?

Log in

No account? Create an account

Вокруг света за два часа, часть II

« previous entry |
Jan. 13th, 2018 | 09:02 pm

Продолжение путешествия по парижскому музею Бранли. Пересекаем Атлантический океан и оказываемся на американском континенте...




Северная Америка - Канада

Тотемный столб, Британская Колумбия, ок. 1880 года


Тотем создан в память о мифической девушке Пиесунт, дочери вождя индейского племени. Пиесунт оскорбляла медведей, считая их уродливыми и вонючими. Тогда сын вождя медведей решил похитить ее, чтобы наказать за эти слова, и ей пришлось выйти за него замуж. Она родила близнецов - наполовину людей, наполовину медведей. Однажды воины племени Пиесунт напали на племя медведей и убили ее мужа, после чего Пиесунт вернулась к людям. Но она все время была грустна и больше не чувствовала себя человеком. Как-то брат Пиесунт принес ей медвежью шкуру, чтобы сделать из нее одежду. Но когда девушка завернулась в эту шкуру вместе со своими детьми, они сразу же превратились в медведей, а потом ушли в горы. Благодаря этому случаю охотники племени научились уважать медведей и сделали его своим тотемом.



В основании столба изображена мать медведей с одним из близнецов. Три маленьких фигуры выше - другие потомки Пиесунт и медведя гризли, который сидит наверху столба со вторым близнецом.


Северная Америка - США

Ожерелье из медвежьих когтей, Айова, XIX век


Североамериканские индейцы охотились на гризли, используя их мясо, жир и мех. Из медвежьих когтей делали ожерелья. Богатство костюма и украшения свидетельствовали о достоинстве и социальном статусе владельца. Ожерелья, символизирующие охотничьи или военные подвиги, можно было увидеть на индейцах почти всех племен.


Северная Америка - Мексика

Индейские божества. Бог смерти майя, IX-X век (слева) и бог вина уастеков, XII век


В мифологии майя Ах Пуч - это бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно он изображался как скелет или как человек с черепом вместо головы. У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьировались от племени к племени.
Уастеки тоже являются майя, но откололись от них за 13 веков до нашей эры и жили в изоляции. Они не знали ни письменности, ни календаря, ни архитектуры, типичных для остальных майя. Уастеки были отважными и жестокими воинами, они воевали голыми и в качестве трофеев отрезали павшим врагам головы. Одним из богов уастеков, а затем и ацтеков, был Патекатль - бог пульке, алкогольного напитка из агавы.


Центральная Америка - Гаити

Рассказ о культуре Вуду в зале музея


Гаитянская вуду сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити в результате смешения народных верований и элементов католицизма. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Создавая свою религию три столетия назад, гаитяне делали это в строгом секрете, поскольку одновременно проходила борьба против колониальной зависимости и рабства. Внешние проявления культа были зашифрованными, возникали различные полу-милитаризованные тайные секты, одной из которых была Бизанго, ставшая известной благодаря практике зомбирования людей.

Дубреус Лериссон. Персонаж Бизанго. Начало XXI века


Культовые куклы Бизанго имеют жестокий и агрессивный религиозный облик. Они обычно носят военные звания: капитан, генерал, император... Эта фигура, содержащая в голове человеческий череп, была названа "императором".


Пьеро Барра. Эрзули и ее сёстры, 1990


Алтарная кукла вуду. Такие куклы часто посвящены Эрзули - женскому божеству пантеона вуду, гаитянской Венере. Эрзули имеет две основные ипостаси, черную Дантор и белую Фреду. Считается, что Эрзули часто бывает жестока и несправедлива к желаниям других женщин. Она любит все роскошное, так что все лучшее что есть в храме вуду предназначено для Эрзули. Ей жертвуют сладости, духи, цветы, свечи. Символ Эрзули - пронзенное стрелой сердце. По верованиям гаитян, Эрзули способна творить как добро, так и зло. В частности, для неё характерно проявление черт суккуба: она является мужчинам во снах, принимая обличье наиболее желанных для них женщин, и ночь за ночью постепенно лишает их жизненных сил.

Ритуал вуду. С обложки диска гаитянской ритуальной музыки 1932-1967 гг.



Вудаистский алтарь, 1990


Часть алтаря, посвященного старейшему божеству вуду Дамбале, который является мужем Фреды Эрзули. В религии вуду Дамбала является началом и концом всех вещей, творцом всего живого. Символом Дамбалы являются две змеи, а сам Дамбала часто изображается как змей. Алтарь наглядно представляет эклектику вуду и ее связь с христианством: под изображением Дамбалы в рамках вставлены бумажные изображения архангела с мечом и святого с книгой.


Южная Америка - Перу

В музее сейчас проходит выставка, посвященная древней цивилизации Перу, которая предшествовала инкам (не говоря уже об испанском завоевании).

Рассказ о древнем Перу


Самые старые экспонаты выставки относятся к 3-му веку нашей эры, большинство датируются V-X веками. Лучше всего с тех древних времен сохранились керамические бутылки, они и составляют основу экспозиции. И это было бы скучновато - просто смотреть на старинную посуду - если бы перуанцы не отображали в ней буквально все, что их окружало и заботило: богов и людей, животных и предметы, жанровые сценки... Вот несколько бутылок из большого их разнообразия, показанного на выставке:

1. Божок


2. Узник


3. "Первая древнейшая"


4. Подмигивающий человек



Женщины играли важную роль в перуанском обществе и часто занимали высшие государственные и религиозные посты. "Изюминкой" выставки является наряд перуанской жрицы, обнаруженный в одном из захоронений X века.




Южная Америка - Боливия

Боливийская Дьяволиада, XIX-XX век


Боливийский Оруро издавна был городом шахтеров и его жители, проводившие долгое время под землей, со временем начали поклоняться владыке подземелья. Согласно христианской традиции, им является Сатана, который и был принят местными жителями как бог, защищающий шахтеров. Сатане регулярно приносили жертвы и исполняли в его честь ритуальные танцы, и эта церемония со временем превратилась в пышное карнавальное шествие. Возглавляет процессию хозяин подземного царства в компании со своей подругой и в окружении дьяволов и дьяволиц с копытами и рогами, за ними следуют другие участники. В музее Бранли представлена большая коллекция карнавальных костюмов и масок из Оруро (одна из масок открывает эту запись).

Владыка подземелий


Многие участники представляют животных, одним из популярных костюмов является белый медведь, задачей которого является общение со зрителями.

Боливийский медведь



Сан-Мигель (архангел Михаил) берет на себя функции защиты от нечисти, являясь одним из самых активных персонажей карнавала.

Архангел Михаил



Океания - Полинезия

Великие путешествия - фильм на шаровом экране



Шарль Жиро, портрет Помаре IV, королевы Таити, 1852


В XIX веке Таити представляло собой одно из немногих независимых полинезийских государств, сумевших на некоторое время избежать колонизации со стороны великих держав. Правящая династия на Таити — Помаре — была представлена пятью монархами: четырьмя королями и королевой. Королева Помаре IV правила на Таити 50 лет, с 1827 по 1877 год. В это время за обладание Таити разгорелась острая борьба между Великобританией и Францией. В 1847 году королева официально признала установление французского протектората. В 1880 году государство Таити было окончательно аннексировано Францией и стало ее колонией.


Океания - Вануату

Барабаны Амбрима, XIX-XX век


Острова Вануату были заселены примерно две тысячи лет назад в ходе миграции населения из северо-западной части Тихого океана. Колонизация островов осуществлялась в ходе длительных морских плаваний на больших каноэ, которые могли вместить до двух сотен человек. На острове Амбрим главными памятниками священных и церемониальных мест являются вертикальные щелевые барабаны. Они задают ритм танцам, с их помощью также передают сообщения. Звуки каждого барабана индивидуальны и отражают ранг его владельца. Колдуны Амбрима славятся на всю страну как лучшие лекари и предсказатели.


Океания - Соломоновы Острова

Реликварий в форме рыбы, рыбачья пирога, деньги, XIX век


Рыбная ловля - главный жизненный ресурс для жителей Соломоновых Островов. Местные ритуалы отражают эту тесную связь с морем. Молодых мальчиков селили в дома, построенные на берегу, где хранили реликварии в форме рыб, или рыбачьих и военных пирог. На заднем плане снимка виден свиток из двух мотков - это островная "монета". В Океании такие деньги служили предметом мены во время крупных сделок. Например, они могли скреплять союз между разными группировками, обмениваться на товар, такой как большая пирога. Ценность денег связана с длиной и цветом свитка. Для изготовления выставленного экземпляра длиной около 10 метров понадобилось оперение почти 500 птиц.


Океания, Папуа - Новая Гвинея

Украшенные черепа, XIX век


Сохранение черепов врагов или предков и их демонстрация в качестве трофеев является старой меланезийской традицией. Черепа расписывают, украшают, инкрустируют. Наиболее важные хранят в "мужском доме" - месте проживания молодых неженатых мужчин, их используют в ритуальных действиях и магических охранительных обрядах.


Ритуальные столбы асматов, XX век


Асматы — папуасский народ, проживающий в одноимённом регионе юго-западного побережья острова Новая Гвинея. Асматы известны своей техникой резьбы по дереву, их изделия высоко ценятся среди коллекционеров. Их ритуальные столбы могут воздвигаться как акт мести, или быть данью уважения предкам, с целью успокоить их души и принести общине гармонию и духовную силу. Вырезанные из одного куска дерева столбы могут достигать высоты до 10 метров. На них изображены человеческие фигуры, стоящие друг над другом, а также фигуры животных; верхняя часть столба, выдающаяся вперед, символизирует нос каноэ.

Гребцы на каноэ, XX век


Асматов известны как "охотники за головами". В зависимости от того, сколько черепов врагов находится на счету воина, определяется его положение и ранг в племени. Чем больше черепов - тем ближе воин к должности вождя. По-видимому асматы - это одно из последних каннибальских племен на планете. В середине XX века католическим миссионерам удалось убедить аборигенов прекратить людоедство и охоту за головами, одновременно поощряя проведение других культовых мероприятий. Сами жители говорят, что перестали охотиться на людей 20 лет назад...


На этом кругосветное путешествие по музею Бранли завершается, поскольку мы вернулись к Австралии и Индонезии, откуда и начали путь. Пора...

...на заслуженный отдых



Link | Leave a comment | Share

Comments {16}

Фомор Стоша

(no subject)

from: stoshagownozad
date: Jan. 13th, 2018 06:10 pm (UTC)
Link

у "подмигивающего" - какое лицо!!!! Практически портрет ведь!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 13th, 2018 06:28 pm (UTC)
Link

да, мне он тоже больше всех понравился. С одной стороны - достаточно высокий уровень обобщения, а с другой - точная персонификация

Edited at 2018-01-13 07:58 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Jan. 14th, 2018 09:17 am (UTC)
Link

Офигенно!
а главное - практично: полюбасу должно пробуждать в некоторых молодых людях тягу к знаниям, а это дорого стоит

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 14th, 2018 02:46 pm (UTC)
Link

Один из немногих музеев где много черной молодежи

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Jan. 14th, 2018 03:41 pm (UTC)
Link

молодёжь тонет в гаджетах
а это ... целый мир в одном здании

Edited at 2018-01-14 03:41 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

много черной молодежи

from: aniskin1968
date: Jan. 14th, 2018 03:43 pm (UTC)
Link

собственная идентификация - это архиважно
человек без координат - потеряется в этом мире

Reply | Parent | Thread

endegor

Re: много черной молодежи

from: nikolai_endegor
date: Jan. 14th, 2018 04:58 pm (UTC)
Link

да, согласен. Я в Русский музей тоже чаще других хожу )

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

в Русский музей тоже чаще других хожу

from: aniskin1968
date: Jan. 14th, 2018 05:59 pm (UTC)
Link

это в тот что в Питере?!

Reply | Parent | Thread

endegor

Re: в Русский музей тоже чаще других хожу

from: nikolai_endegor
date: Jan. 14th, 2018 06:11 pm (UTC)
Link

Да, когда в Питере :)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Jan. 14th, 2018 03:24 pm (UTC)
Link

spasibo, interesno!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 14th, 2018 04:57 pm (UTC)
Link

пожалуйста!

Reply | Parent | Thread

annaelle_erica

(no subject)

from: annaelle_erica
date: Jan. 14th, 2018 04:53 pm (UTC)
Link

Очень интересно, спасибо Вам!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 14th, 2018 04:59 pm (UTC)
Link

Благодарю Анна!

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Jan. 14th, 2018 10:55 pm (UTC)
Link

очень занятно и поучительно)

а боливийские медведи все же сильно отличаются от российских))

Reply | Thread

endegor

сильно отличаются от российских

from: nikolai_endegor
date: Jan. 15th, 2018 06:39 am (UTC)
Link

Это точно:

И белеют только на карнавале )


Edited at 2018-01-15 06:40 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

Re: сильно отличаются от российских

from: nic_angel
date: Jan. 15th, 2018 09:45 am (UTC)
Link

))

Reply | Parent | Thread