Храм-памятник в Мурмелоне

Этот храм был сооружен при кладбище, где захоронены останки 916 солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса во Франции и Русского Легиона Чести. Вот прекрасная баллада Виктора Леонидова, посвященная воинам этих соединений
Информационный стенд при входе на кладбище (сейчас оно принадлежит коммуне Сен-Илер-ле-Гран)

На левой стороне стенда приведена краткая история Русского экспедиционного корпуса: места его формирования, путь следования бригад во Францию, участие в сражениях в Шампани, отвод в лагерь Ла Куртин, формирование и боевой путь Легиона чести.
Прибытие корпуса в Марсель

На правой стороне стенда - история создания мемориального кладбища и храма-памятника. Вначале здесь было одно из временных кладбищ где захоронили погибших в боях 1916 года.
Похороны погибших

После окончания войны Мурмелонское кладбище превратилось в постоянное - сыграло свою роль то, что рядом уже находился небольшой памятник, который в 1917 году поставили своим погибшим товарищам бойцы 2-го пехотного полка.
Памятник бойцам 2-го особого пехотного полка, 1917. Надпись на памятнике: "Дети Франции! Когда враг будет побежден и вы сможете свободно рвать цветы на этих полях, вспомните о ваших русских братьях — и принесите цветы сюда"

На кладбище стали свозить останки русских солдат из других мест, постепенно оно разрасталось. Сейчас здесь покоятся 916 человек (последнего солдата захоронили совсем недавно, в этом году, торжественно отдав ему воинские почести)
Над отдельными могилами "спиной к спине" стоят почти 500 крестов. Имена многих погибших неизвестны, и тогда на табличке значится "Неизвестный русский солдат, погибший за Францию".

Одна из двух братских могил, где в общей сложности покоится прах более 400 человек.

В центре кладбища установлен небольшой памятник-стела. Это восстановленная в 2011 копия старого памятника 1924 года. На камне выбита надпись: "Здесь покоятся 915 воинов Русского Экспедиционного Корпуса и Легиона Чести, прибывшие из Москвы, Самары, Казани, Одессы и других губерний, павших на поле брани на территории Франции (1916-1918 гг.). Каждый приходящий сюда, задумайся на мгновение с братской любовью о юных героях!"

В 1934 Союз офицеров русского экспедиционного корпуса во Франции приобрел рядом с кладбищем участок земли для возведения храма-памятника. Проект разработал художник и архитектор Альберт Бенуа. Строительство, начавшееся в 1936-м году, полностью финансировалось подпиской, большой вклад в которую внес композитор Сергей Рахманинов. Через год строительство завершилось, и в мае 1937-го храм был освящен.

Над входом выложена надпись на французском: "Русским солдатам, павшим на поле славы во Франции в 1916 - 1918"

Когда я приехал на кладбище, участок, где стоит храм, оказался закрыт. Но мне повезло: увидевшая меня местная служительница сходила за ключами, отворила калитку и церковную дверь.
Интерьер храма

Росписи стен и сводов были выполнены Альбертом Бенуа по образцам росписей XV века, в этой работе ему помогала жена Маргарита

На стенах висят мраморные доски с именами убитых в боях офицеров и в память обо всех более чем четырех тысячах воинов Экспедиционного Корпуса, павших на чужбине.

На другой стене висит доска в память отца Андрея Богословского, священника Русского Легиона Чести, убитого в тот момент, когда он, выйдя из окопа, пошел с крестом впереди атакующих цепей.

Здесь же находятся рамки с боевыми наградами русским полкам от Французского командования, приказы, отмечающие мужество и героизм солдат, многие другие реликвии.
Штандарт 3-го полка и трофей Легиона Чести - герб с пограничного столба Баварского королевства

Рядом с храмом стоит орудие времен Первой мировой явно побывавшее в боях. Насколько я понимаю, это снятая с колес российская "трехдюймовка" - 76-мм дивизионная пушка образца 1902 года. Как она сюда попала - ведь наш корпус использовал французское вооружение?

В 1932 году рядом с кладбищем был основан скит Всех святых, в земле Российской просиявших, чтобы "создать религиозный центр для молитв об убиенных воинах, а также для вечного упокоения усопших в эмиграции". Сейчас на месте старой барачной церкви в скиту стоит рубленный храм в северо-русском стиле.
Церковь Всех святых, в земле Российской просиявших

Этот храм был построен при содействии финской художницы Лизы Кунингас, учившейся православной иконописи в Париже. Л. Кунингас сумела привлечь к осуществлению проекта храма своих соседей в Финляндии. Церковь срубили там, затем разобрали, пометив все бревна, и перевезли во Францию, где собрали вновь.
При въезде на церковный участок к стволу дерева прикреплена такая табличка:

Дорога на Реймс проходит через поля и пологие холмы, где грохотали сражения Первой мировой

В Реймсе я увидел еще два места, связанных с памятью о наших солдатах (на самом деле их гораздо больше). Первое отсылает к событиям на век старше Мурмелона - взятию и потере Реймса русскими войсками во время Наполеоновских войн
Обелиск "В память о солдатах и офицерах русской армии, погибших во Франции в ходе битвы за Реймс в 1814 году"

Этот памятник был создан на средства Российского военно-исторического общества и установлен в Реймсе в 2014 году, к двухсотлетию боев. Тогда, 12 марта 1814 года, 14-тысячный русско-прусский корпус выбил из Реймса французский гарнизон и занял город. В это время Наполеон, перегруппировав свои силы после недавнего поражения при Лаоне, неожиданно повернул сюда свою основную армию и атаковал Реймс днем 13 марта. К ночи город был взят. 700 русских солдат остались лежать на поле боя...
Уже перед отъездом из Реймса я оказался на площади, где меня поразили суровые аскетичные фигуры из обожженного дерева. Позже я узнал, что их автором является местный уроженец, скульптор Кристиан Лапи.

Я не нашел в сети точной информации об этой композиции, но для меня она - тоже символ памяти о войне и о наших солдатах, потому что эта площадь Реймса носит короткое, но так много говорящее название - Сталинград.
