?

Log in

No account? Create an account

Роден. Парижские адреса - II

« previous entry | next entry »
Aug. 17th, 2017 | 08:03 pm

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/163670.html

3. Любовь и боль

Родена можно назвать певцом женского тела. Скульптор писал: "Какое ослепляющее зрелище: женщина, которая обнажается! Это подобно тому, как солнце пробивается сквозь облака. Первый взгляд на ее тело – это шок, потрясение. Словно при яркой вспышке зритель, на мгновение ослепленный, постепенно приходит в себя. В каждой модели – целый мир, и глаз, умеющий видеть, открывает его и проникает так далеко! Но особенно важно то, чего многие не в силах разглядеть: таинственные глубины внутреннего мира, тончайшие движения души. Но всё это невозможно выразить словами…"

Данаида, 1886-89



Торс Адели, 1882


Моделью для этой скульптуры послужила итальянка Адель Абруцезе, одна из двух сестер, любимых натурщиц Родена. Адель и Анна позировали скульптору для многих работ, в том числе для сюжетов "Врат ада". C Адели скульптор лепил "Крадущуюся женщину", "Ирис - посланницу богов", обеих "Кариатид" (см фото в конце первой части ).

Густав Макс Стивенс. Адель и кариатида, 1896



Торс Адели послужил прототипом женской фигуры для "Вечной весны" - одной из самых знаменитых и чувственных скульптур Родена

Вечная весна, 1884



Анна Абруцезе была моложе сестры, она попала в студию Родена в 1887 году и сразу вдохновила мастера на создание иллюстраций для сборника Шарля Бодлера "Цветы зла".

Из иллюстраций к "Цветам зла", 1887.


Внизу листа написаны строки из стихотворения Бодлера:
"К тебе взываю я,
о та, кого люблю я,
из темной пропасти,
где сердце схоронил"

Анна также стала моделью для "Сибиллы" и прекрасного "Туалета Венеры". У меня нет фотографии последней работы в мраморе (а именно в мраморе, мне кажется, ее надо смотреть), поэтому привожу фото из Википедии. Позднее эта фигура была включена в композицию "Поэт и муза", которая находится у нас в Эрмитаже.

Туалет Венеры, 1887-88.


Роден в мастерской с одной из своих моделей



В 1884 году в студии скульптора появляется Камилла Клодель, тогда еще совсем юная двадцатилетняя девушка. Она лепит с тринадцати лет и непременно желает учиться у мастера, слава о котором уже разнеслась по Парижу. С большой неохотой Роден соглашается взять ее в подсобники, но Камилла своим трудолюбием, умением, острым умом быстро завоевывает его внимание и уважение.

Ателье Сезара. Камилла Клодель, 1884


Родена буквально соблазняет огненный темперамент и исключительный талант его новой ученицы, она становится его сотрудником, а затем моделью, музой и любовницей. Она позирует для нескольких бюстов, "Вечного идола", "Данаиды". Последняя скульптура была начата в 1885 для "Врат ада", но не вошла в их итоговую версию.

Данаида, 1886-89


Данаиды, дочери царя Даная, должны были заполнить водой бездонную бочку в наказание за убийство своих мужей в первую брачную ночь. Роден отошел от буквальной трактовки сюжета, он изображает отчаяние женщины, осознающей бессмысленность и абсурдность своей задачи. Измученная, она опирает голову на руку, а ее распростертые "жидкие" волосы сливаются с водой из опрокинутой вазы. Но по сути своей эта скульптура представляет не только и не столько мифологический персонаж, сколько пейзаж конкретного прекрасного тела с подчеркнутыми линиями спины и шеи.


Андромеда, 1886. По легеде, девушка была прикована к скале как жертва для злобного чудовища


Мне кажется, пропорции этого тела узнаваемы - это тоже Камилла. Скульптура была представлена на выставке 1886 года под названием "Фигура сложенная пополам".


И до, и после Камиллы Клодель у Родена было много связей с женщинами, как с натурщицами, так и с заказчицами. Но лишь с Камиллой у него сложились не только любовные, но и творческие отношения, которые взаимно обогатили обоих. Они много работали вместе, делясь студиями и моделями, даже заимствовали друг у друга сюжеты скульптур.

Камилла Клодель.Девушка со снопом, 1887 (слева).
Огюст Роден. Галатея, 1889 (справа)




Камилла Клодель. Огюст Роден, 1886-88. Этот бюст был единственным скульптурным портретом мастера, который нравился ему самому.



Огюст Роден. Маска Камиллы Клодель, 1884-95



Роден всегда арендовал несколько мастерских, некоторые из которых были "секретными" - там он не только лепил, но и встречался с женщинами втайне от своей гражданской жены Розы Бёре. Для встреч с Камиллой он снял старый особняк на Итальянском бульваре, 68 (ныне бульвар Огюста Бланки) и мастерскую для Камиллы напротив (Итальянский бульвар, 113) - там она работала, а потом и жила.

Фоли-Небур, мастерская Родена на Итальянском бульваре


Смущенная нимфа, 1886


Камилла Клодель. Шакунтула, 1886. Девушка встречает своего мужа, который долгое время был заколдован.



Роза догадывалась о связях Родена с другими женщинами, она очень от этого страдала, но терпела, поскольку увлечения Огюста были достаточно кратковременными и поверхностными. Но когда тот влюбился в Камиллу Клодель, Роза почувствовала неладное. Она начала упрекать Родена, а потом и нашла его с Камиллой убежище. Разразился скандал. Камилла в свою очередь категорически не желала делить Родена ни с кем, и требовала, чтобы скульптор женился на ней, расставшись с Розой, брак с которой не был оформлен. Мастер оказался между двух огней. Он упорно отказывался бросать Розу, которая поддерживала его в самые трудные годы, вела дом, воспитывала его сына. В то же время он хотел удержать Камиллу, которую любил, и которая очень помогала ему в работе - по сути, она была чуть ли единственным человеком к чьему мнению он действительно прислушивался.

Нежелание Родена оставить Розу приводило Камиллу в бешенство. Она отдалялась от скульптора, ее самоотверженность и любовь постепенно превращались в подозрительность, ревность, а потом и в ненависть. Она начала считать, что Роден обкрадывает ее, препятствует творческому росту. В 1893 году происходит их первый разрыв, а в 1898 году она уходит окончательно.

Камилла Клодель. Эпоха Зрелости, 1893-1900


Эта скульптура - аллегория личной драмы Камиллы во время расставания с Роденом. Фигура на заднем плане - ее автопортрет. Роден также тяжело переживал прекращение их отношений, но так и не позвал Камиллу вернуться. Правда он не озлобился, продолжал поддерживать ее работы и даже тайком помогал в организации персональной выставки Камиллы в 1905 году.

Огюст Роден. Падение ангела, 1895


Расставание с Роденом стало поворотным моментом в судьбе Камиллы Клодель. Боль от разрыва и раздражение, вызываемое критиками, которые упорно видели в ней не самостоятельного скульптора, а лишь тень учителя, привели к серьезному внутреннему надлому. После 1905 года у нее развилось психическое заболевание и она многие года провела в больнице для душевнобольных...


Продолжение здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/166131.html


Link | Leave a comment |

Comments {8}

валентина куликова

(no subject)

from: валентина куликова
date: Aug. 17th, 2017 08:52 pm (UTC)
Link

потрясающе!спасибо!завтра выскажу свои мысли,а сейчас просто наслаждаюсь!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 17th, 2017 09:27 pm (UTC)
Link

Благодарю Вас Валентина!

Reply | Parent | Thread

lsmith_099

(no subject)

from: lsmith_099
date: Aug. 19th, 2017 10:03 pm (UTC)
Link

Замечательное продолжение. Спасибо! Проглотила залпом, а теперь буду вкушать по глоточку и длить удовольствие.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Aug. 20th, 2017 04:45 pm (UTC)
Link

Необыкновенно интересная и широкая тема. Сначала хотел показать только скульптуры и места, но понял, что без судьбы и истории не обойтись..

Reply | Parent | Thread

о французах в доступной форме )))).

(no subject)

from: tutuskania
date: Sep. 1st, 2017 10:46 am (UTC)
Link

на мой редакторский взгляд, очень длинные посты...
(про качество ты знаешь, как я тебя ценю )) ...

лучше чуть покороче, но побольше... для восприятия легче..

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 1st, 2017 11:27 am (UTC)
Link

Согласен с тобой. Эту часть точно на две надо было разбить

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Любовь и боль в судьбе Родена

from: livejournal
date: Sep. 1st, 2017 11:00 am (UTC)
Link

Пользователь tutuskania сослался на вашу запись в своей записи «Любовь и боль в судьбе Родена» в контексте: [...] е года провела в больнице для душевнобольных... Оригинал взят у в Роден. Парижские адреса - II [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Роден. Парижские адреса 2.

from: livejournal
date: Oct. 9th, 2017 07:52 am (UTC)
Link

Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «Роден. Парижские адреса 2.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Роден. Парижские адреса - II [...]

Reply | Thread