Название Рускеала предположительно происходит от корелького рускеа - коричневый. Эта древняя земля неоднократно меняла владельцев: до начала XVII века она была новгородской, затем принадлежала шведам, потом ее отвоевал Петр I, еще через двести лет она вошла в состав Финляндии (1918-40, 1941-44), пока наконец не вернулась к России осенью 1944-го. Менялось и здешнее население: уходили и возвращались корелы и русские, приходили и уходили финны.
Первые разработки мрамора в Рускеале были начаты шведами в середине XVII века. Они брали камень на известь, прорубая в породе галереи. После Северной войны XVII века эти ломки были заброшены и забыты больше чем на пятьдесят лет. Второе открытие мраморного месторождения было сделано пастором Самуилом Алопеусом, прибывшим из Петербурга в Сердоболь (Сортавалу) для поднятия местного прихода. Его краеведческие исследования и книга "Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии" были высоко оценены чиновниками Екатерины II, и в Рускеале начали вновь добывать мрамор, теперь уже как строительный и облицовочный камень. Так возник главный карьер на Белой горе.
1.
2.
Сейчас карьер затоплен, но когда-то он был сухим. В разное время технология добычи камня была здесь разной. В XVIII-XIX веке откалывали от массива огромные глыбы (иногда в тысячи тонн), а затем разделывали их на "штуки" по 5-10 тонн. Для отделения большой глыбы от массива в ее подошве вырубалось горизонтальное пещерообразное углубление, в которое вставлялись столбы, поддерживающие горную массу. Подрубку снизу продолжали до первой большой вертикальной трещины. Затем глыба отбуривалась по бокам. Наконец, бурили длинные шурфы сверху вниз по всей длине глыбы, в которые засыпали порох. Дно под глыбой усыпали щебнем, чтобы смягчить ее удар, когда она падала на дно карьера после подрыва пороха в шурфах.
Бурили вручную, работали всегда парой: один рабочий бил кувалдой по буру, другой держал бур и поворачивал его после каждого удара. Длина буров достигала 9 метров. После того, как глыба откалывалась от массива, ее разделывали на штуки (блоки). Эта операция также проводилась при помощи бурения шурфов и подрыва в них пороха, либо забивания в дыры железных клиньев.
На фотографии ниже видны затопленные глыбы, которые были отколоты от массива, но не были разделаны.
Старых рисунков добычи камня XVIII века я не нашел, но вот фотография похожей технологии, сделанная в начале XX века в США.
Разделка оторванной от массива каменной глыбы на отдельные блоки
Мраморные блоки, вес которых составлял несколько тонн, перевозили по зимнику, прокладываемому от ломок в Рускеале до деревни Хелюля на берегу Ладожского озера. Для этого использовали специальные сани, в которые впрягалось от 10 до 80 лошадей. Двадцать восемь верст преодолевали обычно за один день. В Хелюля камни оставляли на берегу Ладоги до весны. С наступлением навигации блоки перегружали на специально построенные для этого галиоты, которые приходили в Сердоболь из Петербурга. Они привозили из столицы хлеб и другие товары, а обратно увозили мрамор.
В екатерининские времена рускеальским мрамором планировали облицевать новый, 3-й по счету, Исаакиевкий собор, возводимый по проекту Ринальди. Камень выломали, но из-за смерти Екатерины II стройка прервалась - наследник Екатерины Павел I не жаловал начинаний своей матушки. В результате мрамор разошелся частями по петербургским стройкам, значительная его доля была использована при возведении Михайловского замка - детища самого Павла.
Южный фасад Михайловского замка. Из рускеальского мрамора выполнены его плоские элементы.
Другая часть пошла на различные городские сооружения, в частности на верстовые столбы вдоль петергофской и царскосельской дорог, постаменты памятников, элементы декора домов и дворцов.
Портик дома Мятлевых. Колонны из рускеальского мрамора
Получилось, что к концу XVIII века камня было выломано больше, чем требовалась Петербургу, и жизнь в Рускеале практически замерла - в 1803 году в карьере работали лишь 6 человек. Только когда Александр I решил перестроить уродливо завершенный 3-й Исаакиевский собор, тут вновь закипела работа - 4-й (нынешний) собор также решили облицевать рускеальским мрамором. В 1820-30х годах в главном карьере работала уже не одна сотня человек, производство и поселок, где жили рабочие, разрастались, а карьер становился все глубже и глубже.
Исаакиевский собор, стены которого облицованы рускеальским мрамором
После окончания строительства Исаакиевского собора Рускеальские мраморные ломки остались без государственных заказов и опять начали приходить в запустение. Жители стали заниматься выжиганием извести из оставшихся от прежней добычи обломков, целые горы которых окружали каменоломни. Для этого были построены специальные обжиговые печи, сначала дровяные, а потом и полу-газовые. Постепенно добыча мрамора снова начала расти, но теперь камень шел преимущественно на производство строительной и технологической (для отбеливания бумаги) извести, а также на крошку и щебень.
Технология добычи изменилась: из-за неоднородности залегания мраморов, пригодных для получения извести, их стали разрабатывать подземным способом - шахтами и штольнями. Так начала образовываться сеть подземных коридоров и пещер, часть которых была соединена с главным карьером, другие были изолированы.
Сейчас эти подземные выработки и пещеры частично затоплены, но входы в них видны из главного карьера
1.
2.
Экскурсия по затопленным подземным выработкам - это наверное самое захватывающее приключение, которое доступно приезжающим в Рускеалу.
Подземные выработки до затопления (фото 1900х годов)
А вот как они выглядят сейчас
1.
2.
Некоторые подземные залы не имеют каменного потолка, свет в них особенно красив
1.
2.
Передвижение в пещерной части происходит по подземным галереям и специальным мосткам, которые плавают в воде на понтонах.
Здесь проходит экскурсия "Подземная Рускеала"
Часть этого маршрута видна и с поверхности
В конце экскурсии туристы выходят из подземелья на дальнем берегу каньона, и обратно ко входу а парк их доставляет небольшой паром
То, что сейчас можно видеть над поверхностью воды - это лишь три горизонта бывших ломок. Еще два остались полностью под водой, а всего в начале XX века в Рускеале было семь горизонтов. Их активно разрабатывали финны, добывая мрамор на щебень и известь и применяя при этом подрывы породы. В штольнях бурили шурфы, закладывали в них порох, после взрыва которого порода разваливалась и осыпалась вниз. Крупные куски еще раз подрывали, потом все обломки загружали в вагонетки. Для движения вагонеток в штольнях и в карьере были проложены рельсы.
Большой карьер в 1900х годах. На дне видна рельсовая сеть. Если мысленно провести горизонтальную линию, делящую снимок пополам, то она будет немного выше того уровню, на котором сейчас стоит вода в карьере.
фото из книги Karjala muistojen maa, сайт regionavtica.ru
Груженые камнем вагонетки при помощи конной (позже паровой) тяги поднимались наверх, а затем вручную откатывались по рельсам к обжиговым печам. В 1895 году на Рускеальском заводе действовало 3 печи, производительностью около 20 тонн извести в сутки, а в 1937 году тут было уже 6 печей, выпускавших 30 - 35 тонн извести в сутки.
Рускеальский мраморно-известковый завод, снимки начала XX века
1.
2.
Остатки этого завода сохранились по сей день и являются объектом отдельной экскурсии. Вид у них вполне инопланетный, интересный и для обычного осмотра, и для фантастических фотосессий.
1.
2.
Квадратные в плане печи называли "шведскими", а круглые "финскими".
Когда-то по эстакаде были проложены рельсы. По ним рабочие катили вагонетки с мрамором и опрокидывали их в боковое отверстие печи. Таких эстакад было несколько, некоторые еще и разветвлялись при подходе к печам.
Остов завода постепенно разрушается, одна из круглых печей рухнула и теперь на ее месте лежит груда битого кирпича. В планах владельцев горного парка значится восстановление завода как памятника промышленной архитектуры и создание здесь музея. Это можно всячески приветствовать, пока же уцелевшие сооружения нуждаются в хорошей консервации.
Мне было интересно, как и когда в главный карьер пришла вода. Несмотря на относительную недавность этого события, достоверных сведений о нем почти нет, и существуют разные версии. По одной из них, карьер затопили финны перед началом Зимней войны 1939-40 годов. Однако известно, что подземные выработки использовались во время этой войны как бомбоубежища. По другой версии, хищническая предвоенная добыча привела к нарушению границы водоносного слоя и в карьер начали поступать грунтовые воды. Это представляется более вероятным, поскольку карьер заполнялся постепенно, до 1950х годов. Несколько десятилетий вода была мутной и лишь к началу 2000х стала прозрачной - сейчас видимость в ней составляет более 10 метров.
Бессистемная "взрывная" добыча мрамора привела к порче всего месторождения: из-за постоянных сотрясений в породе появились микротрещины и прочность мрамора упала, он уже не годился для декоративно-облицовочных целей. Поэтому в послевоенный период рускеальский мрамор шел на крошку и щебень, а в 1947 году возобновилась и заводская переработка камня на известь.
1. Е.А.Блейхман. Дробильщики в открытом забое, 1959.
2. Е.А.Блейхман. Портрет бригады, 1959
3. Е.А.Блейхман. Работа у обжиговой печи, 1959
Все три фото: фонд Национального музея Республики Карелия, сайт nmrk.karelia.ru
В 1970-х годах в километре от главного карьера были обнаружены залежи облицовочного камня, не испорченного взрывами. Его начали добывать по новой технологии - при помощи распиливания. Карьер получил название Итальянского, поскольку для пиления мрамора применялись машины итальянского производства.
Итальянский карьер
1.
2.
3.
Добытый в Итальянском карьере мрамор пошел на облицовку станций метро Приморская и Ладожская в Петербурге. Это была последняя песня Рускеальского мрамора как отделочного камня
Станция метро Приморская
фото - сайт no-exit.org
В начале 1990х карьер и завод прекратили свою работу и последняя страница рабочей Рускеалы оказалась перевернутой. Но в 2005 году здесь началась новая жизнь - усилиями бизнесменов-энтузиастов вокруг старых карьеров был создан Рускеальский горный парк. Был расчищен вековой мусор, для туристов проложили тропы, организовали несколько экскурсионных маршрутов, оборудовали смотровые площадки, стоянки, построили кафе и магазины. Сегодня это один из самых популярных туристических объектов не только Карелии, но, пожалуй, и всей России.
Девять дней назад, 12 октября 2020 года, умер от ковида создатель Горного парка Александр Артемьев. Ему было всего 45 лет... Хочется помянуть его добрым словом, и очень хочется надеяться, что большое дело, которое он начал, будет продолжено.
.