?

Log in

No account? Create an account

Нескромное обаяние буржуазии

« previous entry | next entry »
Apr. 12th, 2017 | 04:00 pm

Музей Жакмар-Андре обычно не входит в список объектов, которые стремится посетить турист во время своего первого приезда в Париж. Но место это заслуживает всяческого внимания, и не только потому, что здесь собрана великолепная коллекция произведений искусства, но и потому, что это прекрасно сохранившийся образец среды обитания высшего французского общества второй половины XIX века.

DSC_4370p-1_exposure_resize.jpg
Интерьер музея - лестница на второй этаж


Основатель музея Эдуар Андре был единственным наследником семьи богатых банкиров-протестантов, которые активно участвовали в преобразованиях императора Наполеона III. Эдуар окончил знаменитую военную школу Сен-Сир и до 1863 года служил в элитной части личной охраны императора.

DSC_1969-1a2_resize.jpg
Франц Винтерхальтер. Портрет Эдуара Андре, 1857. Музей Жакмар-Андре


Началом создания коллекции музея считается 1860 год, когда Эдуар Андре увлекся приобретением ювелирных украшений, керамики и гобеленов, используя свое огромное состояние для коллекционирования произведений искусства. В 1868 году он заказывает постройку особняка на только что пробитом широком бульваре, быстро превратившимся в наиболее аристократическую часть города и получившим имя великого разрушителя и великого строителя Парижа барона Османа.

DSC_1969-1a2_resize.jpg
Османианский Париж. Бульвар Осман с террасы универмага Галери Лафайет


После поражения Франции в войне с Пруссией и падения империи в 1870 году, Эдуар Андре вместе с Ротшильдами быстро собирает необходимую сумму для выплаты немцам французской контрибуции. Но в это же время он полностью разочаровывается как в политике, так и в финансовой деятельности, и решает полностью посвятить себя собирательству.

Когда в 1875 году особняк или, как принято говорить во Франции, отель Андре распахнул свои двери для приемов, он поразил парижский свет роскошью, оригинальностью и техническими новинками. К этому времени он уже превратился в место хранения художественной коллекции, которую хозяин мечтал сделать самым редким собранием шедевров.


Внутренний двор отеля Андре, куда прибывали экипажи гостей и откуда они входили в дом.


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Зал приемов, вид от дверей вестибюля


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Зал приемов, вид от окон. Часть стен зала раздвигается, и тогда он образует единое пространство с вестибюлем и музыкальным салоном, превращаясь в большой танцевальный зал, способный вместить тысячу гостей.


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Музыкальный салон, вид от зала приемов


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Музыкальный салон, вид со второго этажа

Одно из архитектурных чудес особняка Андре - это монументальная лестница, неожиданно расположенная в самом конце анфилады апартаментов, а не в центре здания. Вложив все свое художественное мастерство в зал зимнего сада с этой лестницей, архитектор Анри Паран стремился превзойти творение Шарля Гарнье – Парижскую Оперу, конкурс на сооружение которой он проиграл своему молодому сопернику. Лестница Парана может похвастаться очаровательным дизайном, очень светлым, несмотря на плотность использованных материалов (мрамор, камень, железо и бронза), но... лестница Гарнье в Опере все же представляется мне более величественной и органичной.


DSC_4383p-1_resize.jpg
Зимний сад с лестницей на второй этаж. Этот зал с двумя световыми фонарями особенно поражал гостей отеля Андре.



Один из маршей лестницы Парана


DSC_4459p-1a3_exposure_resize.jpg
Боковой вид на лестницу с верхнего этажа.


DSC_4417-1_resize.JPG
Из зимнего сада виден внешний фасад здания, выходящий на бульвар Осман. Кажется, что его можно рассмотреть и с улицы, но это не совсем так. Терраса перед фасадом поднята на 2 метра относительно уровня земли, поэтому с бульвара виден в первую очередь высокий каменный забор с решеткой, за которым фасад теряется.


В 1872 году Эдуар Андре заказал свой портрет молодой, но уже известной художнице Нели Жакмар, одной из немногих француженок-портретисток. После этой встречи Андре стал покровителем и меценатом Нели, а в 1881 году она стала его гражданской женой. Нели полностью поддержала увлечение мужа собирательством и они стали заниматься коллекционированием вместе. Так сложился союз единомышленников, влюбленных как в друг в друга, так и в искусство.


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Нели Жакмар. Автопортрет, 1880. Музей Жакмар-Андре


DSC_1969-1a2_resize.jpg
Нели Жакмар-Андре. Бюст Эдуара Андре, 1890. Музей Жакмар-Андре


Обладатели превосходно вкуса, Эдуар и Нели отправлялись в длительные путешествия, чтобы пополнить коллекцию. Они тратили на это огромные средства, использовали все свои деловые связи. Вместе они организовывали размещение экспонатов в своем доме на бульваре Осман, постепенно превращая его в один из самых богатых частных музеев. Нели любила размещать экспонаты по своему вкусу, организовывая их не только тематически, но и эстетически, так чтобы они образовывали определенное единство друг с другом и с окружающими интерьерами


DSC_4474-1_exposure_resize.JPG
Завершение главной лестницы выполнили фреской Тьеполо "Генрих III в Венеции". Эту фреску супруги приобрели в 1893 году на вилле, принадлежавшей венецианскому дожу Контарини - он встречал Генриха III, когда тот ехал во Францию чтобы занять престол после смерти брата.


DSC_1969-1a2_resize.jpg
В зале итальянской скульптуры


DSC_4543-1_exposure_resize.JPG
В картинной галерее


Несколько картин из коллекции музея

DSC_4495-1a2_resize.JPG
Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем, 1470


DSC_4540-1_resize.JPG
Сандро Боттичелли. Бегство в Египет, 1510


DSC_4521-1_exposure_resize.JPG
Карло Кривелли. Св. Павел, Св.Августин и Св.Бруно, 1493


DSC_4503-1_exposure_resize.JPG
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, 1510


DSC_4290-1a_exposure_resize.JPG
Элизабет Виже-Лебрён. Портрет Екатерины Скавронской, 1790


Все интерьеры музея наполнены экспонатами, но при этом они отражают личную жизнь и вкусы хозяев.

DSC_4282-1_resize.JPG
Комната гобеленов предваряет деловые апартаменты. На ее стенах часть серии шпалер "Русские игры", приобретенной Эдуаром Андре еще до постройки особняка. Размеры комнаты специально были запроектированы под размеры полотен.


DSC_4558-1a_resize.JPG
Спальня Нели Жакмар, оформленная в стиле времен Людовика XV. Вокруг большой кровати, установлены деревянные панели и столики, которые любила мадам.


DSC_4549-1_exposure_resize.JPG
Кабинет Нели


DSC_4555-1_exposure_resize.JPG
Комната, расположенная между двумя спальнями, была частным местом встреч супругов. Здесь они обычно завтракали в окружении семейных портретов. В центре висит портрет Эдуара, написанный Нели в 1872 году - тот самый, что впервые свел их вместе.



Спальня хозяина. Справа вход в ванную, на комоде бюст работы Ж-Б.Карпо (1863), где Эдуар Андре очень похож на императора Наполеона III.



Столовая. Нынче тут располагается музейное кафе, где можно перекусить рядом с бюстом хозяйки и в окружении старинных гобеленов. На потолке столовой помещена фреска Тьеполо, также привезенная из Венеции.


После смерти мужа, последовавшей в 1894 году, Нели Жакмар-Андре продолжала работу по пополнению коллекции; с Востока ею были привезены новые шедевры живописи и скульптуры. В 1912 году, исполняя намерение Эдуара, Нели передала все собрание Институту Франции, и через год в особняке был открыт музей, названный по именам обоих супругов.

Если вам доведется посетить музей Жакмар-Андре, советую взять там аудиогид, предлагающий подробную и интересную экскурсию на русском языке.

.

Link | Leave a comment |

Comments {34}

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Apr. 12th, 2017 03:36 pm (UTC)
Link

Да, все фото мои, кроме портретов хозяина и хозяйки - к ним было не подобраться. Снимать можно, но без вспышки и без штатива.

Reply | Parent | Thread