endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Мраморы Рускеалы

На полпути между Сортавалой и финской границей лежит Рускеальский горный парк - одно из красивейших мест Карелии. С XVII века здесь добывали мрамор - и для строительных, и для отделочных, и для промышленных целей




Название Рускеала предположительно происходит от корелького рускеа - коричневый. Эта древняя земля неоднократно меняла владельцев: до начала XVII века она была новгородской, затем принадлежала шведам, потом ее отвоевал Петр I, еще через двести лет она вошла в состав Финляндии (1918-40, 1941-44), пока наконец не вернулась к России осенью 1944-го. Менялось и здешнее население: уходили и возвращались корелы и русские, приходили и уходили финны.

Первые разработки мрамора в Рускеале были начаты шведами в середине XVII века. Они брали камень на известь, прорубая в породе галереи. После Северной войны XVII века эти ломки были заброшены и забыты больше чем на пятьдесят лет. Второе открытие мраморного месторождения было сделано пастором Самуилом Алопеусом, прибывшим из Петербурга в Сердоболь (Сортавалу) для поднятия местного прихода. Его краеведческие исследования и книга "Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии" были высоко оценены чиновниками Екатерины II, и в Рускеале начали вновь добывать мрамор, теперь уже как строительный и облицовочный камень. Так возник главный карьер на Белой горе.

1.


2.



Сейчас карьер затоплен, но когда-то он был сухим. В разное время технология добычи камня была здесь разной. В XVIII-XIX веке откалывали от массива огромные глыбы (иногда в тысячи тонн), а затем разделывали их на "штуки" по 5-10 тонн. Для отделения большой глыбы от массива в ее подошве вырубалось горизонтальное пещерообразное углубление, в которое вставлялись столбы, поддерживающие горную массу. Подрубку снизу продолжали до первой большой вертикальной трещины. Затем глыба отбуривалась по бокам. Наконец, бурили длинные шурфы сверху вниз по всей длине глыбы, в которые засыпали порох. Дно под глыбой усыпали щебнем, чтобы смягчить ее удар, когда она падала на дно карьера после подрыва пороха в шурфах.

Бурили вручную, работали всегда парой: один рабочий бил кувалдой по буру, другой держал бур и поворачивал его после каждого удара. Длина буров достигала 9 метров. После того, как глыба откалывалась от массива, ее разделывали на штуки (блоки). Эта операция также проводилась при помощи бурения шурфов и подрыва в них пороха, либо забивания в дыры железных клиньев.

На фотографии ниже видны затопленные глыбы, которые были отколоты от массива, но не были разделаны.




Старых рисунков добычи камня XVIII века я не нашел, но вот фотография похожей технологии, сделанная в начале XX века в США.

Разделка оторванной от массива каменной глыбы на отдельные блоки



Мраморные блоки, вес которых составлял несколько тонн, перевозили по зимнику, прокладываемому от ломок в Рускеале до деревни Хелюля на берегу Ладожского озера. Для этого использовали специальные сани, в которые впрягалось от 10 до 80 лошадей. Двадцать восемь верст преодолевали обычно за один день. В Хелюля камни оставляли на берегу Ладоги до весны. С наступлением навигации блоки перегружали на специально построенные для этого галиоты, которые приходили в Сердоболь из Петербурга. Они привозили из столицы хлеб и другие товары, а обратно увозили мрамор.

В екатерининские времена рускеальским мрамором планировали облицевать новый, 3-й по счету, Исаакиевкий собор, возводимый по проекту Ринальди. Камень выломали, но из-за смерти Екатерины II стройка прервалась - наследник Екатерины Павел I не жаловал начинаний своей матушки. В результате мрамор разошелся частями по петербургским стройкам, значительная его доля была использована при возведении Михайловского замка - детища самого Павла.

Южный фасад Михайловского замка. Из рускеальского мрамора выполнены его плоские элементы.



Другая часть пошла на различные городские сооружения, в частности на верстовые столбы вдоль петергофской и царскосельской дорог, постаменты памятников, элементы декора домов и дворцов.

Портик дома Мятлевых. Колонны из рускеальского мрамора



Получилось, что к концу XVIII века камня было выломано больше, чем требовалась Петербургу, и жизнь в Рускеале практически замерла - в 1803 году в карьере работали лишь 6 человек. Только когда Александр I решил перестроить уродливо завершенный 3-й Исаакиевский собор, тут вновь закипела работа - 4-й (нынешний) собор также решили облицевать рускеальским мрамором. В 1820-30х годах в главном карьере работала уже не одна сотня человек, производство и поселок, где жили рабочие, разрастались, а карьер становился все глубже и глубже.




Исаакиевский собор, стены которого облицованы рускеальским мрамором



После окончания строительства Исаакиевского собора Рускеальские мраморные ломки остались без государственных заказов и опять начали приходить в запустение. Жители стали заниматься выжиганием извести из оставшихся от прежней добычи обломков, целые горы которых окружали каменоломни. Для этого были построены специальные обжиговые печи, сначала дровяные, а потом и полу-газовые. Постепенно добыча мрамора снова начала расти, но теперь камень шел преимущественно на производство строительной и технологической (для отбеливания бумаги) извести, а также на крошку и щебень.

Технология добычи изменилась: из-за неоднородности залегания мраморов, пригодных для получения извести, их стали разрабатывать подземным способом - шахтами и штольнями. Так начала образовываться сеть подземных коридоров и пещер, часть которых была соединена с главным карьером, другие были изолированы.




Сейчас эти подземные выработки и пещеры частично затоплены, но входы в них видны из главного карьера
1.


2.



Экскурсия по затопленным подземным выработкам - это наверное самое захватывающее приключение, которое доступно приезжающим в Рускеалу.

Подземные выработки до затопления (фото 1900х годов)


А вот как они выглядят сейчас
1.


2.



Некоторые подземные залы не имеют каменного потолка, свет в них особенно красив
1.


2.



Передвижение в пещерной части происходит по подземным галереям и специальным мосткам, которые плавают в воде на понтонах.

Здесь проходит экскурсия "Подземная Рускеала"


Часть этого маршрута видна и с поверхности



В конце экскурсии туристы выходят из подземелья на дальнем берегу каньона, и обратно ко входу а парк их доставляет небольшой паром



То, что сейчас можно видеть над поверхностью воды - это лишь три горизонта бывших ломок. Еще два остались полностью под водой, а всего в начале XX века в Рускеале было семь горизонтов. Их активно разрабатывали финны, добывая мрамор на щебень и известь и применяя при этом подрывы породы. В штольнях бурили шурфы, закладывали в них порох, после взрыва которого порода разваливалась и осыпалась вниз. Крупные куски еще раз подрывали, потом все обломки загружали в вагонетки. Для движения вагонеток в штольнях и в карьере были проложены рельсы.

Большой карьер в 1900х годах. На дне видна рельсовая сеть. Если мысленно провести горизонтальную линию, делящую снимок пополам, то она будет немного выше того уровню, на котором сейчас стоит вода в карьере.

фото из книги Karjala muistojen maa, сайт regionavtica.ru

Груженые камнем вагонетки при помощи конной (позже паровой) тяги поднимались наверх, а затем вручную откатывались по рельсам к обжиговым печам. В 1895 году на Рускеальском заводе действовало 3 печи, производительностью около 20 тонн извести в сутки, а в 1937 году тут было уже 6 печей, выпускавших 30 - 35 тонн извести в сутки.

Рускеальский мраморно-известковый завод, снимки начала XX века
1.


2.



Остатки этого завода сохранились по сей день и являются объектом отдельной экскурсии. Вид у них вполне инопланетный, интересный и для обычного осмотра, и для фантастических фотосессий.

1.


2.


Квадратные в плане печи называли "шведскими", а круглые "финскими".

Когда-то по эстакаде были проложены рельсы. По ним рабочие катили вагонетки с мрамором и опрокидывали их в боковое отверстие печи. Таких эстакад было несколько, некоторые еще и разветвлялись при подходе к печам.




Остов завода постепенно разрушается, одна из круглых печей рухнула и теперь на ее месте лежит груда битого кирпича. В планах владельцев горного парка значится восстановление завода как памятника промышленной архитектуры и создание здесь музея. Это можно всячески приветствовать, пока же уцелевшие сооружения нуждаются в хорошей консервации.




Мне было интересно, как и когда в главный карьер пришла вода. Несмотря на относительную недавность этого события, достоверных сведений о нем почти нет, и существуют разные версии. По одной из них, карьер затопили финны перед началом Зимней войны 1939-40 годов. Однако известно, что подземные выработки использовались во время этой войны как бомбоубежища. По другой версии, хищническая предвоенная добыча привела к нарушению границы водоносного слоя и в карьер начали поступать грунтовые воды. Это представляется более вероятным, поскольку карьер заполнялся постепенно, до 1950х годов. Несколько десятилетий вода была мутной и лишь к началу 2000х стала прозрачной - сейчас видимость в ней составляет более 10 метров.

Бессистемная "взрывная" добыча мрамора привела к порче всего месторождения: из-за постоянных сотрясений в породе появились микротрещины и прочность мрамора упала, он уже не годился для декоративно-облицовочных целей. Поэтому в послевоенный период рускеальский мрамор шел на крошку и щебень, а в 1947 году возобновилась и заводская переработка камня на известь.

1. Е.А.Блейхман. Дробильщики в открытом забое, 1959.



2. Е.А.Блейхман. Портрет бригады, 1959



3. Е.А.Блейхман. Работа у обжиговой печи, 1959


Все три фото: фонд Национального музея Республики Карелия, сайт nmrk.karelia.ru


В 1970-х годах в километре от главного карьера были обнаружены залежи облицовочного камня, не испорченного взрывами. Его начали добывать по новой технологии - при помощи распиливания. Карьер получил название Итальянского, поскольку для пиления мрамора применялись машины итальянского производства.

Итальянский карьер
1.


2.


3.



Добытый в Итальянском карьере мрамор пошел на облицовку станций метро Приморская и Ладожская в Петербурге. Это была последняя песня Рускеальского мрамора как отделочного камня

Станция метро Приморская

фото - сайт no-exit.org


В начале 1990х карьер и завод прекратили свою работу и последняя страница рабочей Рускеалы оказалась перевернутой. Но в 2005 году здесь началась новая жизнь - усилиями бизнесменов-энтузиастов вокруг старых карьеров был создан Рускеальский горный парк. Был расчищен вековой мусор, для туристов проложили тропы, организовали несколько экскурсионных маршрутов, оборудовали смотровые площадки, стоянки, построили кафе и магазины. Сегодня это один из самых популярных туристических объектов не только Карелии, но, пожалуй, и всей России.






Девять дней назад, 12 октября 2020 года, умер от ковида создатель Горного парка Александр Артемьев. Ему было всего 45 лет... Хочется помянуть его добрым словом, и очень хочется надеяться, что большое дело, которое он начал, будет продолжено.

.
Tags: #блогерскаяосень, history, karelia, russia, travels
Subscribe

Posts from This Journal “travels” Tag

  • Дворик

  • День и ночь

    Декоративная композиция по мотиву ворот "День и ночь" башни Сююмбике, Казань. Башня Сююмбике была построена в Казанском кремле на рубеже…

  • Нижегородское

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. .

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

Posts from This Journal “travels” Tag

  • Дворик

  • День и ночь

    Декоративная композиция по мотиву ворот "День и ночь" башни Сююмбике, Казань. Башня Сююмбике была построена в Казанском кремле на рубеже…

  • Нижегородское

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. .