов.

Фаллические фигурки - храмовые жертвоприношения (1), приворотный столп (2), амулеты (внизу).



Маленькие фаллосы носили на шее как амулеты, использовали как обереги, охраняющие дом или человека. Боги Приап и Меркурий иногда изображались в форме фаллосо-подобных фигурок с крылышками, что подчеркивало их божественное происхождение. Подобные обереги, спрятанные в золотые футлярчики, надевали детям, а римские воины, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колесницам, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.

Фаллос-колокольчик вешали при входе в дом или в лавку



Следующий экспонат-инсталляция показывает туалет римского военного лагеря. Впрочем, практически такими же были и публичные римские туалеты, с той только разницей, что последние были больше и богаче: с мраморными сиденьями, фонтаном в центре и платой за вход (а заранее нагревать холодные каменные сидения хозяева посылали своих рабов). В желобе у ног текла вода, туда макали палку-подтиралку, на конце которой была привязана губка. Вертикальные дырки под сиденьями, которые отсутствуют в нынешних толчках и унитазах, как раз и предназначены для просовывания подтиралок.




На стенах видны типичные "туалетные" рисунки и надписи - многие из них известны по помпейским раскопкам. Одну надпись я пытался перевести (Cacator, sic valeas ut tu hoc locum traseas), у меня получилось что-то типа: "Засранец, может ты наконец уберешься отсюда", но утверждать не буду, в латыни я не силен :).

В руках у "заседателя" прообраз современного порно-журнала, вполне возможно, что такие картинки были характерны для небогатой солдатской среды (писали и рисовали тогда на папирусе, поставлявшемся из Египта).




Те, кто скопил или отложил немного денег, мог не ограничиваться картинками, а посетить публичный дом. В римском обществе он назывался лупанарий, дословно - "логово волчиц" - так в обиходе называли проституток. Лупанарий представлял из себя отдельное здание со множеством комнат-клетушек, в большинстве своем даже без окон, таких маленьких, что в них помещалось одно только рабочее ложе.



Над входом писалось имя жрицы любви (типа "Прекрасная гречанка", "Нежный цветок", и т.п.) и помещалась картинка, иллюстрирующая предоставляемые услуги. Задернутая занавеска означала, что хозяйка клетушки занята, отдернутая приглашала клиента зайти.


Спинтрии


Большинство этих «монеток» отчеканены из бронзы и имеют эротический сюжет. На оборотной стороне обычно находятся римские цифры от I до XX, значение которых пока не установлено. По наиболее распространенной гипотезе эти жетоны использовались для оплаты труда проституток. Их получали в обмен на деньги, которые собирала матрона, управлявшая лупанарием. При этом исходят из факта, что разного рода жетоны широко использовались в Риме в качестве входных билетов на зрелища, при проведении лотерей и т.п. Но существуют также мнения, что спинтрии применялись в качестве игральных фишек, или как номерки гардероба для посетителей бань. Так или иначе, само слово "спинтрия" являлось в Риме презрительным прозвищем бисексуалов.


Картины эротического содержания были достаточно распространены в римском обществе и украшали не только бордели, но и богатые патрицианские дома; некоторые из них поднимались до уровня художественности и психологизма.

Фреска из Помпей, I в.н.э. Национальный археологический музей, Неаполь



Римский археологический музей Ауденбурга расположен в главном доме бывшего аббатства Святого Петра. Дата постройки здания - 1756 год - показана на стене, ее образуют кованые якоря-стяжки, укрепляющие стены.



Аббатство было построено из камней, взятых с развалин бывшего римского каструма, поэтому вполне заслуженно стало хранилищем его артефактов.


Аббатский дворик, ныне городской сквер.


В этом сквере проходят традиционные "дни римской культуры", на которые съезжаются реконструкторы со всей Фландрии. Романтическая башенка в центре когда-то служила беседкой, а позже - резервуаром для воды и ледником, сейчас же она является отличной декорацией для игрищ.


Центральные ворота аббатства Св.Петра



Как и многие другие монастырские сооружения, аббатство было одновременно и укрепленным пунктом со своими стенами и защитными башнями. Фландрия постоянно опасалась соседей, особенно французов, которые веками "точили зубы" на этот самый развитый кусочек Европы. Особенно разрушительным было французское вторжение конца XVIII века, когда революционные войска "понесли свет демократии" в соседние страны. Аббатство Св.Петра было разграблено и разрушено, превратившись из небольшой крепости в тихую ферму.

Здания фермы, где в XIX веке монахи держали животных, выращивали овощи, пекли хлеб и варили пиво.


В 1980х годах монастырская ферма прекратила существование, уступив натиску общепита и промышленного производства. Сейчас здания стоят полу-заброшенными.


Центральная улица Ауденбурга и местная церковь Богоматери, XIX век


Пожалуй, это единственная улица, оправдывающая городской статус Ауденбурга. Она проходит по главной оси бывшего каструма. А церковь Богоматери стоит в той самой точке, которая была когда-то центром римского лагеря.

А двух шагах в сторону от этой улицы уже начинаются поля. Своего рода фламандская глубинка.




...И чуть не забыл про собачку, с которой эта запись начинается. Вряд ли собак пускали в публичный дом. Но зачем тогда было брать ее с собой? Оказывается, у римских питомцев была одна специфическая обязанность: уметь довести своего хозяина до дома, например, после попойки или из незнакомого места. Получалась этакая живая нить Ариадны.

.
Tags: #блогерскаяосень, archeology, erotism, flandre, history, museum, travels
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Чудо фаюмских портретов

    Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских…

  • Вавилон Навуходоносора

    Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Этот царь прославился как удачливый завоеватель,…

  • Воскресшие боги арамеев

    Немногие, наверное, слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Девять тысяч лет, Карл!

    Знаете ли вы, каков возраст самого древнего экспоната Лувра? Девять тысяч лет. И этот предмет не скромный черепок, а статуя человека высотой более…

  • Древний Египет в портретах

    Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию…

  • В греческом зале

    "Человек есть мера всех вещей", говорили древние греки. Человек был главным объектом и героем античного искусства на протяжении многих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal

  • Чудо фаюмских портретов

    Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом. Как это? за 5 веков до византийских…

  • Вавилон Навуходоносора

    Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Этот царь прославился как удачливый завоеватель,…

  • Воскресшие боги арамеев

    Немногие, наверное, слышали название деревушки Тель Халаф, расположенной в сирийском Курдистане, в паре сотен метров от железной дороги, разделяющей…

  • Девять тысяч лет, Карл!

    Знаете ли вы, каков возраст самого древнего экспоната Лувра? Девять тысяч лет. И этот предмет не скромный черепок, а статуя человека высотой более…

  • Древний Египет в портретах

    Меня всегда интересовало, как возникло и развивалось искусство портрета. В памятниках древнеегипетской цивилизации можно проследить эволюцию…

  • В греческом зале

    "Человек есть мера всех вещей", говорили древние греки. Человек был главным объектом и героем античного искусства на протяжении многих…