endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Вокруг света за два часа

Есть в Париже место, которое позволяет совершить кругосветное путешествие по самым потаенным и нетронутым цивилизацией уголкам нашей планеты всего... хочется сказать, подражая Жюлю Верну, за 80 минут, - но не буду кривить душой, 80-ти минут определенно не хватит, и потратить придется как минимум два часа, а то и все четыре. Называется это место - Музей на набережной Бранли



В центре на снимке выше - малое крыло музея со знаменитым вертикальным садом на стенах. Главное экспозиционное крыло находится левее, в парке за стеклянной стеной, отделяющей территорию музея от оживленной набережной. Оно словно вырастает на сваях из зеленого массива парка, и располагается над ним.

Парк и музей Бранли


Полное название музея совершенно непроизносимо и может разве что отпугнуть потенциального посетителя: "Музей на набережной Бранли - Жак Ширак, традиционного искусства стран Азии, Африки, Америки и Океании". Уф... И пока я туда не попал, даже представить не мог, насколько интересно можно показать такой вот "традиционный" материал. Но к делу.

Театр начинается с вешалки, а музей - с лестницы. В Бранли лестницы нет. Вместо нее внутрь огромного здания, размером с небольшой городской квартал, ведет длинный извилистый пандус, по которому течет поток светящихся слов.

Чарльз Сандисон, Река, 2010


Надписи плывут, сплетаются и расплетаются, возникают и исчезают, создавая иллюзию потока воды, движущегося навстречу входящему в музей. Но это не просто слова, а 16597 названий всех народов и географических мест, которые представлены в коллекциях. "Река" - прекрасный ввод посетителя в атмосферу музея, но особенно очаровывает она детишек.

Входной пандус постепенно превращается в главный маршрут по музею, который проводит посетителя по всей экспозиции, от страны к стране, от континента к континенту. В Бранли почти нет традиционных залов, его здание - это один громадный объем, где условными стенами часто служат сами выставленные предметы.



Как говорил автор проекта музея архитектор Жан Нувель, Бранли - это не дом для экспонатов, а музей, построенный вокруг коллекции. Тут мало не только стен, но и углов, всё здесь изогнутое, плывущее, прозрачное и загадочное, чтобы лучше служить главной цели: перекидывать мосты между разными культурами, подталкивать человека к узнаванию нового.

В какой-то степени экспонатами Бранли являются и его посетители: пожалуй ни в одном другом музее не ощущаешь так присутствия окружающих людей, которых видишь и через прозрачные витрины, и в многочисленных отражениях, и вокруг свободно стоящих предметов. Сначала мне это немного мешало фотографировать, но потом я решил, что присутствие зрителей наоборот оживляет снимки.

1.


2.



Австралия

В австралийском отделе захватывает живопись аборигенов, культуру которых считают самой старой из сохранившихся до наших дней - ей почти 50 тысяч лет. Художники-аборигены рисуют рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображают и внутренние органы — позвоночник, пищевод, сердце, печень. Этот характерный стиль называют "рентгеновским", подобное доскональное отображение "дичи" является одновременно и магическим действием, обеспечивающим успех на охоте.






Традиционные рисунки выполнялись на вычищенной изнанке кусков древесной коры, современные местные художники используют и холсты, и краски

Кэтлин Петиарр, Сон о "колючем дьяволе", 1995  (Колючим дьяволом называют австралийскую пустынную ящерицу)



Рядом с побережьем Австралии находятся острова Тиви, где сохранилась своя древняя культура. Самым знаменитым видом искусством Тиви считаются погребальные столбы, вырезанные из массива железного дерева и украшенные ритуальной резьбой с геометрическими орнаментами.

Погребальные столбы Тиви, XIX-XX век



Юго-Восточная Азия - Индонезия

Маска худока, начало XX века


"Худок" является праздником благодарения у даяков, населяющих остров Борнео. Согласно их верованиям худоки - это тринадцать вредителей, разрушающих урожай (в их число включают и духов, и животных). На празднике худоков символизируют танцоры, которые носят маски, представляющие вредителей. В конце танца два человеческих худока изгоняют все злые силы, спасая урожай.


Памятные статуи, Суматра, XIX век


Памятные и престижные статуи заказывались при жизни человека. Их целью была демонстрации богатства, необходимого для утверждения власти. Хотя политическая власть автоматически передавалась от отца к старшему сыну, детям вождей и начальников необходимо было обладать и силой, и богатством, которые внушают уважение. Для этой цели и служили статуи, они представляли не только главу семьи но и его жену, воинов. Здесь на переднем плане статуя жены главного мага клана Пакпак, проживавшего на севере острова Суматра.


Юго-Восточная Азия - Таиланд

Маски карнавала Пи Та Кхон


Пи Та Кхон - один из ежегодных этнических фестивалей Тайланда, символизирующий призыв дождей на рисовые поля. Однажды Бог Неба, уязвленный популярностью Будды у тайцев, лишил их своей милости — он перестал посылать дождь на их землю 7 лет 7 месяцев и 7дней. Высохшая земля перестала давать урожай. Тогда люди стали умолять небеса о милости, они стали запускать в небо зажженные стрелы, изображая молнию, греметь в барабаны, подобно грому, исполнять неистовый танец дождя, а их рисовые маски просили о плодородии и защите от смерти.




Южная Азия - Индия

Индийский театр теней, Андхра-Прадеш, начало XX века.


Персонажи "Рамаяны" - демон (слева) и обезьяний царь (справа). Последний помогал принцу Раме освободить его жену Ситу, похищенную демонами. Считается, что театр теней возник три тысячи лет назад в Юго-Восточной Азии и оттуда проник в Индостан. Он до сих пор популярен в Андхра-Прадеше, Керале, Ориссе. Традиционно теневые куклы Ориссы и Кералы черно-белые, а в Андхра-Прадеше - цветные. Их изготавливают из тонко выделанной и раскрашенной козьей кожи. Основными сюжетами театра являются истории из "Рамаяны" и "Махабхараты". Обычно спектакли начинаются поздно вечером и длятся до утра, но есть сюжеты, показ которых занимает много ночей подряд.


Подношения Кришне, храмовая завеса, Раджастан, XIX век


Это не тканый ковер, а живопись на холсте. Такие картины вешались в индуистских храмах Раджастана за изображениями богов. Похожие картины получили распространения и в быту, как предметы прикладного искусства, и даже стали предметом экспорта.


Передняя Азия - Иран (Персия)

Женщина за туалетом. Персия, XIX век


В отличие от арабской культуры, персидская никогда не запрещала изображать живых существ и человека. Ко времени арабского завоевания в VII-VIII веках персидская живопись уже представляла собой устойчивую многовековую традицию со своими правилами и принципами, и исламизация Персии не привела к их ограничениям - тем более, что в Коране не было прямых запретов на изображение людей и животных.

Персидская синь. XVIII-XIX век


"Персидская синь" — это особенный оттенок синего цвета, названный по цвету ковров, керамики и плитки, применяемой в отделке дворцов и мечетей в Иране и странах Ближнего Востока. Эта краска получается из лазурита, который добывают в Иране и Афганистане. Обратите внимание на "зайчиков" и "танец маленьких дьяволиц" - считают что эти работы неизвестного персидского художника иллюстрируют древнюю арабскую рукопись XIII века под названием "Чудеса творения".

"Чудеса творения", XIX век



Ближний Восток - Сирия

Паланкин для верблюда, 1933


Во время путешествий арабские женщины и маленькие дети передвигались на верблюдах в паланкинах различных форм, защищавших их от солнца. Этот паланкин принадлежал жене вождя племени кочевников, жившем в пустыне Северной Аравии. На его седле закреплены стойки, поддерживающие крышу. Паланкин покрыт тканью и украшен длинными полосками текстиля, керамикой и раковинами.


Восточная Африка - Эфиопия

Роспись из церкви Св.Антония в , XVII век


Христианство пришло в Эфиопию в IV веке нашей эры, что привело к возникновению церквей и монастырей, посвященных Деве Марии, Христу и святым. Церковь Святого Антония в Гондаре была построена во время правления Йоханнеса I (1667-1682), росписи находились в ее центральной комнате и были перевезены во Францию в 1932 году.


Восточная Африка - Мадагаскар

Погребальные столбы алуалу, XIX век


Алуалу - это резные столбы, увенчанные скульптурами, которые делают люди народа бара, считащиеся искусными резчиками по дереву. В ясную погоду алуалу отбрасывают тени, которые для малгасийцев полны смысла. Определенное чередование фигур и знаков рассказывают о том, кто покоится в этом месте. Например, рога повернутые от могилы наружу украшают могилы любимых матерей. В резьбе алуалу часто присутствуют эротические и праздничные мотивы, поскольку некоторые погребальные церемонии на острове проходят как праздники.


Центральная Африка - Чад

Глиняные статуэтки, VIII-X век


Статуэтки из храма Таго в центральной Африке относятся к земледельческая культуре сао, существовавшей с V в. до н.э. до XVI вв.н.э на территории современного Чада. Носителям сао были известны металлообработка и гончарное дело. Археологи также обнаружили укреплённые поселения этой культуры. Статуэтки сао предположительно использовались в погребальных обрядах.


Центральная Африка - Мали

Деревянные скульптуры вождей племени догонов, XIX век


Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке-герое Номмо, который украл у небесных кузнецов огонь, разделил землю между родами догонов и научил их земледелию; о божествах воды - полу-людях полу-змеях; о вредоносном шакале Юругу. У них существуют космогонические представления о Вселенной и определённый опыт астрономических наблюдений. Своих вождей догоны изображали полу-людьми полу-животными.


Северная Африка - Алжир

Кабильские кувшины, XIX век.
Луиза Кануэ. Девушка из Кабилии, XIX век



Кабилия находится в северной части Алжира, область получила свое название от проживающей здесь берберской народности кабилов. Эти кувшины, как и вся берберская керамика из Северной Африки, лепились вручную и обрабатывались скребками, без применения гончарного круга. Такой способ изготовления оставляет много возможностей для придания изделию различных форм. Берберская керамика производится и украшается исключительно женщинами, в соответствии с племенными традициями и с нанесением родовых декоративных орнаментов. Изготовленная посуда сначала высушивается на открытом воздухе, затем складывается и накрывается топливом (плитами из сухого навоза и травы), где и происходит ее обжиг. Изделия предназначены для домашнего использования - хранения, приготовления и подачи пищи.


Западная Африка - Марокко

Марокканские домотканые ковры, XIX-XX век
Фото на полу - марокканская деревня, вид с высоты



Марокканский сельский стиль – уникальный, хотя и представляет собой смешение традиций и культур финикийцев, берберов, мавританцев и отчасти европейцев. Ковры используются и как подстилки, и как одеяла и для украшения жилища.


Западная Африка - Берег Слоновой Кости

Ритуальные танцевальные маски, XIX век



Дети рисуют маски в музее Бранли





Вторая половина "кругосветки" Бранли (индейцы, вуду, каннибалы...) здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/171340.html


Tags: art, exhibition, museum, paris
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments