endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Прогулки по Парижу. Город, которого нет

Окончание. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/22679.html

В первых двух частях я показал кусочки Парижа, которые мало изменились с 1900 года. А теперь посмотрите на тот город, который растворился во времени...





1900. Авеню Николая II. По обеим сторонам располагались павильоны Всемирной выставки.



В 1900 году весь проспект от Дома инвалидов до Елисейских полей носил имя нашего царя, поскольку мост, с которого и сделан снимок, был заложен Николаем II и президентом Франции Феликсом Фором в знак франко-русской дружбы. Мост назвали в честь Александра III (отца Николая II), это имя он носит и поныне. Название же проспекта неоднократно менялось: в 1901 году он стал именоваться авеню Александра III, потом эту грандиозную перспективу стали называть "республиканской осью", а в 1966 году, после смерти Уинстона Черчилля, отрезок, примыкающий к Елисейским полям, получил имя английского премьера, часть же от моста Александра III до Дома инвалидов стали именовать эспланадой Инвалидов.

2000+. Эспланада Инвалидов



Многие павильоны Выставки 1900 года располагались по набережным Сены. От моста Александра III в сторону Эйфелевой башни тянулась Набережная наций, отданная выставочным комплексам иностранных государств.

Набережная наций, вид с моста Александра III



Снимок той же набережной с моста Инвалидов, следующего вниз по течению Сены.




Сейчас с этой точки открывается совсем иной вид...




Еще ниже находится мост Альма, от него по правому берегу начиналась часть выставки, которая называлась Старый Париж




У современных снимков этих мест контраст с прошлым разительный, и он, на мой взгляд, не в пользу настоящего...




На заднем плане двух предыдущих фотографий виден мост Дебийи. Это, пожалуй, единственное сооружение 1900 года, которое сохранилось до наших дней в этом районе.




Не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временные явления. Мост Дебийи прямое тому подтверждение: построенный как временный, только на период Выставки, он пережил и переименования, и сердитые нападки академиков архитектуры, и даже сдвиг на новое место. В 1900 он соединял "Старый Париж" с Павильоном французской армии и флота




Сейчас, передвинутый выше по течению Сены, мост ведет от Музея современного искусства (дворец Токио) на правом берегу реки к музею Бранли на левом.




Дворец Токио



Про музей Бранли хочется сказать особо. Его коллекцию составляют предметы «примитивного искусства» коренных народов Азии, Африки, Америки и Океании. Но знаменит музей не только этим, но и двумя садами, один из которых окружает музей, а другой... располагается на его стенах.

Музей Бранли



Автор вертикального сада - Патрик Блан, известный ботаник, изобретатель и дизайнер вертикальных ланшафтов. Блан потратил почти 10 лет, чтобы научиться создавать вертикальные сады невиданной доселе сложности и масштаба. Изучив растительные сообщества, существующие на сырых поверхностях и в расщелинах скал разных стран мира, Блан разработал оригинальные способы их воспроизведения, как на внутренних, так и на внешних стенах городских зданий.

Вертикальный сад



А во время Всемирной выставки как раз на этом месте находилось, точнее, проходило, другое революционное изобретение – движущийся тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя полосами, движущимися со скоростями 4 и 8 километров в час.

1.


2.



За время эксплуатации, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами Парижа с высоты 7 метров. Вход на тротуар стоил 50 сантимов (для сравнения, посещение выставочного павильона обходилось в сумму от 1 до 5 франков). Вот как это выглядело в 1900 году:





Еще ниже по течению Сены находилось Марсово поле – главная площадка Выставки. С одного ее торца размещались грандиозные дворцы Воды и Электричества, по размерам сопоставимые с Эйфелевой башней, по краям стояли выствавочные павильоны, а второй торец замыкала сама Железная дама.

Дворец воды



Марсово поле с Эйфелевой башни

Тогда...


Сейчас...



На противоположном берегу Сены, прямо напротив Башни, возвышался дворец Трокадеро



Теперь этого здания давно уже нет, оно осталось только на старых фотографиях. На его месте в 1930х годах был построен дворец Шайо, стилистически своего предшественника ничем не напоминающий.

Дворец Шайо на площади Трокадеро



Справа от дворца Трокадеро на берегу Сены вырастали знакомые каждому россиянину силуэты, словно в Париж перенесли наш Кремль. И это действительно было так: Российский павильон был уменьшенной копией московского Кремля.




Правое крыло современного дворца Шайо - место, под которым когда-то стоял Российский павильон.




К счастью, осталась неизменной красавица Башня, и, я думаю, она даже похорошела, благодаря искусной подсветке.
1.


2.


А башни все те же, и гимн красоте звучит, как встарь звучал
Их тонкие шпили о прошлом забыли, глядясь в Большой канал...

Р. Хайнлайн


На этом прогулку по Парижу 1900 года можно было бы закончить. Но мне хочется сделать один поклон и вспомнить о строителях Выставки, да и всего тогдашнего Парижа. Представьте, какую огромную стройплощадку являл собой город в конце ХIХ века, если всего за несколько лет и к определенной дате было построено столько грандиозных и прекрасных сооружений.

Панорама строительства моста Александра III и Большого дворца



Население Парижа выросло в тот период на сотни тысяч человек, сюда съезжались рабочие и строители со всей Франции. Селились они в окраинных кварталах, в частности в нынешних 14-м и 15-м округах. Для того, чтобы они чувствовали себя комфортнее, на границе округов было решено построить церковь. Архитектор Жюль Астрюк придал ей черты, созвучные с местами, где трудились рабочие: интерьер основан на тех же железных конструкциях, что и павильоны Всемирной выставки. Так родилась церковь Рабочей Богоматери (Notre Dame du Travail) – памятник своей эпохи и памятник строителям Парижа 1900х годов.

Notre Dame du Travail
1.


2.


3.


4.



Другие прогулки по Парижу 1900 года:
- Малый Дворец - мост Александра III
- Большой Дворец - вокзал Орсэ




.
Tags: architecture, city life, history, paris, paris walks
Subscribe

  • Дворец и люди

    Продолжение темы о ярмарке Paris Photo 2024 (начало здесь). После четырехлетней реконструкции парижский Большой Дворец вновь открыт и принимает…

  • Мы. Paris Photo 2024

    Одно из значимых событий парижской осени - ежегодная международная фото-ярмарка. Мероприятие это профессионально-коммерческое, но есть время, когда…

  • Свиданка

    Монмартр, Париж .

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Дворец и люди

    Продолжение темы о ярмарке Paris Photo 2024 (начало здесь). После четырехлетней реконструкции парижский Большой Дворец вновь открыт и принимает…

  • Мы. Paris Photo 2024

    Одно из значимых событий парижской осени - ежегодная международная фото-ярмарка. Мероприятие это профессионально-коммерческое, но есть время, когда…

  • Свиданка

    Монмартр, Париж .