endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Врата судьбы

Есть люди, которым словно заранее известно их предназначение в жизни, они не сворачивают с тропы судьбы, какие бы преграды и трудности не вставали на пути. Некоторые достигают цели, к которой они осознанно или неосознанно стремятся, другие падают по дороге... Но до последнего момента они движутся вперед, как рыба идущая на нерест, и просто не могут поступать иначе. И даже их конец кажется, несмотря ни на что, продолжением их движения. Такой мне видится и жизнь Жана Карриэса, французского скульптора XIX века.


Жан Карриэс. Ушастая лягушка, между 1891 и 1894 годами. Малый дворец, Париж

Скульптор мало известен широкой публике за пределами Франции, а художник он необыкновенно интересный. Мне хочется немного рассказать о нем самом и его работах, тем более, что на русском языке о Карриэсе почти нет материалов.




Жан Карриэс родился в 1855 году в Лионе в семье сапожника. В 6 лет он остался сиротой и попал в приют, где получил первое образование. С раннего детства Жан лепил из глины разные предметы и маленькие статуи, бегал в мастерскую церковного скульптора, где потом начал помогать хозяину. Но ему всегда хотелось большего, он сам желал стать скульптором. Покинув Лион, Жан вёл бродячую жизнь, перебираясь из города в город, пока наконец не добрался до Парижа. В 1873 году он обладал опытом 18 лет жизни, пустым кошельком и огромным желанием выразить себя - что еще нужно, чтобы покорить столицу?

В Париже Карриэс пытается поступить в Школу изящных искусств, но, как и Роден, терпит неудачу. Скитаясь по городу, он прибивается к строительной артели в Пасси, где его умение и талант замечает граф Бримон. Он дает Карриэсу и его товарищу заказ на скульптурный фронтон для своего особняка, и это стало первым шагом Карриэса к заветной цели, маленькой, но победой.

Фронтон шато Меле-ле-Видам, долина Луары, Франция

Фото - Википедия


С 1874 года Карриэс начинает лепить самостоятельно, он создает головы младенцев, бюсты известных людей. В следующем году он выставляет несколько своих работ в Салоне, где слышит, что некоторые из них напоминают муляжи-копии (вспомним, то же самое говорили и Родену про его Бронзовый век). Как бы то ни было, но Карриэса замечают, а это уже много значит.

В 1876 году молодой скульптор получает заказ вдовы лионского художника Эжена Алара на посмертный бюст ее мужа, который был убит в 1864 году в Риме сыном одной из своих моделей.

Портрет Эжена Алара, 1876. Малый дворец, Париж

Фото - сайт музеев Парижа (http://www.parismusees.paris.fr)


Карриэс переосмыслил эту свою работу и создал на основе бюста композицию, которую назвал Последний сон (ее он затем подарил вдове Алара). В этой работе впервые явно проявилась его страсть к новаторству и поиску нетрадиционных изобразительных путей, когда вдохновение и воображение становятся неотъемлемой частью пластического исполнения.

Последний сон, 1877. Малый дворец, Париж



В начале 80х годов скульптор создает серию Обломки (Epaves), которая показывает людей выброшенных из жизни, утративших свои надежды. В этих работах сочетается натурализм, символика и глубокое проникновение в характер персонажей, они показывают разные грани человеческой души в трагические моменты жизни.

Русский нищий, 1881. Малый дворец, Париж.



Le cabotin (актер массовки), 1885. Малый Дворец, Париж. Этот бюст является портретом актера "второго плана" Эрнеста Коклена, друга скульптора.



В это же время Карриэс начинает экспериментировать с формами и воображаемыми образами. Проявляется его тяга к фантазии, устанавливается узнаваемый стиль с заостренными элементами, подчеркнутыми и словно прорисованными линиями.

Воин, 1884. Автопортрет в образе испанского конкистадора. Малый Дворец, Париж

Фото - сайт музеев Парижа


Голова фавна. По восковой модели 1885 года. Малый дворец, Париж



Луиза Лаббе (лионская поэтесса), 1887. Малый дворец, Париж


Последний портрет - одна из моих любимых работ у Карриэса. Какое сочетание декоративности, графичности, реализма и изысканности в этой композиции!

Благодаря своему неутомимому труду скульптор становится популярным. В 1886-1887 годах немецко-швейцарская художница Луиза Кэтрин Бреслау пишет самый известный его портрет "Жан Карриэс в своей мастерской", который сегодня выставлен в Малом Дворце в том же зале, что и работы скульптора. В это время художнику исполнился 31 год.

Луиза Бреслау. Портрет Жана Карриэса, 1887. Малый дворец, Париж



Вместе с литейщиком Пьером Бингеном скульптор создает серию портретов исторических личностей, которые были показаны на персональной выставке Карриэса в 1888 году.

Голландка или жена Франса Хальса, 1884. Музей современного искусства, Страсбург

Фото - Википедия


Портрет Веласкеса, 1894 (исходный вариант 1887). Малый дворец, Париж



Выставка 1888 года принесла Карриэсу финансовый успех и дала возможность осуществить свою мечту: стать керамистом и создавать произведения из глазурованной каменной керамики. Интерес к этой технике проявился у Карриэса со времени Всемирной выставки 1878 года, когда он был потрясен и восхищен японской керамической скульптурой. Она так заворожила его, что привела в итоге к радикальной трансформации всего творчества скульптора в последующее десятилетие.

Девушка со склоненной головой, 1888-1894. Малый дворец, Париж



В 1888 году Карриэс решает покинуть Париж, чтобы обустроить мастерскую в Сен-Аман-ан-Пюизе, регионе давних гончарных и керамических традиций (и опять возникает параллель с Роденом, перебравшимся из Парижа в Медон). Он построил большую муфельную печь и сам занимался испытаниями режимов обжига и эмалирования, создавал декоративные горшки, вазы, бутылки, переводил в керамику работы, уже выполненные в гипсе или бронзе.

Ваза с фантастической маской. После 1888. Малый дворец, Париж

Фото - сайт музеев Парижа


В это время Карриэс все больше вдохновляется готической скульптурой с одной стороны, и японским искусством с другой. Он примыкает к символистам, трансформируя через себя их идеи. Эти влияния постепенно доводят реализм Карриэса до искажения, карикатуры и, наконец, до гротеска.

Жаба и лягушка, 1889-1894. Малый дворец, Париж



Девочка с куклой, ок 1890. Малый дворец, Париж


Есть скульптуры, которые надо видеть "живьем", фотография не может передать их выразительности. Этот портрет маленькой девочки с угрюмым выражением лица и неподвижным взглядом, отмеченным страхом или подозрением, словно готовый кадр для фильма ужасов. Девочка крепко держит (или душит?) в своих руках кукольную фигурку, которая, пожалуй, более человечна, чем ее хозяйка. И в то же самое время, "Девочка с куклой" - произведение романтическое и вполне историческое, позволяющее Карриэсу отдать дань уважения Веласкесу - своему самому любимому художнику.

Девочка с куклой, фрагмент



Человек-лягушка, 1891. Институт искусств, Чикаго

Фото - Википедия

Пугающее и гротескное изображение сросшихся тел человека и лягушки вполне вписывается в сказочную канву символизма. При виде этой скульптуры нельзя не вспомнить горгулий и химер готических соборов, есть в ней черты водяных монстров японского фольклора. А наш современник конечно увидит здесь толкиеновского Горлума (и пусть меня закидают тапками, если создатели кино-трилогии не "срисовали" этот образ для своего фильма).

Жаба и лягушка (фрагмент), 1890-1894. Малый Дворец, Париж



В 1892 году Карриэс выставил более 130 образцов свой глазурованной керамики (скульптур и ваз) в Салоне Национального общества изящных искусств. Когда их увидел президент Франции Сади Карно, он пожаловал скульптору орден Почетного Легиона.

Голова Христа, 1892. Малый дворец, Париж

Фото - сайт музеев Парижа


Около 1890 года Виннаретта Зингер, дочь "короля" швейных машинок и будущая принцесса де Полиньяк, решила заказать Карриэсу монументальную арку для своего нового парижского особняка. Это шестиметровое сооружение должно было стать входом в зал, где Виннаретта планировала хранить оригинал партитуры Вагнера для оперы "Парсифаль", поэтому арка получила название "Врат Парсифаля" (и как только звучит слово врата, так вновь вспоминается Роден).

Эжен Грассе. Первый проект врат Парсифаля. 1890. Париж, Малый дворец.

Фото - Википедия

С огромной энергией скульптор взялся за работу, он планировал покрыть врата 600 глазурованными плитками с лицами героев "Парсифаля", а в центре поместить статую Виннаретты.

Артур Хакер. Искушение Парсифаля, 1894. Художественная галерея, Лидс.



Однако, по мере работы сюжеты и вид персонажей врат все более трансформировались. Во втором варианте проекта скульптор удаляет часть, посвященную женским персонажам, которые заменяются гримасничающими лицами фантастических существ.

Маска тыквы, 1888-1894. Малый дворец, Париж



Приобретение рукописи Вагнера в итоге не состоялось, но это не остановило Карриэса, а скорее подстегнуло его, убрав последние сдерживающие сюжетные рамки. Он полностью погружается в работу, забывая обо всем на свете. Третья редакция проекта - это скорее монстр, "галлюцинаторная мечта", по словам самого художника, откуда на зрителя смотрят бесчисленные босхианские фигуры, выдержанные в то же время в символистском вкусе конца XIX века.


Врата Парсифаля. Фрагмент правой части, 1891-1894, Малый Дворец, Париж



Врата Парсифаля. Фрагмент, 1891-1894, Малый Дворец, Париж



Карриэс проводит в своей мастерской дни и ночи, работа над Вратами становится всепоглощающей. В 1893 году он заканчивает полноразмерный гипсовый макет и приступает к работе над керамикой.

Жан Карриэс за работой над Вратами Парсифаля, 1893



В июне 1894 года Карриэс простужается и его измотанный организм не имеет сил сопротивляться болезни. Начинается острый плеврит и 1 июля скульптор умирает в возрасте 39 лет. Крещендо обрывается на самой высокой ноте. Врата Парсифаля, как и Врата Ада, остаются незавершенными...


На протяжении более тридцати лет оригинальный гипсовый макет Врат Парсифаля экспонировался в парижском Малом Дворце, обрамляя вход в зал, посвященный творчеству Карриэса. В 1934 году по решению директора музея Раймона Эсколье (я намеренно упоминаю это имя, потому что люди должны помнить не только великих созидателей, но и преступных разрушителей художественных произведений) Врата были демонтированы и частично уничтожены, а зал Карриэса - закрыт.

Новый зал, посвященный скульптору, открылся в Малом Дворце лишь в 2005 году. Сейчас ядром экспозиции является автопортрет Жана Карриэса.

Автопортрет, 1888. Малый Дворец, Париж


Эта восковая статуя, показывает художника в рабочей одежде со статуэткой в руке, а сбоку изображена маска женщины с закрытыми глазами. Статуэтка - это одна из миниатюр Карриэса под названием "Джентльмен Людовик XIII", а маска изображает мать Карриэса, которую он почти не помнил, но чей образ пронес с собой через всю жизнь. Рядом с маской расположена маленькая ангелоподобная фигурка и ваза с несколькими цветочными стеблями. Сочетание реалистического портретного сходства с фантастической маской, похожей на посмертную, и другими символическими элементами придает этому портрету особую психологическую напряженность. Бронзовая версия этой скульптуры установлена на могиле Карриэса (см. запись Легенды Пер-Лашез).

Надгробный памятник Карриэса на кладбище Пер-Лашез в Париже


Отливка была сделана методом выплавляемой модели Пьером Бингеном, давним другом и соратником Карриэса. Деньги на  изготовление памятника были собраны по подписке, которую инициировали друзья скульптора через несколько лет после его смерти; памятник был установлен на Пер-Лашез в 1914 году.



Использованные источники:
Jean-Joseph Carriès, Wikipedia
Jean Carriès. La matière de l’étrange
Benjamin Proust. Jean Carries

Tags: art, france, history, museum, sculpture
Subscribe

Posts from This Journal “art” Tag

  • Фотошоп !?

    Вы думаете, Фотошоп изобрели в 1987 году (ну, может быть, в 1990-м) как об этом вещает Википедия? Ерунда! Вот большая (ширина 2 метра) пастель…

  • Брюгге. Мемлинг

    Продолжение. Начало здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/226229.html Брюгге иногда называют "сонным городом" и основания для…

  • Мемлинг. Брюгге.

    Ханс Мемлинг родился около 1435 года в немецком Зелигенштадте и как художник начал формироваться в Кёльне, впитав многие черты тамошней…

  • Гентская мозаика

    Путешествующие по Фландрии делятся на две группы: одним больше нравится Брюгге, а другим - его сосед Гент. Я, пожалуй, не примкну ни к одной из…

  • Австрийские зарисовки. Из сокровищницы Габсбургов

    Австрийские Габсбурги столетиями управляли многими странами Европы. Графы, герцоги, затем императоры Священной Римской и Австро-Венгерской империй…

  • Муза и поэт

    Судьбы произведений искусства бывают не менее сложными и захватывающими, чем чем судьбы их авторов. Сегодня я хочу рассказать небольшую историю о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments