
Сейчас в Вене насчитывается 150 фиакров - так называют эти конные экипажи. Они работают через день: одни по четным дням, другие по нечетным. Такое расписание придумали для того, чтобы не создавать больших очередей на стоянках фиакров, и не мешать городскому уличному движению.

Фиакры начали колесить по улицам Вены с XVIII столетия, став первым городским общественным транспортом. Бум этого способа передвижения пришелся на конец XIX века - тогда в Вене насчитывалось более тысячи экипажей. С появлением автомобилей, функцию транспорта фиакры выполнять перестали, но они по-прежнему пользуются популярностью, только теперь уже не у местных жителей, а у гостей города.

Кстати, само слово "фиакр" пришло из французского языка и восходит к названию парижского постоялого двора Святого Фиакра (Hotel de Saint Fiacre), хозяин которого первым начал сдавать в аренду конные экипажи. C тех давних времен Св. Фиакр стал считаться покровителем не только садовников, но и извозчиков, а потом еще и таксистов.

В Вене фиакры относительно мирно сосуществуют с другим транспортом, а в некоторых исторических местах являются единственным разрешенным четырехколесным средством передвижения.


Некоторые венские извозчики были известны на весь город. Особенно ценилась их пунктуальность и умение хранить секреты, когда в экипажах проходили тайные свидания. Важную роль играла и аккуратность - фиакры часто использовались для перевозки нежных, ценных и хрупких предметов. И до сих пор романтики могут заказать у извозчика "фарфоровую повозку" - особенно спокойную и размеренную.


Профессия венского извозчика наследственная. Шансы новичка устроиться на эту работу стремятся к нулю, если его отец не был кучером фиакра. Поскольку число экипажей строго ограничено, то венский извозчик оказывается членом узкого клана, если не сказать своего рода элитного клуба. Отцы или старейшины строго и придирчиво обучают новичков.

Долго время извозчиками разрешалось работать только мужчинам, но в 1984 году это ограничение сняли и на сегодняшний день почти треть венских кучеров составляют женщины.

Степенность – одна из добродетелей венского извозчика. Он не позволяет себе мчаться во весь опор, нарушая общественное спокойствие, независимо от наличия или отсутствия пассажиров. Но и поспешая к стоянке, и стоя на ней, он всегда зорко оглядывает окрестности, мгновенно оценивая потенциальных клиентов.


Венские извозчики, которые работают днем и вечером, в любую погоду, с давних пор любили согреваться крепким кофе с ромом и взбитыми сливками, который подавали в стеклянных кружках. В их честь этот вид кофе получил название фиакр (fiaker kaffee).

Фото: https://www.justapinch.com/recipes/drink/hot-drink/fiaker-coffee.html
Сейчас, однако, с согревающим могут быть проблемы: деятельность извозчиков регламентируется многочисленными постановлениями и законами, один из которых запрещает употребление спиртного. Выезжающих на линию периодически проверяют на алкоголь в крови...

Не менее строго следят и за лошадями, точнее за их состоянием: животным полагается обеденный перерыв, нормированный рабочий день и "спецодежда", причем не только на голову, но и под хвост, дабы сохранить в чистоте городскую среду.


Последний штрих к портрету венского извозчика - нетипичный. На мой взгляд, этот образ скорее тяготеет к цыганскому. Впрочем, от Вены и до Венгрии рукой подать...

.