endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Муза и поэт

Судьбы произведений искусства бывают не менее сложными и захватывающими, чем чем судьбы их авторов. Сегодня я хочу рассказать небольшую историю о скульптуре Родена "Поэт и муза", которая хранится в Эрмитаже.

Огюст Роден. Поэт и муза, 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург.



Впервые сюжет девушки на коленях, держащей свои руки за головой, появляется у Родена в начале 1880х годов. В это время скульптор активно работает над Вратами Ада, создавая для них многочисленные варианты персонажей Божественной комедии Данте. Одной их фигур по его замыслу должна была стать стоящая на коленях "осужденная". Этот коленопреклоненный образ можно видеть в верхней-левой части Врат под другими женскими фигурами, соединенными друг с другом в хаотическом танце.

Врата Ада. Фрагмент верхней части



Специалисты считают эту фигуру одним из самых первых персонажем Врат, датируя ее 1882-84 годами, именно в это время Роден создал гипсовую модель "осужденной фавнессы". Тело ее гармонично, но лицо искажено, выражая чувство вины и напряженного беспокойства, что вполне уместно для попавших в ад "проклятых".

Фавнесса на коленях, 1884. Музей Родена, Париж



Оба фото - сайт музея Родена в Париже


Ближе к концу 80х годов тема получает развитие: Роден лепит новый вариант статуи, в котором трагическое начало исчезает, а женственность и красота выходят на первый план. Мастер нашел важные детали, которые позволили изменить акцент восприятия: изящный наклон головы к правому плечу, а затем и жест рук, приподнимающих шапку волос. Скульптура появляется в двух интерпретациях под названиями "Пробуждение", "Волна", "Туалет Венеры" (Родену нравилось, когда названия его работам давали зрители и он легко менял свои. Он ценил зрительскую реакцию, считая ее необходимым откликом на свой посыл, вложенный в материал).

Пробуждение, 1887. Музей Родена, Париж

Фото - сайт музея Родена в Париже


Туалет Венеры, 1885-88. Музей Родена, Париж

Фото - сайт музея Родена в Париже


Моделью для этих скульптур служила Кармен Висконти, с которой Роден работал почти 13 лет - с 1880 по 1893 год. В своих интервью Кармен вспоминала, что позировала мастеру для "Евы", "Поцелуя" и "Туалета Венеры", но скорее всего фавнессу Роден также лепил с нее - так, по крайней мере, считает Википедия. Как и другие любимые модели Родена, Кармен была итальянкой, впрочем, почти все парижские натурщицы и натурщики тех лет были родом из Италии. (Трудно сказать, почему та или иная профессия в определенный период времени становится "национальной", видимо проявляется какая-то обратная связь с укладом жизни диаспор и особенностями их характера. До сих пор парижская консьержка - это преимущественно португалка. А в Питере времен моей молодости большинство дворников были татарами, а сапожников - ассирийцами).

Венера была показана на совместной выставке Родена и Клода Моне в 1889 году и стала так популярна, что ее даже выбрали для афиши роденовского павильона на Всемирной выставке, которая открылась в Париже в 1900 году.

Афиша павильона Родена на Всемирной выставке 1900 года в Париже



С этой выставки началась всемирная слава скульптора. Многие работы были приобретены прямо с экспозиции, на другие поступили заказы коллекционеров и музеев из разных стран. Конечно, не стала исключением и Венера. Помимо бронзовых отливок, удовлетворить спрос на которые было относительно просто, в 1905 и 1906 года Роден исполнил "Туалет Венеры" в мраморе. Первый экземпляр хранится ныне в Лилле, второй, сделанный годом позже, в Вашингтоне.

Туалет Венеры, 1905. Музей изящных искусств, Лилль

Фото - Википедия


По последней фотографии видно, что Муза из эрмитажной скульптуры - это практически точная копия лилльской Венеры. Трудно сказать, какое из этих двух изваяний было выполнено раньше, поскольку год создания обоих произведений одинаков. Но петербургская скульптура отличается наличием второго персонажа - поэта. Его присутствие в корне меняет всё восприятие композиции, она кажется настолько цельной, что женскую фигуру уже трудно представить стоящей отдельно. Почему же рядом с Венерой-Музой появился поэт? Здесь начинается очередной "русский след".


...Во время проведения Всемирной выставки с Роденом познакомился русский финансист Степан Петрович Елисеев. Он был правнуком родоначальника династии купцов Елисеевых и полным тезкой своего деда, соучредителя Торгового Дома "Братья Елисеевы", чьи знаменитые Елисеевские магазины по сей день украшают Питер и Москву.

Степан Петрович Елисеев (1857-1935), 1900е годы.

Фото - https://and110.ucoz.ru/LR/16/KVV.html


Степан Петрович не пошел по торговой линии, а стал финансистом. Он был вице-президентом Русского для внешней торговли банка, одного из крупнейших в России (1-2 место по акционерному капиталу и 3-4 место по объему операций). Елисеев также был щедрым благотворителем; за эту деятельность, в частности постройку Дома призрения для бедных на Охте, он получил чин действительного статского советника и потомственное дворянство.

У банка, где работал Степан Петрович, имелись филиалы в Лондоне и Париже, и по роду своих занятий Елисеев часто выезжал в эти города, где знакомился с самым современным искусством эпохи. Подобно другим российским меценатам рубежа XIX-XX, Елисеев приобретал во Франции художественные произведения, судя по всему, ему особенно нравились скульптуры Родена; со временем оказалось что он был основным собирателем работ скульптора в России.

Когда Елисеев начал заказывать Родену скульптуры для своей коллекции? Я встречал две даты: 1900 и 1903 годы. Обе вероятны, поскольку в исполнении заказов Роден был неуправляем и мог делать их очень быстро, будучи увлечен идеей, или тянуть годами, добиваясь совершенства результата и постоянно откладывая работу. Так или иначе, но работы для Елисеева были готовы в 1905-06 годах (разные источники указывают одну из двух этих дат). Вот они:

1. Ромео и Джульетта, 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург



2. Амур и Психея, 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Фото - сайт Эрмитажа

3. Вечная весна, 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург



4. Поэт и Муза, 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург



Не правда ли, в этой группе работ просматривается строгая логика: все скульптуры посвящены теме любви, и все они двухфигурные. Изваяния выполнены в одном стиле, практически в одном размере и закончены почти в одно время. Мне представляется более чем вероятным, что и заказаны они были вместе, т.е. Елисеев с самого начала хотел получить не просто несколько роденовских статуй, а вполне определенную серию работ.

Могла ли Венера остаться одинокой в такой серии? Нет и еще раз нет. Елисеевской Венере-Музе просто необходим был спутник, и он появился рядом с ней в образе Поэта.

Это подтверждается и тем, что "Поэт и муза" скульптура уникальная. "Вечная весна" существует в гипсе, двух вариантах мрамора и многих бронзовых отливках. "Ромео и Джульетта" имеет варианты в терракоте, гипсе, мраморе и бронзе; "Амур и Психея" известна по крайней мере в трех копиях. И только "Поэт и муза" существует в одном единственном экземпляре, для нее нет ни набросков, ни даже гипсовой модели, такое впечатление что она сделана сразу и начисто - в мраморе. На сайте музея Родена, где собрана информация о 16339 работах Родена (из них 6549 скульптур), о ней нет никаких сведений, кроме единственной фотографии неизвестного автора, изображающей готовую скульптуру из коллекции Елисеева.


Годом позже Роден завершил работу над бюстом Варвары Сергеевны Елисеевой, супруги Степана Петровича. В парижском Музее Родена хранится ее гипсовый вариант и бронзовая отливка.

Варвара Сергеевна Елисеева, 1906. Музей Родена, Париж

Фото - сайт Музея Родена


Несмотря на несколько жесткие черты лица, Варвара Сергеевна была очень довольна своим портретом, о чем свидетельствует ее переписка с Роденом. Мраморный вариант бюста был отправлен в Петербург, правда завершил его уже другой скульптор - Шарль Деспио. Роден сам предложил Деспио работать в его мастерской, и с 1907 года тот занимался переводом в мрамор многих работ Родена, поскольку мэтр был буквально завален заказами. В том числе Деспио осуществил перевод в мрамор и портрета Елисеевой. Увидев работу законченной, Роден сказал: "Я знал, что Вы сделаете хорошую вещь, но не думал, что это будет так прекрасно".

Варвара Сергеевна Елисеева, 1906-07. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

Фото - сайт Эрмитажа


Итак, основу роденовской коллекции Елисеева составили четыре двухфигурные композиции плюс бюст его супруги. Варвара Сергеевна активно переписывалась с Роденом, при этом Степан Петрович в адресатах Родена не значится. В каталогах выставок можно увидеть фразы о том, что мраморы Эрмитажа были заказаны Родену "купцом Елисеевым из Санкт-Петербурга и его женой". Неужели правы французы в своем извечном "шерше ля фам", и в истории появления скульптур Родена в Петербурге прослеживается мягкая, но уверенная женская рука? Окончательно ли растворилась Венера в Музе? Может быть она воплотилась в бюсте хозяйки дома? Тогда появление поэта рядом с музой выглядит еще логичнее - Венера в доме может быть только одна.


...В 1902-04 годах супруги Елисеевы выполнили реконструкцию своих апартаментов в доме на Набережной Мойки 59. Вполне вероятно, что они заранее планировали и размещение там достаточно дорогих скульптур Родена (известно, что за "Вечную весну" Елисеев заплатил 10 тыс.франков, что составляет около 150 тыс.долларов в современном эквиваленте. Надо думать, что цены остальных четырех скульптур были сопоставимы). Современники вспоминают, что несколько скульптур Родена действительно находились в одном зале, но ни одного дореволюционного рисунка или снимка мне найти не удалось.

Танцевальный зал в доме Елисеева на Мойке 59. Современное состояние

Фото - сайт Талеон-отеля


После Революции 1917 года Елисеевы эмигрировали во Францию, а их собственность была национализирована. В голодном 1919 году у Горького возникла идея создать в доме Елисеевых на Мойке "приют" для петроградской интеллигенции, который назвали "Домом искусств", сокращенно ДИСК. Здесь жили Александр Грин, Ольга Форш, Петров-Водкин, Мандельштам, Ходасевич, Зощенко, Гумилев (последний здесь же был арестован), и многие другие.

Ходасевич писал о доме, где располагался ДИСК: "Здесь был большой зеркальный зал, в котором устраивались лекции, а по средам – концерты. К нему примыкала голубая гостиная, украшенная статуей работы Родэна, к которому хозяин питал пристрастие — этих Родэнов у него было несколько. Гостиная служила артистической комнатой в дни собраний; в ней Корней Чуковский и Гумилев читали лекции ученикам своих студий – переводческой и стихотворной." По-видимому под зеркальным залом имеется в виду танцевальный, показанный на фото выше. К нему примыкает гостиная, называемая сейчас золотой. Возможно, именно в ней находились скульптуры Родена.

Золотая гостиная в доме Елисеева на Мойке 59. Современное состояние

Фото - сайт Талеон-отеля


В Талеон-отеле, который провел реставрацию дома Елисеева и сейчас занимает его помещения, есть другая гостиная, стены которой голубые. Трудно сказать, появился ли этот цвет во время реставрации, или сохранился с начала века, но, как мне кажется, эта комната также вполне достойна скульптур Родена.

Гостиная императорского люкса в Талеон-отеле.

Фото - сайт Талеон-отеля


В заключение истории приведу еще одну деталь. На сайте Эрмитажа, где сейчас хранятся все работы Родена из коллекции Елисеева, у каждого из экспонатов есть приписка: "Поступил в 1923 г. из дома Елисеева через Дискуссионный клуб". Про дом Елисеева понятно, но при чем здесь какой-то клуб? Оказывается, после отъезда Горького за границу в 1923 году, ДИСК был закрыт, а его помещения в доме Елисеева передали Центральному дискуссионному клубу П.К.Р.К.П. (Петроградского Комитета РКП(б)), также известному как Дом политпросвещения. Вот оттуда и была передана в Эрмитаж коллекция скульптур Родена.

В июне 1927 года в этот партийный клуб под видом коммунистов проникли трое диверсантов и бросили несколько гранат, ранив двадцать шесть человек и повредив интерьеры дом Елисеева. Это была самая громкая акция белоэмигрантского РОВСа на территории Советской России. К счастью для скульптур Родена, в это время они уже находились в Эрмитаже...




Еще по теме:
Хронология работ Родена: http://rodin-web.org/frames.htm
Сайт музея Родена а Париже: https://collections.musee-rodin.fr/
История дома Чичерина (купцов Елисеевых): http://www.citywalls.ru/house1562.html


.
Tags: art, history, museum, rodin, russia, sculpture
Subscribe

Posts from This Journal “rodin” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments