endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Categories:

Сакре-Кёр

Есть архитектурные сооружения, которые в силу своего расположения просто обязаны становиться символами. Я думаю, любой храм воздвигнутый на вершине Монмартра - Холма мучеников - стал бы доминантой панорамы Парижа и неотъемлемой частью городского силуэта. Стала визитной карточкой города и базилика Сакре-Кёр (Святого Сердца), построенная в начале XX века в самой высокой точке Парижа.

Вид на Сакре-Кер из района Больших бульваров



Ранне утро на вершине Монмартра


Город далеко не сразу принял это сооружение, идеей которого было искупление грехов нации перед Всевышним. Церковь считала, что позорное и горькое поражение страны во Франко-прусской войне 1870-71 годов есть наказание французов за грехи и отсутствие в них должного благочестия. А корни проблем клерикалы видели в Великой французской революции, которую значительная часть народа наоборот считала справедливым восстанием. К тому же в сознании парижан проигранная война неразрывно была связана с событиями Парижской коммуны 1871 года, бывшей по своей идеологии продолжением революции. Так что многие восприняли Сакре-Кёр как неуместный памятник разгрому коммуны, которая возникла именно на Монмартре.

Но время сглаживает углы и остужает горячие политические споры. Постепенно Сакре-Кёр стала лишь местом молитвы, а пространство вокруг нее превратилось в любимое место отдыха как парижан, так и гостей французской столицы.

У главной лестницы, ведущей к базилике.



Архитектурное решение Сакре-Кёр также оказалось не бесспорным. В соответствии с оригинальным проектом Поля Абади собор должен был получить почти полукруглые купола с относительно низкими башенками и высокую колокольню.

Проект базилики Сакре-Кёр архитектора Поля Абади, 1873


Но Поль Абади умер в 1884 года и завершали строительство другие архитекторы. Было принято решение вытянуть купола вверх, удлинить венчающие их башенки и уменьшить высоту колокольни. Пропорции всего соружения оказались нарушенными, что привело к критике со стороны знатоков архитектуры, в народе же базилику окрестили "национальным тортом".

Вид на Сакре-Кёр с бульвара Батиньоль


Были однако в таком решении и свои резоны: чем ближе подходишь к зданию или чем выше над ним поднимаешься, тем гармоничнее смотрятся купола в силу перспективных искажений. А ведь большинство зрителей как раз рассматривает базилику с относительно близкого расстояния - сравните вид издалека с фотографиями от подножья холма выше.

Амос Чаппл. Сакре-Кёр с высоты. 2013
Фотограф успел сделать этот снимок, когда полеты частных дронов над Парижем еще не были запрещены



Пожалуй, самой большой удачей при создании храма стал выбор материала. Сакре-Кёр сложили из прочного известняка, который обладает замечательной особенностью светлеть от воды и самоочищаться. Базилика не только сверкает белизной но и словно отражает в себе настроение парижской погоды.

Сакре-Кёр бывает бело-розовым ясным утром,


...в дождливый день он серый как хмурое небо,


...он голубеет в холодный зимний полдень,


...или пылает в свете заходящего солнца



Базилика постоянно открыта для молитвы, сюда можно приходить даже ночью, правда для этого надо предварительно записаться. В центральный неф храма туристов не пускают, не разрешают там и фотографировать - это место предназначено только для молящихся. Поток туристов и других посетителей течет по боковым приделам и вокруг алтарной части.

Служба в базилике


Интерьер Сакре Кёр, снимок от входа


Знаменитая мозаика внутри базилики выполнялась в течение десяти лет. Ее тема - "Преклонение Франции перед Сердцем Господним". В центре огромная фигура Христа, над которой изображен голубь - символ Святого Духа, а еще выше - Бог-Отец. Справа от Христа стоит Архангел Михаил, рядом с ним - коленопреклоненные Франция в белых одеждах и Жанна Д’Арк. Слева от Христа - Дева Мария, а выше - апостолы и святые.

Фрагмент мозаики над алтарной частью. Фото с сайта Сакре-Кёр


Когда обходишь алтарь по внешнему периметру, то можно рассмотреть некоторые фрагменты мозаики сквозь окружающие алтарную часть проемы.

Вид сквозь арку алтарной части



И конечно, Сакре-Кёр это неотъемлемая часть самого Монмартра. Собор виден здесь почти из любой точки, и даже если он не является главным в окружающей панораме, то все равно вносит в нее свою неповторимую монмартрскую ноту

Лестницы рядом с фуникулером

Улица Стенкерк, ведущая на Монмартр от бульвара Рошешуар


Площадь Жана Маре


Улица Абрёвуар



Еще о Монмартре: Montmartre I, Montmartre II


Tags: architecture, art, cityscape, paris, paris walks
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments