endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Роден. Парижские адреса - II

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/163670.html

3. Любовь и боль

Родена можно назвать певцом женского тела. Скульптор писал: "Какое ослепляющее зрелище: женщина, которая обнажается! Это подобно тому, как солнце пробивается сквозь облака. Первый взгляд на ее тело – это шок, потрясение. Словно при яркой вспышке зритель, на мгновение ослепленный, постепенно приходит в себя. В каждой модели – целый мир, и глаз, умеющий видеть, открывает его и проникает так далеко! Но особенно важно то, чего многие не в силах разглядеть: таинственные глубины внутреннего мира, тончайшие движения души. Но всё это невозможно выразить словами…"

Данаида, 1886-89



Торс Адели, 1882


Моделью для этой скульптуры послужила итальянка Адель Абруцезе, одна из двух сестер, любимых натурщиц Родена. Адель и Анна позировали скульптору для многих работ, в том числе для сюжетов "Врат ада". C Адели скульптор лепил "Крадущуюся женщину", "Ирис - посланницу богов", обеих "Кариатид" (см фото в конце первой части ).

Густав Макс Стивенс. Адель и кариатида, 1896



Торс Адели послужил прототипом женской фигуры для "Вечной весны" - одной из самых знаменитых и чувственных скульптур Родена

Вечная весна, 1884



Роден в мастерской с одной из своих моделей.


По-моему, на этой фотографии можно узнать Адель Абруцезе - сравните лицо модели и профиль Адели на картине Г.Стивенса, приведенной выше.


Анна Абруцезе была моложе своей сестры, она попала в студию Родена в 1887 году и сразу вдохновила мастера на создание иллюстраций для сборника Шарля Бодлера "Цветы зла".

Из иллюстраций к "Цветам зла", 1887.


Внизу листа написаны строки из стихотворения Бодлера:
"К тебе взываю я,
о та, кого люблю я,
из темной пропасти,
где сердце схоронил"


Еще одна итальянка, Кармен Висконти, была моделью для прекрасного "Туалета Венеры". У меня нет фотографии последней работы в мраморе (а именно в мраморе, мне кажется, ее надо смотреть), поэтому привожу фото из Википедии. Позднее эта фигура была включена в композицию "Поэт и муза", которая находится у нас в Эрмитаже.

Туалет Венеры, 1887-88.



В 1884 году в студии скульптора появляется Камилла Клодель, тогда еще совсем юная двадцатилетняя девушка. Она лепит с тринадцати лет и непременно желает учиться у мастера, слава о котором уже разнеслась по Парижу. С большой неохотой Роден соглашается взять ее в подсобники, но Камилла своим трудолюбием, умением, острым умом быстро завоевывает его внимание и уважение.

Ателье Сезара. Камилла Клодель, 1884


Родена буквально соблазняет огненный темперамент и исключительный талант его новой ученицы, она становится его сотрудником, а затем моделью, музой и любовницей. Она позирует для нескольких бюстов, "Вечного идола", "Данаиды". Последняя скульптура была начата в 1885 для "Врат ада", но не вошла в их итоговую версию.

Данаида, 1886-89


Данаиды, дочери царя Даная, должны были заполнить водой бездонную бочку в наказание за убийство своих мужей в первую брачную ночь. Роден отошел от буквальной трактовки сюжета, он изображает отчаяние женщины, осознающей бессмысленность и абсурдность своей задачи. Измученная, она опирает голову на руку, а ее распростертые "жидкие" волосы сливаются с водой из опрокинутой вазы. Но по сути своей эта скульптура представляет не только и не столько мифологический персонаж, сколько пейзаж конкретного прекрасного тела с подчеркнутыми линиями спины и шеи.


Андромеда, 1886. По легенде, девушка была прикована к скале как жертва для злобного чудовища


Мне кажется, пропорции этого тела узнаваемы - это тоже Камилла. Скульптура была представлена на выставке 1886 года под названием "Фигура сложенная пополам".


И до, и после Камиллы Клодель у Родена было много связей с женщинами, как с натурщицами, так и с заказчицами. Но лишь с Камиллой у него сложились не только любовные, но и творческие отношения, которые взаимно обогатили обоих. Они много работали вместе, делясь студиями и моделями, даже заимствовали друг у друга сюжеты скульптур.

Камилла Клодель.Девушка со снопом, 1887 (слева).
Огюст Роден. Галатея, 1889 (справа)




Камилла Клодель. Огюст Роден, 1886-88. Этот бюст был единственным скульптурным портретом мастера, который нравился ему самому.



Огюст Роден. Маска Камиллы Клодель, 1884-95



Роден всегда арендовал несколько мастерских, некоторые из которых были "секретными" - там он не только лепил, но и встречался с женщинами втайне от своей гражданской жены Розы Бёре. Для встреч с Камиллой он снял старый особняк на Итальянском бульваре, 68 (ныне бульвар Огюста Бланки) и мастерскую для Камиллы напротив (Итальянский бульвар, 113) - там она работала, а потом и жила.

Фоли-Небур, мастерская Родена на Итальянском бульваре


Смущенная нимфа, 1886


Камилла Клодель. Шакунтула, 1886. Девушка встречает своего мужа, который долгое время был заколдован.



Роза догадывалась о связях Родена с другими женщинами, она очень от этого страдала, но терпела, поскольку увлечения Огюста были достаточно кратковременными и поверхностными. Но когда тот влюбился в Камиллу Клодель, Роза почувствовала неладное. Она начала упрекать Родена, а потом и нашла его с Камиллой убежище. Разразился скандал. Камилла в свою очередь категорически не желала делить Родена ни с кем, и требовала, чтобы скульптор женился на ней, расставшись с Розой, брак с которой не был оформлен. Мастер оказался между двух огней. Он упорно отказывался бросать Розу, которая поддерживала его в самые трудные годы, вела дом, воспитывала его сына. В то же время он хотел удержать Камиллу, которую любил, и которая очень помогала ему в работе - по сути, она была чуть ли единственным человеком к чьему мнению он действительно прислушивался.

Нежелание Родена оставить Розу приводило Камиллу в бешенство. Она отдалялась от скульптора, ее самоотверженность и любовь постепенно превращались в подозрительность, ревность, а потом и в ненависть. Она начала считать, что Роден обкрадывает ее, препятствует творческому росту. В 1893 году происходит их первый разрыв, а в 1898 году она уходит окончательно.

Камилла Клодель. Эпоха Зрелости, 1893-1900


Эта скульптура - аллегория личной драмы Камиллы во время расставания с Роденом. Фигура на заднем плане - ее автопортрет. Роден также тяжело переживал прекращение их отношений, но так и не позвал Камиллу вернуться. Правда он не озлобился, продолжал поддерживать ее работы и даже тайком помогал в организации персональной выставки Камиллы в 1905 году.

Огюст Роден. Падение ангела, 1895


Расставание с Роденом стало поворотным моментом в судьбе Камиллы Клодель. Боль от разрыва и раздражение, вызываемое критиками, которые упорно видели в ней не самостоятельного скульптора, а лишь тень учителя, привели к серьезному внутреннему надлому. После 1905 года у нее развилось психическое заболевание и она многие года провела в больнице для душевнобольных...


Продолжение здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/166131.html


Tags: #rodin100, art, history, paris, paris walks, rodin, sculpture
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments