endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Прогулки по Парижу. Nostalgie - III

Окончание. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/22679.html

В первых двух частях я показал кусочки Парижа, которые мало изменились с 1900 года. А теперь посмотрите на тот город, который растворился во времени...



Город, которого нет

Многие павильоны Всемирной выставки располагались по набережным Сены. От моста Александра III в сторону Эйфелевой башни тянулась Набережная наций, отданная выставочным комплексам иностранных государств.

Набережная наций, вид с моста Александра III





Снимок той же набережной с моста Инвалидов, следующего вниз по течению.




Сейчас с этой точки открывается совсем иной вид...




Еще ниже по течению находится мост Альма, от него по правому берегу начиналась часть выставки, которая называлась Старый Париж




Увы, современные снимки этих мест как-то и показывать неудобно, настолько разителен контраст с прошлым




На заднем плане двух предыдущих фотографий виден мост Дебийи, пожалуй, единственное сооружение 1900 года, которое сохранилось до наших дней в этих местах.




Не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временные явления. Мост Дебийи прямое тому подтверждение: построенный как временный, только на период Выставки, он пережил и переименования, и сердитые нападки академиков архитектуры, и даже сдвиг на новое место. В 1900 он соединял "Старый Париж" с Павильоном французской армии и флота




Сейчас эта пешеходная переправа ведет от Музея современного искусства (дворец Токио) на правом берегу Сены к музею Бранли на левом.

Дворец Токио




Про музей Бранли хочется сказать особо. Коллецию его составляют предметы «примитивного искусства» коренных народов Азии, Африки, Америки и Океании. Но знаменит музей не только этим, но и двумя садами, один из которых окружает музей, а другой... располагается на его стенах.

Музей Бранли




Автор вертикального сада - Патрик Блан, известный ботаник, изобретатель и дизайнер вертикальных ланшафтов. Блан потратил почти 10 лет, чтобы научиться создавать вертикальные сады невиданной доселе сложности и масштаба. Изучив растительные сообщества, существующие на сырых поверхностях и в расщелинах скал разных стран мира, Блан разработал оригинальные способы их воспроизведения, как на внутренних, так и на внешних стенах городских зданий.

Вертикальный сад






А во время Всемирной выставки как раз на этом месте находилось, точнее, проходило, другое революционное изобретение – движущийся тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя полосами, движущимися с разными скоростями.



За время эксплуатации, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами Парижа. Благодаря полутораминутному ролику Томаса Эдиссона мы тоже можем проехаться на этом тротуаре




Мы подошли к Марсову полю – главной площади выставки. С одного ее торца размещались грандиозные дворцы Воды и Электричества, по размерам сопоставимые с Эйфелевой башней, по краям стояли выствавочные павильоны, а второй торец замыкала сама Железная дама.

Дворец воды




Марсово поле с Эйфелевой башни

Тогда...



Сейчас...





На противоположном берегу Сены, прямо напротив Башни, возвышался дворец Трокадеро




Справа от дворца виднеются знакомые каждому россиянину силуэты, словно в Париже вырос свой Кремль. И это действительно было так: Российский павильон был маленькой копией Кремля.




Увы, ни нашего павильона, ни самого дворца Трокадеро давно уже нет, оба они остались только на старых фотографиях. Вернее, дворец существует, и даже носит то же название, но ни внешне, ни стилистически своего предшественника он ничем не напоминает.

Дворец Трокадеро



Правое крыло Трокадеро - место, где раньше стоял Российский павильон.




Зато осталась неизменной красавица Башня, и, я думаю, она даже похорошела, благодаря искусной подсветке.



А башни все те же, и гимн красоте звучит, как встарь звучал
Их тонкие шпили о прошлом забыли, глядясь в Большой канал...

                                                                      Р.Хайнлайн



На этом прогулку по Парижу 1900 года можно было бы закончить. Но мне хочется сделать один поклон и вспомнить о строителях Выставки, да и всего тогдашнего Парижа. Представьте, какую огромную стройплощадку являл собой город в конце ХIХ века, если всего за несколько лет и к определенной дате было построено столько грандиозных и прекрасных сооружений.

Панорама строительства моста Александра III и Большого дворца




Население Парижа выросло в тот период на сотни тысяч человек, сюда съезжались рабочие и строители со всей Франции. Селились они в окраинных кварталах, в частности в нынешних 14-м и 15-м округах. Для того, чтобы они чувствовали себя комфортнее, на границе округов было решено построить церковь. Архитектор Жюль Астрюк придал ей черты, созвучные с местами, где трудились рабочие: интерьер основан на тех же железных конструкциях, что и павильоны Всемирной выставки. Так родилась церковь Рабочей Богоматери (Notre Dame du Travail) – памятник своей эпохи и памятник строителям Парижа 1900х годов.

Notre Dame du Travail









Tags: architecture, belle epoque, history, paris, paris walks
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments