endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Жемчужина Сортавалы

Музей художника Кронида Гоголева показался мне настоящей жемчужиной карельского города Сортавала. У Гоголева много поэтичных акварелей и живописных работ, раскрывающих красоту северной природы, но настоящую славу принесли художнику его резные деревянные картины-рельефы.



Не знаю, сравнивали ли Гоголева с Брейгелем - по многофигурным композиционным решениям, по бытовой тематике, по показу человека в природе - но когда я вошел в зал музея, у меня сразу возникала такая ассоциация.




Художник поздно начал свою творческую жизнь - помешала война. Лишь в 1953 году, когда ему было уже под 30, он начал учебу в художественном училище, и только в 40 заочно закончил институт. В 1961 году Гоголев переехал в Сортавалу, где стал работать учителем в местной художественной школе. Именно в Карелии он впервые обращается к работе с деревом. Дочь Гоголева говорит, что ему было уже около пятьдесяти.








Интересно высказывание самого Гоголева: "...деревом я занялся потому, что понял, что в том, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок... И переломный ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл."




Резной деревянный рельеф как вид искусства был в те годы почти забыт, и работы Гоголева далеко не сразу получили признание в художественной среде. Только в 1985 году, после выставки в Москве, Гоголева приняли в Союз художников Карелии - ему тогда было уже почти шестьдесят. А в 1989 году в Сортавале открылся персональный выставочный зал Гоголева, который теперь превратился в его музей.




Главные темы работ работ художника - это природа Карелии и Русского севера, святые места, фольклорные сказания, быт и праздники простого русского народа.







Художник редко давал названия своим картинам. Он говорил: "Вы же видите, что там изображено?" – "Видим". – "Что?" – "У реки. На мосту. На берегу". – "Ну, и что, если я тут название напишу “На берегу”, “На мосту”, “У реки”?".




Прекрасны не только сами резные картины, но и их завершающее обрамление - рамами это даже не хочется называть, настолько органична резьба, словно продолжающая и подчеркивающая сюжеты.







Рассказывает дочь Гоголева: "...эту работу он создавал для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – наверное, в 1993 году. Это была самая большая на тот момент работа, которую он сделал. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать."



"...А через несколько лет он создаёт ей пару. У меня часто спрашивают, сколько времени уходит на одну работу. Я точно знаю, что на ту работу ушло семь месяцев. Это максимальное количество времени, которое он тратил на одну работу."




Фрагмент картины, показанной выше. Посмотрите, как "выписан" каждый характер, а ведь это далеко не фигуры первого плана




Основным материалом картин Гоголева была липа с ее вязкой неслоистой древесиной. Но некотороый работы вырезаны из более мягкого новозеландского йелотонга, который ему привозили зарубежные друзья-резчики.




Гоголев создавал свои картины не для продажи, в его работе начисто отсутствовала коммерческая составляющая. Это сразу чувствуется и, я бы сказал, "подкупает" меня как зрителя.




Удивительно передана трехмерность пространства. Здесь работает и текстура дальнего плана, и искусная тонировка, и глубокая резьба, зачастую выносящая ближние предметы на отдельный скульптурный план впереди картины. И ведь все это сделано из цельной доски...



Фрагмент объемной резьбы



Калевала



Тайная вечеря



Вещий Олег



Одна из акварелей Кронида Гоголева



Две работы маслом







В залах музея







Кронид Гоголев, 1926 - 2013

(фото с сайта http://mincultrk.ru)

Использован материал статьи Живой Кронид Гоголев


Tags: art, karelia, museum, painting, russia, sculpture
Subscribe

Posts from This Journal “museum” Tag

  • Русские судьбы Парижа

    В 2018 году парижский Малый дворец открыл экспозицию, которая воссоздала облик главной скульптурной галереи начала XX века. Когда я туда впервые…

  • Маятник Фуко

    "Маятник Фуко" - один из самых сложных и загадочных романов Умберто Эко. Его действие начинается и достигает своей кульминации в парижском…

  • Муза и поэт

    Судьбы произведений искусства бывают не менее сложными и захватывающими, чем чем судьбы их авторов. Сегодня я хочу рассказать небольшую историю о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments