Во второй половине 80х годов Роден был буквально завален заказами. Он берется за всё, работает от зари до темна, а иногда и по ночам, в нескольких мастерских параллельно, изнуряя себя, помощников и натурщиков. Он продолжает работу над "Вратами ада", создает любовные этюды, ваяет бюсты и монументы.
Блудный сын, 1889
Рильке писал об этой скульптуре: "Тут не только сын на коленях перед отцом. Такому жесту необходим бог, и в человеке, делающем этот жест, заключены все те, кто нуждается в боге. Этому камню принадлежат все просторы — он один во вселенной."
В 1885 году Роден получает заказ от муниципалитета Кале на создание памятника героям, решившим пожертвовать жизнью ради спасения родного города. В период Столетней войны (XIV век) Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III. Когда у защитников иссякли припасы и падение города оказалась неизбежным, англичане предложили сохранить жителям жизнь при условии, что шесть знатных горожан придут в лагерь победителей босыми, в рубищах и с ключами от ворот Кале, а затем будут казнены. Первым вызвался сдаться врагам один из отцов города Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Они выполнили все условия английского короля, пришли в его лагерь и расстались бы с жизнью, но беременная жена Эдуарда III умолила мужа помиловать пленников во имя их будущего ребенка.
Роден работал над памятником в мастерской на бульваре Вожирар, д.117 (сейчас на этом месте стоит д.28 по бульвару Пастер). Благодаря старым фотографиям Парижа можно увидеть это место.
Леон и Леви. Метро на бульваре Пастер, ок.1900. За аркой метро виден вход в мастерскую Родена, где создавались "Граждане Кале"
Заказчики хотели чтобы была изваяна только фигура Эсташа де Сен Пьера, но Роден настоял, что памятник должен представлять всех шестерых заложников, добровольно согласившихся принять смерть. После поражения Франции от Пруссии в войне 1870-71 годов, тема "побежденный, но не сломленный" была очень близка Родену и работа над "Гражданами Кале" стала его любимым детищем.
Роден в мастерской за работой над одной из фигур "Граждан Кале"
Скульптор трудился над памятником с фантастическим рвением и уже через четыре года - рекордный для Родена срок - представил публике готовый вариант. В противоположность традиционным мемориалам с пирамидальной архитектоникой, Роден избрал необычное решение - он расположил фигуры в одной плоскости, развернув композицию по спирали, и передавая психологизм и трагизм ситуации через отношения тел и выражения лиц участников этой "процессии к смерти", все имена которых были известны из летописи.
Граждане Кале, 1889
Граждане Кале, фрагмент. Слева направо: Жан де Фиен, Эсташ де Сен Пьер, Жан д'Эр
Эсташ де Сен-Пьер представлен благородным стариком с бородой и усами, который словно несет на себе все страдания людей. Жан д'Эр суров и отважен, он бросает смерти вызов, его голова поднята, а руки крепко сжимают ключи от города, словно это оружие.
Граждане Кале. Жан д'Эр. Последовательные варианты статуи
1.
2.
Наиболее выразительной мне кажется фигура Пьера де Виссана. В жесте его руки и отчаяние, и принятие судьбы, и решимость идти до конца. В лице Пьера, обращенном к стоящему позади него брату Жаку, боль и призыв исполнить свой долг.
Граждане Кале. Пьер де Виссан
1.
2.
Рука Пьера де Виссана - одна из наиболее выразительных деталей в творениях мастера. Ее кисть Роден впоследствии объединил с маской Камиллы Клодель после их расставания (см. фото выше), придав композиции тревожное и даже трагическое звучание. По некоторым сведениям, Камилла участвовала в лепке этой кисти.
Гипсовый вариант "Граждан Кале" стал главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне, организованный двумя друзьями в 1889 году. Он получил восторженные отклики публики и критики. Однако на отливку памятника в бронзе у мэрии Кале денег не хватало - и это при том, что Роден взял за работу над шестью фигурами цену лишь одной из них. В стране была объявлена подписка на реализацию монумента, и через 5 лет средства наконец были собраны. Открытие памятника состоялось 3 июня 1895 года и вылилось в настоящий национальный праздник. Известность Родена многократно возросла, он начал получать большое количество важных и дорогих заказов, что наконец-то принесло ему достаточную финансовую свободу.
Апполон побеждающий Питона, 1894. Рельеф для памятника президенту Аргентины Доминго Сармьенто
5. Мёдон
Как человек, Роден всегда тяготился суетой и шумным обществом, ему скорее был по душе размеренный уклад сельской жизни. В начале 90х годов он решает перебраться из Парижа в пригород. Не последнюю роль в этом сыграло и желание отдалить друг от друга Розу и Камиллу, буквально рвущих его на части. В 1893 Роден арендует виллу Брийан в Мёдоне под Парижем, а в 1895 году выкупает ее в собственность. Здесь они с Розой будут жить до конца своих дней, здесь он будет собирать свою коллекцию предметов искусства. Сейчас вилла является домом-музеем Родена, став как бы продолжением главного музея на улице Варенн в Париже.
Дом-музей в Мёдоне, подъездная аллея
Вилла Брийан, основное здание
Огюст Роден и Роза Бёре на вилле Брийан, 1893
Интерьеры дома во многом сохранились. Кажется, хозяин вот-вот зайдет в столовую и сядет за стол...
1.
2.
Веранда, она же малая мастерская
Вскоре рядом с домом появилось еще одно сооружение, образец прекрасной архитектуры. Стоявшее на склоне соседнего холма шато Исси решили снести. Роден, который обожал старую архитектуру, не мог этого вынести и выкупил у владельцев крупные фрагменты здания, после чего восстановил его фасад в своем парке.
Портик старого шато в парке виллы
Портик примыкал к большому павильону где собирались работы Родена и предметы старины, которые скульптор начал коллекционировать. Повторю вслед за Рильке: "...сильное впечатление производит просторный светлый зал, где все эти ослепительно белые скульптуры, кажется, смотрят на вас из-за высоких стекол дверей, словно обитатели аквариума."
Сейчас в заново отстроенном павильоне выставлены варианты работ Родена в гипсе, предварительные этюды, раскрывающие творческий процесс мастера, рассказано о процессе создания отдельных скульптур, в частности подробно представлена подготовительная работа для памятников Гюго и Бальзаку.
Павильон скульптур в Мёдоне
1.
2.
Заказ на памятник Виктору Гюго Роден получил в 1886 году, и это была для него большая честь: только самому выдающемуся из скульпторов того времени можно было доверить увековечить образ национального гения. Монумент планировалось установить в Пантеоне, где великий писатель был похоронен годом раньше. Роден создал множество вариантов, но ни один из не удовлетворял ни его самого, ни официальных заказчиков. Главной идеей скульптора было изобразить Гюго могучим обнажённым титаном в окружении муз, но фигура без одежды была не слишком уместна в усыпальнице. Тогда Роден сделал фигуру сидящей и полуприкрытой, убрав всех муз, кроме одной. Но и этот проект был отклонён, хотя и отлит в бронзе. Вместо Пантеона его установили в саду Пале-Рояль, он пропал во время оккупации Парижа немцами, возможно был переплавлен.
Сейчас бронзовый Гюго встречает посетителей у входа в дом-музей Родена в Мёдоне.
Виктор Гюго, 1897-98
Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/164979.html
.