endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Русские судьбы Парижа

В 2018 году парижский Малый дворец открыл экспозицию, которая воссоздала облик главной скульптурной галереи начала XX века. Когда я туда впервые попал, то сразу же обратил внимание на фигуру балерины, исполняющей сложное па, - она понравилась мне и сама по себе, и как потенциальный сюжет для серии "Мрамор", где я комбинирую фотографии скульптур с фотографиями живых людей. Эта статуя - отправная точка рассказа о судьбах трех наших соотечественников, волею судеб оказавшихся в Париже.

Сергей Юрьевич. Танцовщица Саша Лио, 1932-33. Малый дворец, Париж



Автором изваяния является русский скульптор Сергей Александрович Юрьевич - человек богатой и очень разнообразной судьбы. Он родился в 1876 году в дворянской семье, родословная которой восходит ко временам Ивана Грозного. Его дед, генерал С.А.Юрьевич, был одним из учителей императора Александра II. Будущий скульптор окончил Императорский Александровский лицей в Петербурге (бывший Царскосельский, где когда-то учился Пушкин). После учебы он был направлен на службу в Париж, где вскоре занял должность атташе по культуре при Российском посольстве, в частности он готовил Российскую экспозицию на Всемирной выставке 1900 года.

Сергей Юрьевич, антропометрическая карточка, 1905. (Выполнена в ателье Альфонса Бертильона, изобретателя антропометрии. Вероятно, прохождение процедуры было необходимым для сотрудников иностранных посольств в Париже).



Несмотря на успехи в дипломатической работе, отмеченные наградами и Российской империи, и Франции, главной страстью Юрьевича были исследования в области психологии. Он проводил собственные научные изыскания, опубликовал несколько монографий, стал одним из основателей Международного Психического института, где затем занимал должность вице-президента, принимал участие в работе нескольких Международных психологических конгрессов. По словам самого Юрьевича, эта работа была такой напряженной, что пошатнула его здоровье. В 1903 году он отправился на отдых в Швейцарию, где начал рисовать, пробуя себя в разных техниках.

И вот однажды "...когда я пытался освоить анатомию стопы для картины, я решил сделать ее сначала из глины. Впечатление, которое я получил от того, что она была круглой и твердой в руке, а не на холсте, было настолько сильным, что я удивился, почему я раньше не занимался скульптурой" - рассказывал Юрьевич. По возвращении в Париж он снял студию в Отеле Бирон, расположенную над мастерской Огюста Родена, и стал учеником великого мастера. Так начался путь скульптора, который в то же время не оставлял карьеру дипломата и продолжал заниматься исследованиями психики.

Во время Первой мировой войны Сергей Юрьевич вернулся в Россию, но после Революции вместе с семьей эмигрировал во Францию. Он обосновался в Париже, и теперь уже окончательно. О посольской работе в это время речь конечно не шла, не было возможности и для исследований. Роден говорил ему: "Одна хорошая статуя стоит больше, чем вся ваша <потерянная> собственность", - и Юрьевич полностью сконцентрировался на скульптуре. Он ежегодно выставлял свои работы в Салонах, участвовал в выставках. Его портретные работы пользовались популярностью - при поиске заказов ему очень помогали наработанные дипломатические связи.

Сергей Юрьевич за работой над бюстом Саад Заглул-паши, 1926.


Саад Заглул был лидером египетского национально-освободительного движения. Когда англичане предложили ему стать султаном Египта при условии сохранения английского управления, Заглул сказал, что лучше быть слугой в независимом государстве, чем султаном оккупированной страны.


Портрет Франклина Рузвельта, 1930. Во время создания этого бюста будущий президент США был еще губернатором штата Нью-Йорк.

Фото - сайт аукциона Скиннер


Настоящую славу принесли Юрьевичу скульптурные образы балерин и танцовщиц - он создавал их и в малых формах, и как монументальные статуи.

Танцовщица, 1920е годы. Копия неизвестного мастера по работе С.Юрьевича.

Фото - сайт онлайн магазина

Танцовщица Наттова, после 1924.

Фото - сайт аукциона Дрюо


Снимок выше показывает уменьшенную копию утраченного бронзового оригинала. Его изображение я сумел найти лишь на двух старых фотографиях, вот одна из них:

Танцовщица Наттова, 1924.

Фото - журнал The Studio, №376, июль 1924.

Эта статуя, впервые показанная в Салоне 1924 года, была приобретена мэрией Парижа для основного городского музея - Малого дворца. Она стала первой работой иностранного скульптора, купленной Парижем (Юрьевич получил французское гражданство лишь в 1933 году).


Вернитесь теперь, пожалуйста, к началу записи и взгляните еще раз на самую первую фотографию. Замечаете стилистическое сходство двух скульптур - Наттовой и Лио? В них определенно чувствуется единство: обнаженные фигуры в пуантах, напряженные танцевальные позы с одной точкой опоры, эффектные жесты рук, похожие повороты головы... Даже пьедесталы статуй подобны: с одной стороны на них написано имя скульптора, а с другой - имя танцовщицы, при этом шрифт надписей одинаков.

На мой взгляд, очевидно, что статуи эти парные, и вторая (Саша Лио) создавалась как "рифма" к первой. Не случайно ее отливку также приобрел Малый дворец - так обе бронзовые скульптуры оказались в одной коллекции. Судьба их, увы, сложилась трагично. В 1934 экспозиция скульптуры Малого Дворца была разгромлена новым директором музея Раймоном Эшолье. Залы Жюля Далу и Жана Карриэса были закрыты, работы подверглись частичному уничтожению. Были выдворены скульптуры Главной галереи, многие из них перевезли в парижские пригороды. Среди последних оказались и танцовщицы Юрьевича, попавшие в местечко Бри-сюр-Марн.

Танцовщицы Сергея Юрьевича в парке Бри-сюр-Марн. После 1934 года.

Фото из книги Veronique Belle: D'Ombre, de Bronze et de Marbre. Sculptures en Val-de-Marne 1800-1940. 1999


Развязка наступила после поражения Франции от Германии в 1940 году и оккупации страны немецкими войсками. По закону, принятому Вишистским правительством, нацистская Германия могла реквизировать цветные металлы для снабжения своих военных заводов. Большое количество французских статуй и памятников было отправлено в переплавку. Обе бронзовых скульптуры Юрьевича закончили свою жизнь в жерле печи...

Пьер Жаан. Переплавка памятников на металл. Из серии Смерть и статуи, 1941.



К счастью, уцелел гипсовый вариант статуи Саши Лио, хранившийся в запасниках Малого дворца. А вот Наттовой повезло меньше - от ее гипса (с которого делалась погибшая отливка) остался лишь обломок.

Сергей Юрьевич. "Божественная Наттова", 1923.

Фото - сайт аукциона Дрюо


Кем же были эти прекрасные танцовщицы? Почему две статуи схожи, хотя они создавались с разрывом почти в десять лет? Объяснение оказывается совсем простым: девушки были родными сестрами, и обе танцевали на сцене - только в разное время.

Семья, где выросли сестры, перебралась в Париж из Петрограда; по одним источникам, это произошло за год до Революции 1917 года, по другим - сразу после нее. Матерью девочек была Евдокия Бузылева, отца звали Этьен Поль Шмидт. Фамилия обеих сестер указывалась по отцу, как Шмидт. Старшую девочку, 1905 года рождения, звали Натальей, а младшую, 1914 г.р., - Сусаной.

По видимому, семья не бедствовала, поскольку Наталья начала учиться классическому танцу у Ивана Хлюстина, хореографа Парижской Оперы и бессменного балетмейстера Анны Павловой. В начале 20х годов она уже появлялась на сцене Оперы в эпизодических классических партиях, но ее неудержимо манил современный танец. Наталья решила сменить амплуа и стала выступать в кабаре и мюзик-холлах под псевдонимом Наташа Наттова (иногда Натова) с танцами в стиле adagio act, что тут же принесло ей громкий успех.

Знаете ли вы, что такое adagio act? Я почти уверен, что нет. Наиболее близкое по смыслу русское название - это акробатическое адажио, когда один из партнеров (база) все время касается ногам земли, а второй (пилот) "летает" вокруг него во всех мыслимых и немыслимых позах. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите один из номеров Наташи Наттовой - запись этого выступления сохранилась. Можно начинать сразу со времени 3:00, и вы увидите наиболее эффектную часть танца.




Наташа покорила сначала Париж, а потом и Лондон. В 1925 году она пересекла океан и начала выступать в Америке, где ее номера также пользовались огромной популярностью. В одном из интервью Наттова говорила: "в танце… не столько важно то, что ты делаешь, сколько то, как ты это делаешь… Это один из способов показать, что именно личность является главным фактором. Много красивых движений было создано и тысячи танцоров учатся их исполнять с техническим совершенством. Но лишь немногих из тысяч с удовольствием смотрят. У них есть то, чему нельзя научиться - их индивидуальность."

Наташа Наттова, 1929.


В Америке Наташа вышла замуж за Николаса (Николая) Гаккель-Дакса, одного из своих танцевальных партнеров, также выходца из России, к тому времени уже ставшего гражданином США. Пара стала жить и работать в Нью-Йорке. А в Париже меж тем подрастала Наташина сестра, которая стала называть себя Сашей.


Саша Шмидт была исключительно одаренной девочкой: она занималась живописью, играла на скрипке и на пианино, с десяти лет начала танцевать. В Париже она обучалась балетному искусству в школе Елены Гончаровой, главного хореографа театра Шатле, где когда-то начинались дягилевские "Русские сезоны". В 13 лет Саша дебютировала на сцене театра Гэте-Лирик. Там ее и "открыл" танцовщик и балетмейстер Орам. Она стала выступать в составе "Трио Орам" в жанре акробатического танца на сцене Казино де Пари, взяв себе сценический псевдоним Саша Лио. Успех концертов был грандиозным.

Саша Лио и Орам, начало 1930х годов.

Фото из книги Andre Levinson. Les Visages de la danse, 1933.

Вы узнаёте? Это та самая поза, в которой потом застынет Саша в скульптуре Юрьевича.

Но Саша, при всех ее способностях и несмотря на огромную популярность у публики, не находила радости в своей работе. "Товарищи называли ее преждевременным ребенком, который никогда не улыбается. Как и многие ее соотечественники с берегов Волги, она была предрасположена к меланхолии" - писала о ней газета. Мне кажется, наиболее полно характер Саши отразился на полотне работы Сергея Петровича Иванова, русского художника-портретиста, работавшего в Париже с 1922 года и создавшего целую галерею портретов своих современников:

Сергей Иванов. Портрет Саши Лио, 1932.



Осенью 1932 года Саша без памяти влюбилась в красивого египетского гостя, который был старше нее более чем вдвое. Он дарил девушке букеты, обедал с ней в модных ресторанах, покупал драгоценности и платья. Но когда Саша попросила египтянина жениться на ней, последовал категоричный отказ, и красивая сказка внезапно закончилась. Импульсивная Саша пошла к себе домой на улицу Ламарк, отослала мать в кино, заперлась на кухне и включила газ. Когда ее мать вернулась, Саша была мертва. Это произошло 10-го октября; через 20 дней Саше должно было исполнится 18 лет...

Сергей Юрьевич. Голова танцовщицы.

Фото - сайт аукциона Осенат

Саша?


...Когда я впервые увидел статую Саши Лио в парижском Малом дворце, то удивился ее месторасположению в галерее: спиной к свету, с лицом, повернутым к стене так, что его почти невозможно увидеть зрителю. Теперь, когда я знаю Сашину историю, мне это кажется в чем-то символичным и может быть даже не случайным - она отвернулась от людей...

Почти два года я искал модель, которая могла бы повторить Сашину позу, но никто не хотел даже попробовать. И вот в конце прошлого года на семинаре в Линце я совершенно случайно встретил Викторию, которая просто сказала: "да, могу" и согласилась уделить мне 15 минут сверх программы семинара. Я надеюсь, Саша не была бы против результата нашей с Викторией работы.

Мрамор XXVI. По скульптуре Сергея Юрьевича "Танцовщица Саша Лио".
Модель: VikTory



...Наташа Наттова примчалась в Париж в октябре 1932-го и почти год провела с матерью, утешая ее в неизбывном горе. Затем она вернулась в Америку, где продолжала выступать до 1940 года. Впоследствии обучала молодых танцовщиц. Умерла в Калифорнии в 1988 году.

Сергей Юрьевич с началом Второй мировой войны уехал в США, а после окончания войны вернулся во Францию. С 1950 года он преподавал ваяние в Гилфордской художественной школе. Умер в 1969 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Мне не хочется завершать эту запись на минорной ноте, поэтому в качестве концовки я приведу слова американского журналиста из газеты The Brooklyn Daily Eagle: "Юрьевич начал свою новую жизнь с глиной и бронзой в том возрасте, когда большинство других людей уже устают. Но ведь он же русский. А русские, похоже, не подвержены ограничениям, которые связывают нас остальных. Иначе они не были бы русскими."




Upd 25-08-2020

Нашел некоторые дополнительные сведения. Вот запись о смерти Саши Лио из парижского архива. В ней есть и информация о ее родителях:



"10 октября 1932 года, в 16 часов, умерла у своей матери в доме по улице Ламарк 137: Сюзанн Шмит (Suzanne SCHMIT), рожденная в Петрограде (Россия) 30 октября 1914 года, танцовщица, дочь Этьена Поля Шмита (Etienne Paul SCHMIT), умершего, и Евдокии Бузылевой (Eudoxie BUZYLEW), его вдовы, без профессии, проживающей по ул. Ламарк 137, одинокой."

Не могу точно сказать, как правильно произносилась фамилия матери по русски. Возможно Бузылева, а возможно - Бузылёва. Если верен второй вариант, то может быть Евдокия как-то относилась к старому цыганскому артистическому роду Бузылёвых.

По-видимому, последние годы своей жизни Евдокия Бузылева провела в русском старческом Доме Земгора, расположенном в местечке Кормей-ан-Паризи под Парижем. Он был создан под эгидой известной благотворительной организации Земгор в 1950 году. В доме закончили свой жизненный путь немало выходцев из России; многие из них похоронены на местном кладбище. Часть могил бывших постояльцев безымянны, от других сохранились только медные таблички. На одной из таких табличек есть надпись: Eudoxie Buzylew 1886-1978.



Еще о
- Сергее Юрьевиче: https://artrz.ru/search/%D0%9D.%20%D0%91./1804787730.html
- Наташе Наттовой: http://www.jazzageclub.com/natacha-nattova/3094 (англ.)
- Саше Лио: https://www.newspapers.com/newspage/458092422/ (англ., см. OCR)



.
Tags: history, museum, paris, photoart, portrait, russians, sculpture, не короновирусом единым
Subscribe

Posts from This Journal “history” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →