?

Log in

No account? Create an account

Дали-скульптор

« previous entry | next entry »
Sep. 25th, 2018 | 10:04 am



Дали-скульптор во многом отличается от Дали-художника: он строже, лаконичнее и, как мне показалось, реалистичнее, если такое выражение уместно применительно к сюрреализму. Складывается ощущение, что скульптуры Дали - это объемные варианты его картин, очищенные от многих деталей, доведенные до логического завершения и как бы поднятые на уровень обобщения идеи.

Возможно, это влияние плотности реального материала, который сопротивлялся бурной фантазии художника, ранее безудержно выплескивавшейся на плоскость холста. Возможно, результат осмысления и переосмысления своих же собственных живописных работ - а практически все скульптуры Дали есть повторения и развитие мотивов, появлявшихся в его рисунках и картинах. Возможно, наконец, это лишь мое субъективное впечатление, сложившееся под влиянием события и места - выставки скульптур Дали в петербургском музее Эрарта.


Главный зал выставки "Скульптуры Сальвадора Дали". Музей Эрарта, Санкт-Петербург



Прошедшая петербургская выставка - это продолжение путешествия скульптур Дали, заказанных и собранных Беньямино Леви, президентом компании Dali Universe, другом художника, знатоком его творчества и страстным коллекционером его работ. Ранее эти скульптуры показывались в Париже, Шанхае, Флоренции, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Они были отлиты в бронзе при жизни художника по созданным им эскизам и восковым моделям методом "вытеснения": вокруг восковой модели создавалась керамическая форма, затем воск расплавлялся и сливался, а на его место в форму заливался горячий металл.

Dali Universe владеет и Центром Сальвадора Дали на Монмартре, где располагается крупнейшая выставка скульптур художника. Но честно скажу, работы, представленные в прекрасно организованной питерской экспозиции, произвели на меня гораздо большее впечатление, чем парижские. Да и не видел я в Париже многих из представленных в Питере скульптур - на Монмартре они меньшие по размеру, и словно не так детально проработанные.



Улитка и ангел, 1980. По рисунку 1977 года


Эта скульптура занимает особое место во вселенной Дали, поскольку она отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого Дали считал своим духовным отцом. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего неподалеку от дома Фрейда, поразила воображение Дали. И улитка, общепринятый символ праздного времяпровождения, получила здесь крылья и легко движется по волнам. Крылатый посланник богов, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.

(Здесь и далее курсивом даны выдержки из выставочных описаний скульптур. Насколько я понимаю, это переводы на русский язык англоязычных табличек из Парижского центра Дали).



Женщина в огне, 1980.


Эта скульптура объединяет два постоянных мотива Дали: огонь и женскую фигуру с выдвижными ящиками. Кажется, что пламя живет своей жизнью, представляя скрытое напряжение бессознательного желания. Вместе с тем выдвижные ящики отсылают к тайне и сокрытому. Эта прекрасная женщина без лица становится символом всех женщин, ведь для Дали настоящая красота женщины заключается в тайне.

"Женщина в огне" отсылает к одной из ранних программных работ художника под названием "Пылающий жираф", которая создавалась в период гражданской войны в Испании.

Пылающий жираф, 1937


На переднем плане изображена фигура женщины, с протянутыми вперед руками. И руки, и лицо женщины окровавлены. Голова, лишенная глаз, исполнена отчаяния и беспомощности перед надвигающейся катастрофой. Позади двух женских фигур изображены костыли-подпорки - мотив, который многократно появлялся затем в произведениях Дали, символизируя слабости человека.



Ликующий ангел, 1984. По рисунку 1976 года.


Невесомые ангелы, способные преодолеть притяжение Земли, становятся лирическим выражением мира сна и фантазии Дали. Художник однажды сказал: "Ничто не вдохновляет меня так, как идея ангела!". С концах 40-х годов, когда художник начинает вплетать в свои работы религиозные темы, ангелы часто появляются в его работах. Эта скульптура изображает ангела с расправленными крыльями и запрокинутой головой, играющего на трубе божественную музыку и передающего ликующую весть всем, кто его услышит.



Дань моде, 1984. По гуашевому оригиналу 1974 года.


Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову этой удивительной Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - самые изысканные цветы. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. На одно колено перед ней встал джентльмен, "денди", отдающий дань этой музе XX века.

Поклонение моде, 1971




Алиса в Стране чудес, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.


Алиса — один из самых любимых героев Дали. Она вечный ребенок, отвечающий на путаницу мира Зазеркалья несокрушимой наивностью детства. После встречи с жителями этого фантастического мира она возвращается в действительность не только невредимой, но и неизменившейся. В скульптуре Дали скакалка Алисы превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. Ее руки и волосы расцвели розами, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость.

Рисунок-прототип, 1977




Поклонение Терпсихоре, 1984. По рисунку 1977 года.


Терпсихора — одна из девяти прославленных мифологических муз. Интерпретируя образ музы танца по-своему, Дали создает два зеркальных образа, противопоставляя мягкую и чувственную фигуру твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме современной жизни.



Леди Годива и бабочки, 1984. По рисунку 1976 года.


Одним из любимых персонажей великого мастера сюрреализма была Леди Годива. Создавая эту скульптуру, Дали прославляет ее чувственный и женственный образ. Бабочки, объявляющие о прибытии Леди Годивы, не только парят вокруг нее и ее благородного коня, но и украшают ее тело, пока она играет на трубе. Леди Годива воплощает земную красоту, в то время как бабочки представляют бесплотный потусторонний мир.

По средневековой легенде, прекрасная Леди Годива была женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива безуспешно упрашивала своего мужа их снизить. Однажды на пиру, будучи пьяным, Леофрик пообещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Граф был уверен, что его условие невыполнимо, но Леди Годива сделала этот смелый шаг, поставив интересы своего народа выше личной чести и гордости. Жители города, любя и уважая свою госпожу, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, и никто из них не вышел на улицу. Граф, поражённый самоотверженностью жены, сдержал свое слово.

Рисунок - прототип скульптуры


Леди Годива и бабочки, деталь



Космический слон, 1980


Из рассказа Беньямина Леви, президента Dali Universe: "Моя любимая скульптура - «Космический слон». Она как раз вызвала у нас с Дали настоящие баталии. Он хотел сделать слону  ноги с тремя пальцами, как у птиц. Мне казалось, что это не очень понравится публике, что такое решение не будет удачным с коммерческой точки зрения. Я предложил Дали поставить слона на ноги лошади. Но он не хотел! К счастью, вмешалась супруга Дали - Гала. Она сказала: «Сделай так, как месье Леви хочет». И Дали поменял работу. Гала очень любила деньги. А Дали, честно говоря, было все равно - он не знал цены деньгам, у него всегда было пусто в кармане. Для него деньги ничего не значили, но Гала была другой - она деньги любила."

Скульптура "Космический слон" олицетворяет важный для Дали символ, родившийся в 1946 году, когда художник работал над знаменитым полотном "Искушение святого Антония". Образ слона, несущего по египетской пустыне обелиск, был создан Дали как символ присутствия и развития технологий в современном мире. На картине четыре слона бредут на паукообразных ногах, означающих желание, и предлагают дары искусства, красоты, силы, наслаждения и знания.

Искушение Святого Антония, 1946. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.




Космическая Венера, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года


Венера - богиня красоты. Дали, воздавая должное женской фигуре, наделяет ее своими особыми элементами. В основе скульптуры лежит классическая форма мраморной статуи женского торса, к которой добавлены четыре элемента: мягкие часы, яйцо, два муравья и разделение тела на две части. Перекинутые через шею часы сообщают две противоположные идеи. С одной стороны, красота плоти временна и непременно исчезнет. С другой стороны, красота искусства вечна и находится вне времени.

Космическая Венера, деталь


Муравьи служат напоминанием о человеческой смертности и непостоянстве. Между двумя частями «Космической Венеры» мы видим яйцо, которое, как и муравей, было любимой темой Дали. Оно воплощает в себе двойственность твердой внешней оболочки и мягкого содержания. Яйцо оказывается положительным символом, олицетворяющим жизнь, возрождение, воскрешение и будущее.



Единорог, 1984. По рисунку 1977 года.


Легенды изображают единорога символом чистоты. Его рогу приписывают способность обезвреживать любой яд. Это мифическое животное также ассоциируется с целомудрием и девственностью, как мужской, так и женской. По этой причине его образ стал условным изображением или эмблемой благородного рыцаря. Кроме того, некоторые легенды представляют единорога символом мужественности. Дали решил изобразить его как некую фаллическую фигуру, чей рог пронзает каменную стену сквозь отверстие в форме сердца, из которого стекает капля крови. Чувственную природу скульптуры подчеркивает фигура лежащей на переднем плане обнаженной женщины.

"Агония любви", 1978.


Еще два рисунка Дали со схожими мотивами:








Адам и Ева, 1984. По гуашевому оригиналу 1968 года.


В этом совершенном произведении Дали изображает сад Эдема: Адама, Еву, змея и сложное напряжение между ними. Художник воссоздает тот самый момент, когда Ева предлагает Адаму запретный плод. Адам, не ведая, что их ждет, если он поддастся искушению, ️в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущих страданиях пары змей пытается утешить обреченных и сворачивается в форму сердца. Тем самым он напоминает Адаму и Еве о том, что любовь️ создает целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.

Адам и Ева, деталь.




Благородство времени, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.


Мягкие часы Дали ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин "корона часов" в английском обычно обозначает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Однако время во Вселенной Дали невозможно установить, и сами часы не обладают внутренней силой и движением. Без движения "корона" становится королевской короной, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, но властвует над ними.



Видение ангела, 1984. По рисунку 1977 года.


Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение сквозь призму сюрреалистического восприятия. В этой скульптуре большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Бога. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону — ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.

Рисунок - протоип скульптуры




Святой Георгий и дракон, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.


Самая большая скульптура выставки - "Святой Георгий и дракон". Это известный сюжет битвы Света против сил Зла. Но в образе Георгия Дали изобразил самого себя, а женщина, приветствующая героя, символизирует музу сюрреализма.



Символы Вселенной Сальвадора Дали

Дали постоянно использует некоторые символы, чтобы усилить звучание своих работ. Контраст жесткой оболочки и мягкой внутренней части - это одна из центральных идей его Вселенной. Она согласуется с психологическим понятием, по которому люди ставят (жесткую) защиту вокруг своей (мягкой) уязвимой психики.

Ангелы
Они обладают способностью проникать в небеса, общаться с Богом и находить мистический союз с художником. Фигуры ангелов, написанные Дали, часто несут черты Гала, воплощающей для Дали чистоту и благородство.

Подпорки (костыли)
Это символ поддержки слабых фигур, неспособных удерживать форму. Еще ребенком, Дали обнаружил старый костыль на чердаке дома отца и никогда не расставался с ним. Этот объект придавал ему самому уверенность и гордость.

Слоны
Слоны Дали обычно наделены длинными ногами, на их спинах - обелиски как знаки власти и господства. Тяжелый груз, поддерживаемый тонкми хрупкими ногами, словно обретает невесомость.

Улитки
Улитка связана с знаменательным событием в жизни Дали: его встречей с Зигмундом Фрейдом. Дали считал, что ничего не происходит случайно, и с тех пор улитка у него ассоциировалась с Фрейдом и его идеями. Его также очаровывали сочетание жесткой раковины улитки и ее мягкого тела.

Муравьи
Символ распада и разложения. Дали узнал муравьев еще в детстве, с увлечением и отвращением наблюдая за поеданием ими полу-разложенных останков мелких животных. Он продолжал использовать муравьев в своих работах, как символ декаданса и эфемерности.

Мягкие часы
Дали часто говорил: «Воплощение гибкости времени и неделимости пространства - это жидкость». Мягкость часов Дали также отсылает к ощущению, что скорость времени, точная в научном определении, может сильно различаться в субъективном восприятии человека.

Яйцо
Христианский символ воскресения, чистоты и совершенства. Яйцо для Дали ассоциируется с предыдущей жизнью, внутриутробным развитием и новым возрождением.

Морской еж
Его «экзоскелет», ощетинившийся шипами, может быть очень опасным и болезненным при контакте. Но в этой оболочке есть мягкое тело - и оно было одним из любимых блюд Дали. Раковина морского ежа, очищенная от шипов, появляется во многих картинах художника.

Хлеб
Дали всегда был большим поклонником хлеба. Он начал изображать хлеб на своих картинах из-за страха его потери. Он также включал хлеб в свои сюрреалистические композиции. При этом хлеб чаще всего выступает в "твердой" фаллической форме, в противоположность "мягким" часам.

Пейзажи
Классические реалистичные пейзажи, полные странных, а порой и невозможных объектов часто появляются в работах Дали. Они помогают создать атмосферу нереальности на его картинах, но в то же время напоминают о его родной Каталонии и обширной равнине, которая окружает Фигерас, где жил Дали.

Выдвижной ящик
Человеческие тела с выдвижными ящиками неоднократно встречаются в картинах и скульптурах Дали. Они символизируют память и бессознательное и относятся к фрейдистскому "ящику идей", выражая тайные побуждения и спрятанные секреты, которые однако можно открыть.

Венера Милосская
Издавна является частью личной мифологии художника. Она была первой женской фигурой, которую Дали, еще будучи мальчишкой, слепил по репродукции, украшавшей семейную столовую.


"Тот факт, что в момент работы над своими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не означает, что смысла в них нет."
Сальвадор Дали







.

Link | Leave a comment |

Comments {39}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Lx

(no subject)

from: lx_photos
date: Sep. 25th, 2018 07:14 am (UTC)
Link

Спасибо, интересно.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 25th, 2018 07:18 am (UTC)
Link

Впечатлился я этой выставкой...

Reply | Parent | Thread

jurgent

(no subject)

from: jurgent
date: Sep. 25th, 2018 07:45 am (UTC)
Link

Спасибо, интересно.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 25th, 2018 09:18 am (UTC)
Link

Благодарю Вас!

Reply | Parent | Thread

Groucho

(no subject)

from: leokand
date: Sep. 25th, 2018 09:19 am (UTC)
Link

Шикарно! Мерси.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 25th, 2018 04:15 pm (UTC)
Link

Всегда пожалуйста )

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Sep. 25th, 2018 11:58 am (UTC)
Link

доброго времени)

спасибо) очень здорово)

пространство экспозиции действительно создано прекрасно - и технически верно и с душой, за счет этого экспонаты начинают "играть".
лаконичность и большая реалистичность, это скорее результат совмещения особенностей требований заказчика и возможностей материала и исполнителей, хотя, возможно, и не без участия самого автора))
и позанудствую - на картине искушение святого антония не четверо, а пятеро слонов))

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 25th, 2018 04:19 pm (UTC)
Link

Ага. И доп. матералов много, можно не просто посмотреть, но и вчитаться во всё.
А слонов и правда пять. Но в анлийской табличке - четыре, и наши перевели тоже четыре )))

Reply | Parent | Thread | Expand

валентина куликова

(no subject)

from: валентина куликова
date: Sep. 25th, 2018 12:55 pm (UTC)
Link

спасибо!потрясена!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 25th, 2018 04:19 pm (UTC)
Link

Благодарю Вас Валентина!

Reply | Parent | Thread

hloya

(no subject)

from: hloya_188
date: Sep. 26th, 2018 08:19 am (UTC)
Link

Удивительные и прекрасные вещи узнаю от вас! Пост потрясающий, спасибо вам!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 11:20 am (UTC)
Link

Очень рад что Вам понравилось, Елена!

Edited at 2018-09-26 01:02 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

(no subject)

from: livejournal
date: Sep. 26th, 2018 11:09 am (UTC)
Link

Ваша запись Дали-скульптор в LiveJournal Media - Дали-скульптор

Reply | Thread

marimbu

(no subject)

from: marimbu
date: Sep. 26th, 2018 12:00 pm (UTC)
Link

А мне у Дали больше всего нравятся гравюры. Когда-то посчастливилось попасть на выставку в Музее частных коллекций.
Во-первых, с первого же листа становится видно, что он великолепный рисовальщик, и руки у него откуда нужно растут - технические приемы изобретательные, разнообразные и филигранные.

Создается впечатление, что живопись Дали - это чистый маркетинг, ничего личного :)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 12:55 pm (UTC)
Link

Дали весь большой и чистый маркетинг )))
Рисовальщик он несомненно гениальный, но и тут умел "извлекать". После пирушек в ресторане с друзьми любил расплачиваться чеками, на обороте которых делал свои рисунки. Ну у кого поднимется рука обналичить такой чек? Впрочем, и стоил чек с рисунком Дали вполне возможно дороже обеда :)

Reply | Parent | Thread

gental_death

(no subject)

from: gental_death
date: Sep. 26th, 2018 01:06 pm (UTC)
Link

Красиво и необычно.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 03:53 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

Николаева Татьяна Николаевна

(no subject)

from: tata_antivata
date: Sep. 26th, 2018 04:45 pm (UTC)
Link

Дорогой китч.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 05:29 pm (UTC)
Link

да-да, поросятки-копилки и коврики с оленями. ЖивопИсь, одним словом ;)

Reply | Parent | Thread | Expand

for_artaddicted

(no subject)

from: for_artaddicted
date: Sep. 26th, 2018 04:52 pm (UTC)
Link

Дали хорош и в скульптуре. Хотя я предпочитаю его живопись.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 05:35 pm (UTC)
Link

Скульптура его конечно вторична по отношению к живописи, но есть в ней свое особенное зерно...

Reply | Parent | Thread | Expand

hloya

(no subject)

from: hloya_188
date: Sep. 26th, 2018 08:06 pm (UTC)
Link

Когда что-то сделано талантливо, то какие ярлыки к этому ни приклеивай, сие бесполезно. Пусть «китч», пусть «маркетинг» и тп, они у Дали талантливы тоже. Тч «поддерживаю предыдущего оратора»: «Дали во всем остается Дали...»

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 26th, 2018 08:26 pm (UTC)
Link

+++

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Дали-скульптор

from: livejournal
date: Sep. 27th, 2018 11:38 am (UTC)
Link

Пользователь vakin сослался на вашу запись в своей записи «Дали-скульптор» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дали-скульптор [...]

Reply | Thread

Эгоист Эгоистович

(no subject)

from: t80k
date: Sep. 27th, 2018 12:35 pm (UTC)
Link

хороший музей был там)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 27th, 2018 04:03 pm (UTC)
Link

я даже удивился, насколько он хороший )

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

вкус.нота

from: livejournal
date: Sep. 27th, 2018 02:12 pm (UTC)
Link

Пользователь ole_luckoie сослался на вашу запись в своей записи «вкус.нота» в контексте: [...] https://nikolai-endegor.livejournal.com/185368.html?media [...]

Reply | Thread