endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Фотошоп !?

Вы думаете, Фотошоп изобрели в 1987 году (ну, может быть, в 1990-м) как об этом вещает Википедия? Ерунда!

Вот большая (ширина 2 метра) пастель бельгийского художника-символиста Фернана Кнопфа, созданная в 1889-м году, на сто лет раньше всяких фото-редакторов:

Фернан Кнопф. Воспоминания, 1889. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия


На картине изображены семь женщин. Все они в длинных платьях, шестеро в головных уборах, а одна — простоволосая, у пяти из них в руках теннисные ракетки. Все женщины находятся в статичных позах и смотрят в разные стороны, словно не замечая друг друга и погрузившись в собственные воспоминания. Случайность ли это? Оказывается, нет.

У всех персонажей одно лицо. Моделью послужила младшая сестра Кнопфа Маргарита. Художник сфотографировал ее в разных позах и платьях, а затем сделал из снимков живописный коллаж, и эта техника практически идентична той, что используется в фотошопе и других современных редакторах изображений.

Фото-коллаж "Воспоминаний", составленный из шести фотографий Маргариты Кнопф.



Кнопф часто использовал фотографии при подготовке к написанию картин, при этом он уделял подготовительным фото-сессиям очень большое внимание. И в других картинах, и в этой, он определял точные позы, в которых должна была сниматься Маргарита - его любимая модель на протяжении многих лет - и тщательно подбирал её одежду.

Лишь для одного, самого левого персонажа картины, в архивах художника не было найдено фотографии-прототипа - там Маргарита изображена в том же белом платье, что и на ее знаменитом портрете, являющемся своего рода "визитной карточкой" Кнопфа.

Портрет Маргариты Кнопф, 1887


Вполне возможно, что остальные шесть образов "воспоминаний" символизируют картины памяти именно этой, наиболее реалистичной фигуры (заметьте, что в отличие от всех остальных, она изображена без шляпы, а у символистов любая деталь имеет значение).

Фотография как "служанка" живописи не была редкостью в девятнадцатом веке. Делакруа, Курбе, Дега использовали ее, кто открыто признавая этот факт, кто скрывая его. К последней категории относился и Кнопф: он говорил, что "ничего не знает о технике фотографии" и никогда не раскрывал приемов своей работы. Лишь после кончины художника обнаружилось, что у него была хорошая фотоаппаратура с качественной оптикой, а в его архивах нашли многочисленные негативы и отпечатки, по которым стало ясно, какова была истинная роль фотографии в его работах.

При создании "Воспоминаний" задача Кнопфа была особенно сложной, поскольку он должен был соединить в одно реалистическое целое сразу несколько элементов-фигур. Художник справился с ней прекрасно: он нашел технику использования снимков, при которой объединение фотографических прототипов оказалось сделано практически безукоризненно, создавая полную иллюзию действительности. Вот только психологического взаимодействия персонажей между собой он не предусмотрел, хотя... может быть и это было одной из его "задумок"?

Посмотрите, насколько точно фигуры картины соответствуют фигурам на фотографиях. Совпадают даже складки платьев. Скорее всего, это говорит о том, что художник работал с проекцией снимков на холст, хотя доподлинно это неизвестно...

Совмещение фотографий Маргариты Кнопф и фигур картины "Воспоминания"



Размер "Воспоминаний" по отношению высоты и ширины почти соответствует "золотому сечению". Это же соотношение можно найти и в других частях композиции: расположении фигур на плоскости изображения, взаимоотношении различных зон пейзажа. Вряд ли такое было бы возможно без многократной пересборки фотографического коллажа. Думаю, последнее было чисто оптическим процессом с печатью многочисленных фото-проб. Конечно, для этого требовалось и знание правил перспективы и математики пропорций.

В стремлении к почти математической гармонии Кнопф показывает себя представителем направления, девизом которого было "искусство ради искусства", и которое заботилось прежде всего об эстетике и о подчинении природы законам красоты. Это отлично соответствовало аристократическому характеру Кнопфа, но вызывало яростное возмущение критики, которая не могла принять его работы как продолжение "великой фламандской традиции", провозглашавшей приоритет природного начала. Ну да и пусть. Все новое-первое, отличающееся от старого, вызывает сопротивление, но затем становится классикой, пусть даже и через сто лет.

.
Tags: #блогерскаяосень, art, history, khnopff, painting, photoart, photography
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • Примета осени

    Питерский памятник самоизоляции, который установили в мае, в октябре опять оброс масками...

  • Брюгге. Мемлинг

    Продолжение. Начало здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/226229.html Брюгге иногда называют "сонным городом" и основания для…

  • Мемлинг. Брюгге.

    Ханс Мемлинг родился около 1435 года в немецком Зелигенштадте и как художник начал формироваться в Кёльне, впитав многие черты тамошней…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments