?

Log in

No account? Create an account

Древние замки Мозеля

« previous entry | next entry »
Aug. 27th, 2018 | 09:02 pm

Когда мне на глаза попала фотография немецкого замка Эльц (Burg Eltz), я понял, что хочу увидеть это чудесное сооружение своими глазами. В один из летних выходных я отправился из Парижа в Германию, где остановился в лесной гостинице, в получасе ходьбы от замка. Первая моя встреча с Эльцем случилась вечером, когда замок был освещен заходящим солнцем, а окружающая его долина уже погружалась в тень.

Замок Эльц, долина Мозеля, Германия



Вид на Эльц с туристской тропы, проходящей по окрестным холмам



На подходе к замковому холму



Солнце уже закатилось



На следующее утро я снова отправился к замку. Тропа вдоль русла реки Эльц, которая и дала замку имя, весьма живописна. Вечером было темновато, утром же свет был прекрасным.

1.


2.


3.



В дневном свете Эльц показался мне не менее величественным, чем в вечернем

1.


2.



Удивительной чертой замка является то, что вот уже восемь веков он принадлежит одной семье. Ее дальний предок построил Эльц в XII веке, на лесистом холме, полу-окруженном излучиной реки. Единственные серьёзные военные действия, которые довелось испытать замку, случились двумя столетиями позднее, во время так называемой "Эльцской вражды", когда сеньоры Эльца вместе с другими свободными имперскими рыцарями пытались противостоять феодальным захватам архиепископа трирского. Для осады замка архиепископ возвел на склоне ближайшей горы крепость, остатки стен которой сохранились до сих пор. Преимущество осаждающих было в том, что они находились значительно выше, чем обороняющиеся: из их укрепления Эльц был виден как на ладони, и полностью открыт для обстрелов.


Вид на Эльц с руин осадной крепости трирского архиепископа



После двухлетней осды сеньоры Эльца дрогнули и подписали с архиепископом Трира договор, по которому они становились его вассалами. К счастью сам замок во время этой распри почти не пострадал.

Причудливая архитектура Эльца - это не следствие оригинального проекта, а своего рода жизненная необходимость. В XIII замок наследовали сразу три хозяина, три родных брата. Каждому досталось свое крыло, и каждый вместе со своими потомками стал надстраивать и перестраивать свою часть в меру собственной фантазии, сил и средств, по возможности отгораживаясь от родственников. До сих пор три части Эльца украшены гербами с разными геральдическими символами: буйволиными рогами, золотым и серебряным львами.


Внутренний двор Эльца



Слева - Эльц серебряного льва, справа - Эльц золотого льва, по центру - Эльц буйволиных рогов.


В XIX в. граф Карл Эльц выкупил права у оставшихся родственников и стал владеть замком единолично. Была начата реставрация замка. Нынешний хозяин замка, также Карл Эльц, представитель 34-го поколения династии, провел обширные реконструктивные работы. В буйволином доме создали музей-сокровищницу, серебряный дом теперь открыт для посещения туристов, а в золотом проживает сам граф (хотя "дома", как говорят, не бывает).

Забавный экспонат из музея Эльца



Лукас Кранах - Мадонна с младенцем, 1537. Замок Эльц



В покоях серебряного крыла фотографировать не разрешают, поэтому я приведу два снимка с сйта www.eifel.info

Спальня XV века. Самая старая кровать Европы


Большой зал Эльца



В 25 километрах к востоку от Эльца находится замок Турант (Burg Thurant). Он стоит на высоком берегу Мозеля в окружении виноградников, и с его башен открывается замечательный вид на окрестности.

Замок Турант



Долина Мозеля от замка Турант



Нынешний замок построен в конце XII века и назван в честь сирийской крепости, которую так и смогли взять крестоносцы - этим названием хозяева Туранта видимо хотели показать его неприступность. Долгое время замок и вправду никто не мог завоевать. В XIII веке он выдержал многодневную осаду войск трирского архиепископа, правда при этом защитники применяли "военную хитрость": каждый день из ворот замка в лагерь врагов скатывалась большая бочка вина, благодаря чему нападающие теряли всякую боеспособность. В конце концов, однако, владельцы Туранта вынуждены были признать свою вассальную зависимость от Трира, как это сделали хозяева Эльца. Сам замок при этом остался невредимым.

Беда пришла в эти края в конце XVII века, когда началась война за "Пфальцское наследство". Невестка короля Людовика XIV была сестрой умершего курфюрста Пфальца и на этом основании французский король решил завладеть землями курфюрста, в частности и долиной Мозеля. Словно предчувствуя, что эту территорию придется отдать обратно, французы применяли в боевых действиях бесчеловечную тактику выжженной земли: солдаты разоряли поселения, изгоняли жителей, разрушали города, взрывали и предавали огню крепости и замки... Эта участь постигла и Турант, который был сначала взят, а потом разрушен французами. С тех пор башни замка стоят обезглавленными, а стены крепости зияют пробоинами.


Руины старого замка
1.


2.



В 1911 году разрушенный замок приобрел промышленник Роберт Альмер, после чего в Туранте начались большие восстановительные работы. Потомки Алмера владеют замком и сейчас, открыв его для посещения, а частично и для проживания визитеров.


Внутренний двор замка Турант



Зал охотничих трофеев



Старинный арбалет



Крыша замковой стены, вид изнутри



Темница в основании башни. Пленников бросали вниз со второго этажа



Новое зеркало. Замок Турант с отражением в автомобильной крыше.



Третьим местом, которое я хотел посмотреть в долине Мозеля, был имперский замок Кохем (Reichsburg Cochem) в одноименном городке. Этот пункт плана оказался практически сорванным по причине забастовки французских железнодорожников. Они нашли болезненный способ шантажа государства, произвольно отменяя поезда дальнего следования и сообщая об этих отменах лишь накануне. Поезд Франкфурт-Париж, на котором я должен был возвращаться, французы отменить не имели права, как международный, но зато они изменили маршрут его следования, так что исчезли все промежуточные остановки на одной из которых я должен был садиться в поезд. И вот вместо экскурсии по Кохему и по замку мне пришлось мчаться во Франкфурт, чтобы застать состав на конечной станции. Замок я наблюдал ровно 15 минут и вынес оттуда всего 3 кадра...

Кохем на Мозеле. На дальнем холме высится замок Кохем
1.


2.



Райхсбург Кохем



Замок Кохем был построен на рубеже X-XI веков. Он расположен на крутом холме, почти на 100 метров выше уровня реки и веками господствовал над главным торговым путем, связывающим Германию с Францией. Замок был таможенным пунктом: Мозель перекрывался здесь мощной цепью, которая поднималась и опускалась с помощью блоков, причем управлялся этот процесс прямо из крепости.

Кохем не избежал судьбы многих других мозельских замков. Во время войны за Пфальцское наследство он был взят войсками Людовика XIV, а затем подожжен и взорван - это произошло 19 мая 1689 года. В ужасном пожаре погиб тогда и весь город, после отступления французов из нескольких десятков тысяч жителей в живых осталось менее пятисот.

Возможно, некогда грозный замок так бы и остался печальной руиной, если бы в 1866 году его развалины не приобрел меценат Луи Равене. Он был одержим идеей отстроить Кохем заново, и вернуть ему былую славу и величие. По задумке нового владельца, возрожденный Кохем должен был выглядеть средневековым, и на романских останках был возведен замок в неоготическом стиле, лишь одна круглая башня сохранилась от первоначальной постройки. В результате Райхсбург Кохем больше напоминает иллюстрацию из рыцарского романа, чем крепость, но для нас он все равно остается одним из самых прекрасных замков долины Мозеля.


Замок Кохем с птичьего полета

Фото - Hans-Peter Merten


...Судьбы трех старинных мозельских замков, построенных в XI-XII веках, оказались и различны, и схожи. Все они благополучно пережили средневековые распри, пусть даже их владельцы и вынуждены были становиться вассалами более сильных феодалов. Новое время оказалось более жестоким. Чем более важное стратегическое положение занимал замок, тем большим разрушениям он подвергался. Эльц, замкнувшийся в лесной долине и охранявший лишь себя самого, остался нетронутым. Турант, контролирующий окрестности, был очень сильно поврежден. А Кохем, господствовавший над важнейшим торговым путем, уничтожили практически полностью. Но к счастью, во всех случаях нашлись люди, которые взяли замки в свои руки и подарили им новую жизнь, пусть на это у них ушло не одно десятилетие.

Link | Leave a comment |

Comments {32}

(no subject)

from: velvetelle
date: Aug. 27th, 2018 06:16 pm (UTC)
Link

Класс!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 27th, 2018 06:33 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread

mevlevi

(no subject)

from: mevlevi
date: Aug. 27th, 2018 06:46 pm (UTC)
Link

долина Мозеля одно из самых живописнейших мест в Европе

CD7I7414

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 27th, 2018 06:55 pm (UTC)
Link

Согласен, прекрасное место, могу сравнить только с Австрийской долиной Вахау.
Но за три неполных дня я конечно очень мало что успел посмотреть...

Reply | Parent | Thread

Groucho

(no subject)

from: leokand
date: Aug. 27th, 2018 07:19 pm (UTC)
Link

Интересно, а как могло получиться, что 3 брата завладели долями замка? Принцип майората же был введён ещё при Каролингах, если ничего не путаю.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 27th, 2018 07:39 pm (UTC)
Link

Насколько я понял из объяснений гида, в ранне-средневековой Германии практиковалось совместное наследование и владение территориями и замками, даже юридический термин для такой формы был

Reply | Parent | Thread

dubomir

(no subject)

from: dubomir
date: Aug. 27th, 2018 08:13 pm (UTC)
Link

Большое спасибо. А не могли бы Вы латиницей указать названия этих замков, как в случае с третьим?

Edited at 2018-08-27 08:14 pm (UTC)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 27th, 2018 09:09 pm (UTC)
Link

Пожалуйста )
Добавил немецкие названия замков

Reply | Parent | Thread | Expand

валентина куликова

(no subject)

from: валентина куликова
date: Aug. 27th, 2018 09:42 pm (UTC)
Link

спасибо!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 28th, 2018 05:10 am (UTC)
Link

Всегда пожалуйста!

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

(no subject)

from: livejournal
date: Aug. 28th, 2018 04:02 pm (UTC)
Link

Ваша запись Древние замки Мозеля в LiveJournal Media - Древние замки Мозеля

Reply | Thread

Каминская Тамара

(no subject)

from: katani08
date: Aug. 28th, 2018 04:12 pm (UTC)
Link

Приглашаем Вас в наше сообщество lovers_of_art.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 28th, 2018 04:41 pm (UTC)
Link

Спасибо Вам за приглашение!

Reply | Parent | Thread

afonya007

(no subject)

from: afonya007
date: Aug. 28th, 2018 05:55 pm (UTC)
Link

"Удивительной чертой замка является то, что вот уже восемь веков он принадлежит одной семье" не морочьте голову там уже другая семья живёт....

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 28th, 2018 06:22 pm (UTC)
Link

Не говорите ерунду:
Seit nunmehr 34 Generationen ist Burg Eltz im Besitz des gleichnamigen Geschlechts. Das jetzige Familienoberhaupt des Hauses ist Herr Dr. Karl Graf von und zu Eltz Kempenich. -- https://www.eifel.info/a-burg-eltz-1

Reply | Parent | Thread | Expand

samaya_lu4chaya

(no subject)

from: samaya_lu4chaya
date: Aug. 28th, 2018 08:10 pm (UTC)
Link

Спасибо, интересно! ))) Побывала в замках Франции, видно , что , вроде бы рядом, недалеко расположенные замки,(от немецких), и по архитектуре похожие, но смотрятся строже и неприступнее. Во Франции тоже почти такие-же развалины, но по-другому выглядят. Свободнее, спокойнее,раскованнее , что-ли. Видимо, от менталитета многое зависит.

Edited at 2018-08-28 08:14 pm (UTC)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 29th, 2018 07:26 am (UTC)
Link

Да, согласен, французские замки иные. "Раскованные" наверное правильное слово, хотя для архитектурных сооружений и неожиданное ) Вполне возможно это следствие разного менталитета

Reply | Parent | Thread

Oleg T

(no subject)

from: islander
date: Aug. 30th, 2018 02:28 am (UTC)
Link

Спасибо! Беру на заметку))

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 30th, 2018 07:16 am (UTC)
Link

СтОит съездить, там в округе и в долине еще несколько замков, на неделю хватит смотреть

Reply | Parent | Thread

Владимир Зеленский

(no subject)

from: -
date: Aug. 30th, 2018 03:44 pm (UTC)
Link

""Удивительной чертой замка является то, что вот уже восемь веков он принадлежит одной семье"

А еще говорят, мол, у нас расслоение общества...

Reply | Thread

Lx

(no subject)

from: lx_photos
date: Aug. 30th, 2018 07:35 pm (UTC)
Link

Правильно говорят.

Reply | Parent | Thread

Lx

(no subject)

from: lx_photos
date: Aug. 30th, 2018 07:34 pm (UTC)
Link

Спасибо, офигенно.
Коэм впечатлил боле всего.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 31st, 2018 11:56 am (UTC)
Link

А мне Эльц пришелся. Как самый старый )

Reply | Parent | Thread | Expand

igor_shlyapka

(no subject)

from: igor_shlyapka
date: Aug. 31st, 2018 07:30 pm (UTC)
Link

Приятного настроения!
Скажите, удалось ли узнать что-то о быте владельцев замков, местных общин, традициях, нравах...
Очень хочется знать, чем была наполнена жизнь людей. Кто они? Или кто архитекторы этих сооружений?
У таких прекрасных мест ведь должна быть своя "душа"?
С уважением, Игорь Шляпка.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 1st, 2018 06:34 pm (UTC)
Link

Здравствуйте Игорь! К сожалению у меня было очень мало времени, да еще один день оказался скомканным. Поэтому "погрузиться" в быт мне не удалось, в основном потратил время на прогулки и поиск с'емочных ракурсов

Reply | Parent | Thread | Expand

Владислав

(no subject)

from: wlad_1978
date: Sep. 9th, 2018 07:25 pm (UTC)
Link

хорошие фотографии

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 10th, 2018 07:29 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Parent | Thread