В первых двух частях я показал кусочки Парижа, которые мало изменились с 1900 года. А теперь посмотрите на тот город, который растворился во времени...
1900. Авеню Николая II. По обеим сторонам располагались павильоны Всемирной выставки.
В 1900 году весь проспект от Дома инвалидов до Елисейских полей носил имя нашего царя, поскольку мост, с которого и сделан снимок, был заложен Николаем II и президентом Франции Феликсом Фором в знак франко-русской дружбы. Мост назвали в честь Александра III (отца Николая II), это имя он носит и поныне. Название же проспекта неоднократно менялось: в 1901 году он стал именоваться авеню Александра III, потом эту грандиозную перспективу стали называть "республиканской осью", а в 1966 году, после смерти Уинстона Черчилля, отрезок, примыкающий к Елисейским полям, получил имя английского премьера, часть же от моста Александра III до Дома инвалидов стали именовать эспланадой Инвалидов.
2000+. Эспланада Инвалидов
Многие павильоны Выставки 1900 года располагались по набережным Сены. От моста Александра III в сторону Эйфелевой башни тянулась Набережная наций, отданная выставочным комплексам иностранных государств.
Набережная наций, вид с моста Александра III
Снимок той же набережной с моста Инвалидов, следующего вниз по течению Сены.
Сейчас с этой точки открывается совсем иной вид...
Еще ниже находится мост Альма, от него по правому берегу начиналась часть выставки, которая называлась Старый Париж
У современных снимков этих мест контраст с прошлым разительный, и он, на мой взгляд, не в пользу настоящего...
На заднем плане двух предыдущих фотографий виден мост Дебийи. Это, пожалуй, единственное сооружение 1900 года, которое сохранилось до наших дней в этом районе.
Не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временные явления. Мост Дебийи прямое тому подтверждение: построенный как временный, только на период Выставки, он пережил и переименования, и сердитые нападки академиков архитектуры, и даже сдвиг на новое место. В 1900 он соединял "Старый Париж" с Павильоном французской армии и флота
Сейчас, передвинутый выше по течению Сены, мост ведет от Музея современного искусства (дворец Токио) на правом берегу реки к музею Бранли на левом.
Дворец Токио
Про музей Бранли хочется сказать особо. Его коллекцию составляют предметы «примитивного искусства» коренных народов Азии, Африки, Америки и Океании. Но знаменит музей не только этим, но и двумя садами, один из которых окружает музей, а другой... располагается на его стенах.
Музей Бранли
Автор вертикального сада - Патрик Блан, известный ботаник, изобретатель и дизайнер вертикальных ланшафтов. Блан потратил почти 10 лет, чтобы научиться создавать вертикальные сады невиданной доселе сложности и масштаба. Изучив растительные сообщества, существующие на сырых поверхностях и в расщелинах скал разных стран мира, Блан разработал оригинальные способы их воспроизведения, как на внутренних, так и на внешних стенах городских зданий.
Вертикальный сад
А во время Всемирной выставки как раз на этом месте находилось, точнее, проходило, другое революционное изобретение – движущийся тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя полосами, движущимися со скоростями 4 и 8 километров в час.
1.
2.
За время эксплуатации, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами Парижа с высоты 7 метров. Вход на тротуар стоил 50 сантимов (для сравнения, посещение выставочного павильона обходилось в сумму от 1 до 5 франков). Вот как это выглядело в 1900 году:
Еще ниже по течению Сены находилось Марсово поле – главная площадка Выставки. С одного ее торца размещались грандиозные дворцы Воды и Электричества, по размерам сопоставимые с Эйфелевой башней, по краям стояли выствавочные павильоны, а второй торец замыкала сама Железная дама.
Дворец воды
Марсово поле с Эйфелевой башни
Тогда...
Сейчас...
На противоположном берегу Сены, прямо напротив Башни, возвышался дворец Трокадеро
Теперь этого здания давно уже нет, оно осталось только на старых фотографиях. На его месте в 1930х годах был построен дворец Шайо, стилистически своего предшественника ничем не напоминающий.
Дворец Шайо на площади Трокадеро
Справа от дворца Трокадеро на берегу Сены вырастали знакомые каждому россиянину силуэты, словно в Париж перенесли наш Кремль. И это действительно было так: Российский павильон был уменьшенной копией московского Кремля.
Правое крыло современного дворца Шайо - место, под которым когда-то стоял Российский павильон.
К счастью, осталась неизменной красавица Башня, и, я думаю, она даже похорошела, благодаря искусной подсветке.
1.
2.
А башни все те же, и гимн красоте звучит, как встарь звучал
Их тонкие шпили о прошлом забыли, глядясь в Большой канал...
Р. Хайнлайн
На этом прогулку по Парижу 1900 года можно было бы закончить. Но мне хочется сделать один поклон и вспомнить о строителях Выставки, да и всего тогдашнего Парижа. Представьте, какую огромную стройплощадку являл собой город в конце ХIХ века, если всего за несколько лет и к определенной дате было построено столько грандиозных и прекрасных сооружений.
Панорама строительства моста Александра III и Большого дворца
Население Парижа выросло в тот период на сотни тысяч человек, сюда съезжались рабочие и строители со всей Франции. Селились они в окраинных кварталах, в частности в нынешних 14-м и 15-м округах. Для того, чтобы они чувствовали себя комфортнее, на границе округов было решено построить церковь. Архитектор Жюль Астрюк придал ей черты, созвучные с местами, где трудились рабочие: интерьер основан на тех же железных конструкциях, что и павильоны Всемирной выставки. Так родилась церковь Рабочей Богоматери (Notre Dame du Travail) – памятник своей эпохи и памятник строителям Парижа 1900х годов.
Notre Dame du Travail
1.
2.
3.
4.
Другие прогулки по Парижу 1900 года:
- Малый Дворец - мост Александра III
- Большой Дворец - вокзал Орсэ
.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →