?

Log in

No account? Create an account

Париж. Оккупация и освобождение

« previous entry | next entry »
May. 12th, 2017 | 04:01 pm

После предыдущей записи о парижском Бессмертном полке возникло обсуждение: а празднуют ли здесь Победу, что были для парижан оккупация и освобождение? Не хочу давать однозначных ответов, как и делать какие-то выводы. Но предлагаю послушать очевидцев и посмотреть их глазами.


Немецкие солдаты смотрят на Париж с Эйфелевой башни, 1940



Робер Капа. Парижане на параде победы, 1944



Вот несколько сухих цифр.
- Франция была разбита немцами за полтора месяца. В Первую мировую она боролась 4 года.
- За время войны погибло 600 тыс. французов. В Первую мировую погибших было полтора миллиона.
- В движении Сопротивления участвовало 40 тыс. человек (из них примерно половина - французы)
- Войска Де Голлевской "Свободной Франции" в 1943 насчитывали до 80 тыс. человек (из них ок. 40 тысяч французов), к моменту высадки в Нормандии достигли 400 тыс.
- В германском Вермахте служило до 300 тыс. французов (из них в наш плен попало 23 тысячи).
- 600 тыс. французов были депортированы в Германию на принудительные работы. Из них 60 тыс. умерло, 50 тыс. пропали без вести, 15 тыс. были казнены.

И любое большое целое лучше воспринимается через призму малых событий. Приведу два рассказа моих хороших знакомых, которые были детьми в оккупированном Париже.

Александр Андреевский, сын белого эмигранта.
Мать Александра была еврейкой. С приходом немцев французы начали выдавать евреев или указывать немцам на людей, в ком подозревали евреев. "Мать видела как на нее стали коситься соседи, она боялась что скоро на нее донесут. Она пошла к старому раввину и спросила что ей делать. Тот дал необычный совет: поехать в Германию, поработать там несколько месяцев и вернуться с документами, которые выдадут немцы. Но чтобы при въезде в Германию у матери не проверили паспорт, раввин сказал ей опрокинуть в сумке баночку меда. Она так и сделала, и немецкий офицер на границе побрезговал брать в руки перепачканные и слипшиеся от меда документы. Четыре месяца я жил у знакомых, а потом мать вернулась из Германии и никаких подозрений по отношению к ней больше ни у кого не возникало."

Франсуаз д'Ориньи, потомственная аристократка.
"Во время оккупации мы жили в подпарижье, но мать иногда брала меня с собой в город. В Париже она всегда ходила сгорбившись, тихо, как мышка, глядя в землю и ни на кого не поднимая глаз. И так же заставляла ходить меня. Но однажды я увидела, как на меня смотрит молодой немецкий офицер и улыбнулась ему в ответ - мне тогда было 10 или 11. Мать мгновенно закатила мне такую оплеуху, что я чуть не упала. Больше я на немцев никогда не смотрела. А в другой раз мы ехали в метро и вокруг было много немецких офицеров и солдат. Вдруг мать окликнул какой-то высокий мужчина, она очень обрадовалась, вся распрямилась и будто помолодела. Вагон был переполнен, но вокруг нас словно возникло пустое пространство, такой повеяло силой и независимостью. Я потом спросила, кто был этот человек. Мать ответила - князь Юсупов."

Посмотрите несколько фотографий о жизни времен оккупации и освобождения Парижа. Подбирая их я старался охватить разные стороны тогдашних событий.

1. Немецкий парад победы у Триумфальной арки в июне 1940 года



2. Установка немецких указателей на площади Конкорд.



3. Дворец Шайо. Присяга госслужащих и полиции новой власти



4. Елисейские поля, "новая жизнь", 1940



5. Немецкий агитационный грузовик на Монмартре. Трансляция музыки в ознаменование 30-ти дней взятия Парижа. Июль 1940



6. Немецкий солдат с француженкой на площади Трокадеро



7. В парижском метро



8. Продавщица немецких газет



9. Андре Зюкка. Жаркий день, набережная Сены, 1943



10. Андре Зюкка. Парижские модницы. 1942



11. Сад Тюильри, 1943



12. Возврат к конной тяге. Горючего в городе почти не было



13. Свадьба на Монмартре



14. Пьер Жаан. Переплавка памятников на металл. 1941



15. Отправка рабочих в Германию.



16. Депортация евреев, 1941



17. "Отправление из Бобиньи". С этого вокзала эшелоны уходили прямо в лагеря смерти.



18. У стен Лувра. Продукты распределялись по карточкам, поэтому многие разводили огороды.



19. Очередь в булочную на Елисейских полях



20. Раздача бесплатного супа



21. Вход в парижское метро - воздушная тревога



22. Легионеры антибольшевистского корпуса



23. Добровольческий французский легион отправляется на Восточный фронт



24. Парижане оплевывают пленных британских парашютистов, которых немцы ведут по городу.



25. Пытка участника Сопротивления в немецкой полиции



26. Схваченных членов движения Сопротивления ведут на расстрел



27. Робер Капа. Немецкий парашютист, пойманный партизанами Сопротивления



28. На баррикаде в Париже в августе 1944



29. Париж, август 1944. В центре Симон Сегуан, 18-летняя партизанка из Дюнкерка.



30. Робер Капа. Бойцы Сопротивления во время освобождение Парижа



31. Перестрелка с немецкими снайперами



32. Пьер Жаме. Шествие Дивизии Леклерка, авеню дю Мэн. Освобождение Парижа, август 1944
LP


33. Робер Капа. Бойцы Сопротивления и французские солдаты празднуют освобождение Парижа, август 1944



34. Парижанка с союзниками



35. Робер Капа. Мать и дочь, которых обрили за сотрудничество с оккупантами.



36. Робер Капа. Париж приветствует генерала Де Голля, август 1944



Link | Leave a comment |

Comments {162}

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

delfin_iya

(no subject)

from: delfin_iya
date: May. 12th, 2017 02:08 pm (UTC)
Link

Французам есть чего стыдиться за ту войну, но и есть чем гордиться. Сегодня они, по крайней мере, не восхваляют тех, кто отправлял на смерть евреев, но регулярно в течение года приносят свежие цветы к мемориалам и табличкам на стенах домов, где погибли защитники.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 02:21 pm (UTC)
Link

да, так оно обычно и бывает...
Цветы у всех военных памятников, у армянских крестов жертвам геноцида, у могил коммунаров. Единственное где цветов не видел - это у памятника жертвам революций на Пер-Лашез. Никак не помирятся...

Reply | Parent | Thread

Лос охуенос, амиго!

(no subject)

from: los_oxuenos
date: May. 12th, 2017 02:31 pm (UTC)
Link

"И эти победили тоже?"

Reply | Thread

Алексей  Антяскин

"И эти победили тоже?"

from: aniskin1968
date: May. 12th, 2017 03:08 pm (UTC)
Link

+1!

Reply | Parent | Thread

(no subject) - (Anonymous) - Expand

Камушкин Пися

(no subject)

from: kamushkinpisya
date: May. 12th, 2017 02:43 pm (UTC)
Link

Да... Истекли кровью, но побили бошей...

Reply | Thread

LiveJournal

Париж. Оккупация и освобождение

from: livejournal
date: May. 12th, 2017 02:53 pm (UTC)
Link

Пользователь la_vie_de_lune сослался на вашу запись в своей записи «Париж. Оккупация и освобождение » в контексте: [...] Оригинал взят у в Париж. Оккупация и освобождение [...]

Reply | Thread

piseckotenku

(no subject)

from: piseckotenku
date: May. 12th, 2017 03:00 pm (UTC)
Link

Самая крутая - вот эта фотка
Французские граждане про входе нацистов в Париж




Edited at 2017-05-12 03:03 pm (UTC)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 03:07 pm (UTC)
Link

да, согласен. Она очень известная, поэтому решил ее не ставить. И как всегда в противовес есть с приветствиями...

Reply | Parent | Thread | Expand

mitelalte1

обрили мать и дочь..

from: mitelalte1
date: May. 12th, 2017 03:01 pm (UTC)
Link

Давно возмущал этот факт..Французы легли под немцев.. А досталось женщинам.. Как будто у женщин выбор был(((

Reply | Thread

endegor

Re: обрили мать и дочь..

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 03:08 pm (UTC)
Link

Реакция часто бывает страшнее чем само событие. И это еще не самый тяжелый снимок на эту тему

Reply | Parent | Thread

(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand

Cергей Дыбов

(no subject)

from: severr
date: May. 12th, 2017 03:01 pm (UTC)
Link

////Вот несколько сухих цифр.
- Франция была разбита немцами за месяц. В Первую мировую она боролась 4 года.
- За время войны погибло 600 тыс. французов. В Первую мировую погибших было полтора миллиона.
- В движении Сопротивления участвовало 40 тыс. человек (из них примерно половина - французы)
- Войска Де Голлевской "Свободной Франции" насчитывали до 80 тыс. человек (из них ок. 40 тысяч французов)
- В германском Вермахте служило до 300 тыс. французов (из них в наш плен попало 23 тысячи).
- 600 тыс. французов были депортированы в Германию на принудительные работы. Из них 60 тыс. умерло, 50 тыс. пропали без вести, 15 тыс. были казнены.


а вот правильные цифры:
Франция сдалась на 44 день войны, потеряв убитыми 123 тысячи военнослужащих и пленными 1,8 миллиона (вторая после СССР по числу пленных),
21 тысяча гражданских жителей погибла и около 8 миллионов стали беженцеми

в движении Сопротивления в метрополии было около 200 тыс чел, на момент высадки в Нормандии около 400 тыс, на конец войны воска Франции составляли около 1, 5 миллиона солдат, или каждый пятый солдат союзных войск на втором фронте.

+ войска де Голля (за пределами Франции) более 100 тыс чел.
+ войска Жиро (Северная Африка) около 300 тыс.чел.

в Вермахте служило около 12 тыс французов + мобилизованные на общих основания жители эльзаса-лотарингии как граждане Германии около 200 тыс.. из них из них дизертировали - 40 тыс.
участвовали в войне в СССР - 135 тыс.
взяты в плен в СССР - около 10 тыс. (по заявлениям 2честных" историков и французских ветеранов Вермахта в советском плену умышлено замучено НКВД более 40 тыс эльзас-лотарингцев), что увековечено памятниками как на территории Эльзаса, так и на территории РФ

французских пленных в СССР около 600 тыс. Но не взятые в плен, а освобожденные из немецкого плена

Франция вторая после СССР страна по числу пленных военнослужащих и третья после СССР и Польше по числу угнаных на принудительные работы.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 03:10 pm (UTC)
Link

О цифрах можно много спорить. Я в основном из википедии брал

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) - Expand

timkaru

(no subject)

from: timkaru
date: May. 12th, 2017 03:01 pm (UTC)
Link

Французике добровольцы из СС до последнего обороняли Рейстаг.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 03:11 pm (UTC)
Link

и бункер Гитлера тоже

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: May. 12th, 2017 03:06 pm (UTC)
Link

гениальный совет дал раввин

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 03:11 pm (UTC)
Link

Согласен

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

(no subject)

from: livejournal
date: May. 12th, 2017 03:10 pm (UTC)
Link

Your entry Париж. Оккупация и освобождение was reposted at LiveJournal Media - Париж. Оккупация и освобождение

Reply | Thread

mcsimov

(no subject)

from: nornegest
date: May. 12th, 2017 03:33 pm (UTC)
Link

http://samlib.ru/n/nikolaj_b_d/mg-2429f.shtml

Когда американские войска уже приблизились к столице Франции, встал вопрос о том, надо ли город брать. Вопрос был весьма непростой - военного смысла в этом городе как бы не было, а вот населения на тот момент имелось порядка 4 миллионов человек. И их кормили немцы в тот момент, благо была карточная система. Американцам категорически не хотелось взваливать на себя пропитание 4 миллионов французов. С другой стороны - взять и не кормить - тоже не выход. Между тем снабжение рассчитано только на действующую армию и такой нагрузки не потянет просто. Потому амеры решили не лезть в город - а заняться стратегической целью, обтекая столицу Франции.
Правда без приказа рыпнулся генерал Леклерк и его легкоброневая дивизия, оставив позиции, поперла в столицу. Пришлось горячих французов остужать и возвращать на место. Тем временем в Париже оживился ля резистанс, о котором, в общем, раньше не было ни слуху, ни духу. Начались обстрелы патрулей и всякое такое. Немцы вяло огрызались, особенно воевать немецкому гарнизону совершенно не хотелось. Даже было и не понятно - собственно с какой стати милые парижане и парижанки (только публичных домов на немцев работало более тридцати. Да еще тысяч пять индивидуалок старались) - вдруг начали стрелять?
Ситуация тем временем накалялась - в Париж стали стекаться злыдни из маки, а там было много коммунистов и те фрицев не любили сильно. Вермахту стали наносить неслыханный урон - прокалывать шины у автомобилей, убирать дорожные знаки, плохо мыть стаканы в кафе, халтурно чистить сапоги и так далее.
В итоге внезапно оказалась захваченной префектура. Это терпеть было невозможно, надо было принимать меры, чего военный комендант Парижа генерал вермахта Дитрих фон Холтиц категорически не хотел.
И тут явился спаситель - Ля резистанс попросил Рауля Нордлинга, шведского генерального консула в Париже быть посредником и предложить немцам перемирие. Фон Холтиц с радостью согласился. Это был миролюбивый человек, ему совершенно не хотелось стать разрушителем Парижа. Ведь это не дикая варварская Россия, это же Европа! Как можно стрелять в городе из пушек???
Перемирие было немедленно заключено. Увы, Ля резистанс был крайне сбродной артелью и провокации против немцев продолжились. Им по-прежнему прокалывали шины, прятали дорожные указатели и обстреливали патрули.
Комендант города был возмущен таким нехорошим поведением, и шведу Нордлингу пришлось мотаться как собаке с консервной банкой на хвосте между неукротимыми резистансами и мирными немцами.
Военный комендант Парижа генерал вермахта Дитрих фон Холтиц объяснил шведу, что вообще-то так дело не пойдет, надо бы решать вопрос цивилизованно. Например, сдаться в плен. Но, как истинный честнейший ариец, предводительствующий над героическими зольдатами, он не может капитулировать перед каким-то сбродом, у которого нет даже штаба! Вот если бы американцы! У тех есть генералы! Швед понял прозрачный намек и вскоре американцы узнали, что должны хоть кого с генеральским чином и хоть какими войсками прислать в Париж.
Хоть кем-то хоть с чем-то ясное дело был генерал Леклерк. Его дивизия по боевым качествам для американцев не представляла ничего ценного, и раз сопротивления не ожидалось вовсе, то эту дивизию и послали.
И страшно удивились, когда через пару дней от взволнованного шведа поступил вопль души - Где обещанные войска с генералом??? Немцы ждут - резистанс режет шины и ворует со складов бензин, так вечно продолжаться не может!!!
Американцы спешно послали штабных офицеров с целью найти пропавшую дивизию Леклерка. Дивизию нашли. Состояние ее было плачевным - она понесла тяжелые потери в технике и людях. Проклятые местные жители, как только в их городишки и деревни гордо входили французские же части - для освобождения от бошей Парижа - тут же устраивали пир горой. На всем пути следования дивизии Леклерка стояли мертвым железом танки и бронетранспортеры, а их экипажи и расчеты были близки к невменяемости, ибо вино и бабы доведут до цугундера кого угодно, даже бравых французских военных.
Злобные американцы грубо нарушили этот рай земной и то, что еще могло в дивизии передвигаться более-менее, было тут же, чуть ли не под американским конвоем отправлено на Париж.

Reply | Thread

Лев Сокольников

(no subject)

from: Лев Сокольников
date: May. 12th, 2017 04:17 pm (UTC)
Link


За-ме-ча-те-ль-но! Рассказ интереснейший, стопроцентная точность освещения подлинного характера француза! Браво, пишите книгу!

Reply | Parent | Thread | Expand

mcsimov

(no subject)

from: nornegest
date: May. 12th, 2017 03:33 pm (UTC)
Link

Вскоре (благо ехать там было близко даже по европейским меркам) - на площадь перед отелем, где располагался штаб гарнизона г. Париж въехала бронерота героической дивизии Леклерка. Взвод храбрых французов отважно ворвался в холл отеля и бросил 3 (три) дымовые гранаты.
Гарнизон города ужаснулся - и моментально, полностью исчерпав все возможности сопротивляться - достойно и героически сложил оружие. Комендант в дальнейшем давая интервью рассказывал всем, что злой дядька Гитлер отдал ему приказ разрушить город, но он, генерал Дитрих фон Холтиц, спас столицу Франции!
Так это рассказывают и по сей день. Гитлер-то помер, теперь на него можно валить как на мертвого. Это вот Москву и Ленинград Гитлер разрушать не собирался, как всем общечеловекам общеизвестно, а Париж - ууу - ужас, что хотел сделать.
Правда вот для разрушения города обычно выделяются силы и средства, составляются планы, закладывается взрывчатка, а ее много надо и время нужно тоже - как было, например, в Кракове, который наши спасли от ликвидации. Здесь этого и духу не было. Мало того - злое гестапо и свирепые СС совершенно спокойно дали коменданту вести многодневные переговоры с Ля резистанс. Напомню, немцам надо было кормить Париж. Особой радости в 1944 году это не давало.
В итоге французы героически освободили свою столицу, американцы получили дополнительную нагрузку в виде голодных парижан, а Ля резистанс, гордый победой, долго еще брил головы мерзким шлюхам, спавшим с немцами.

Reply | Thread

(no subject)

from: glavsnab
date: May. 12th, 2017 07:10 pm (UTC)
Link

"в Кракове, который наши спасли от ликвидации" - очередное преступление русских.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

mcsimov

(no subject)

from: nornegest
date: May. 12th, 2017 03:56 pm (UTC)
Link

ну так вермахт это не только немцы это еще и всякие вспомогательные части, опять же своя французская армия воевавшая в северной африке, палестине и индокитае. в мае 1941 года правительство виши даже воевало с другими союзниками немцев - сиамцами, утопив их единственный крейсер... мне вообще интересно, как при таком хаосе, немцы добились более менее приличных результатов...

Reply | Parent | Thread

(no subject) - (Anonymous) - Expand

Игорь Тюков

(no subject)

from: soldat_igor
date: May. 12th, 2017 04:23 pm (UTC)
Link

Смотришь на эти довольные сытые французские морды, француженок-поголовных шлюх, не сильно пострадавшие от немцев, а перед глазами фото наших людей убитых, умерших, замученных на фоне разрушенных и так в общем то жалких, домов и хат, вынесших невыносимые муки, понесших неисчислимые потери и горе...Какая огромная разница! А потом эти европейцы еще нас и обвиняют, дескать отсталые, малокультурные и экономика, мол, у вас отсталая.... Это после того, что сделали с нашими людьми и землей немцы при помощи таких вот французов, словаков, румын, венгров, болгар, бандер.... Как наши люди вообще выжили?

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 12th, 2017 04:43 pm (UTC)
Link

когда видишь например "моды 1942 года", то конечно внутри все переворачиватся. Но мы с ними два разных мира...

Reply | Parent | Thread

jobbar

(no subject)

from: jobbar
date: May. 12th, 2017 04:36 pm (UTC)
Link

Лягушатники себе на века репутацию сделали как супервойны , над ними еще долго прикалываться будут.

Reply | Thread

Лев Сокольников

(no subject)

from: Лев Сокольников
date: May. 13th, 2017 05:20 pm (UTC)
Link


"Прикалываться" наркоманский термин, у тебя н и к о г д а не получится "прикалываться над французом, уровень разный.

Reply | Parent | Thread | Expand