?

Log in

No account? Create an account

Луарские истории - X

« previous entry | next entry »
Oct. 3rd, 2016 | 11:37 pm

Окончание. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html


18. Юссе, 1660-1700

Юссе (Usse) называют самым сказочным замком в долине Луары. Не только потому, что он красив, но и потому, что здесь была написана одна из самых замечательных сказок.


Замок Юссе, вид из нижнего сада


Архитектура современного Юссе содержит в себе сразу три временных пласта. Самая старая его часть - это левый (восточный) флигель, построенный в готическом стиле по всем правилам оборонительных сооружений XV века.


Готический флигель Юссе


Центральная часть замка была сооружена в XVI веке в ренессансном стиле.

1.


2.



Наконец правый флигель, завершенный в XVII веке, уже имеет черты классицизма.


Юссе с высоты. Фото с сайта замка


В целом, замок Юссе с прилегающим парком, садом, террасами и оранжереями сложился во второй половине XVII века, когда его приобрел Тома Бернен, секретарь короля Людовика XIV. В это время Франция находилась в зените так называемого Великого века, который охватывал время царствования трех первых королей династии Бурбонов - Генриха IV Великого, Людовика XIII Справедливого и Людовика XIV Короля-Солнце. Стараниями кардинала Ришелье, а затем Людовика XIV и его министра Кольбера, централизация Франции была завершена, и абсолютизм королевской власти достиг апогея. В военном и культурном аспектах Франция начала играть роль европейского гегемона, в результате чего во многих странах (в том числе и в России) развилась галломания и появилась мода на все французское.


Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV, короля Франции (1643-1715). 1661. Версаль

Людовик XIV, как впрочем и другие французские короли, никогда не бывал в Юссе. Но, как говорят в театре, короля играет окружение. В Юссе, "игра" окружения Короля-Солнце ощущается практически везде. Как я уже упомянул, владельцем замка был секретарь Людовика XIV. Его сын женился на дочери великого Вобана - королевского маршала, знаменитого военного инженера и архитектора, построившего во Франции более 30 крепостей и усовершенствовавшего еще 300. Вобан часто гостил в Юссе у своего зятя, по его проекту были созданы замковые террасы и бастион. Также имя Вобана носит один из салонов замка.



"Рука Вобана". Вид на Юссе и его террасы с моста через Эндр



Салон Вобана


Сад, парк и оранжерея Юссе были спроектированы непревзойденным Ленотром - придворным садоводом Людовика XIV, создавшем концепцию французского регулярного парка, чьими стараниями был создан сад Тюильри и парк Версаля.


Вид на Юссе из парка



Сад Ленотра на верхней террасе


Но больше всех прославил Юссе Шарль Перро. Увидев этот замок в 1695 году, Перро ощутил такой восторг и вдохновение, что сразу после посещения создал одну из самых известных в мире сказок - "Спящую красавицу". Описания дворца в этом произведении во многом воспроизводят убранство Юссе, и даже внешний фасад сказочного дворца, где заснула принцесса, похож на замок, стоящий в при слиянии Эндра и Луары.


Филипп Лаллеман. Портрет Шарля Перро (фрагмент). 1672. Версаль.

В 1670-е годы Перро был генеральным инспектором сюринтендантства королевских строений и секретарем Академии словесности, что и отражено в атрибутах его портрета. Лишь в 80х Перро начал писать и обрабатывать сказки, сам не придавая этому большого значения. Но оказалось, он стал первым, кто ввёл сказку (и особенно народную сказку), в высокую литературу - это и принесло ему любовь читателей и заслуженную славу.

Почти весь верхний этаж восточного флигеля Юссе посвящен "Спящей красавице" Перро. В нескольких комнатах здесь воспроизведены сцены из сказки

1.


2.


3.


4.



Нынешние хозяева Юссе периодически устраивают в интерьерах замка выставки костюмов различных эпох. Неподвижно застывшие манекены словно продолжают тему спящего замка, не дают развеяться сказочной атмосфере...


Лестница в круглой башне



Столовая



Главная лестница. Спроектирована Франсуа Мансаром, крупнейшим мастером барокко XVII века, основателем традиций классицизма во Франции.



Королевская прихожая



Комната короля. По старинной традиции, в каждом замке должны были существовать специальные апартаменты для короля, на случай его посещения.



Комната стражи.  Одно из самых старых помещений Юссе. Когда-то прямо сюда вел входной подъемный мост. Потолочная роспись времен Людовика XIV.




Чердак замка, который входит в экскурсионный маршрут, оформлен в стиле "столетнего запустения". Тоже своего рода элемент сказочной истории...


Еще о замке Юссе




19. Валансе, 1800е годы

В конце XVIII века по Франции прокатился кровавый каток Великой и ужасной революции. Уничтожение знати, разграбление собственности, революционный террор, разрушение церквей, политические процессы и истребление собственных соратников - все это бушевало целое десятилетие под лозунгом "Свобода, Равенство, Братство". Не удивительно, что в 1800 году измученная страна с радостью приняла "сильную руку" Наполеона Бонапарта, которого в 1804-м провозгласила своим императором.

Наполеону нужна была резиденция для приема иностранных послов и проведения важных переговоров, и он избрал для этого замок Валансе (Valencay) в долине Луары. В 1803 году Наполеон сказал своему министру иностранных дел Талейрану: "Я хотел бы, чтобы вы купили эту прекрасную землю с тем, чтобы вы там принимали представителей Дипломатического корпуса, знатных иностранцев, чтобы они стремились попасть к вам и чтобы приглашение к вам служило вознаграждением для послов тех суверенов, которыми я буду доволен".


Замок Валансе, вид от садовой лестницы



Центральная часть фасада

Башни замка сейчас ремонтируются, поэтому я пользуюсь снимком из интернета, чтобы показать весь фасад:


Замок Валансе, фото - Википедия


Для покупки Валансе Наполеон выделил Талейрану значительную сумму, и в 1803 году тот получил в собственность одно из самых богатых поместий Франции площадью почти 200 кв.км, включающее не только сам замок, но и окружающие его земли с лесами, деревнями, виноградниками и фермами.


Земли поместья Валансе. Вид из замка



Терраса замка

Замок Валансе строился в середине XVI века, во времена Франциска I. Видно, что его облик во многом навеян ренессансной архитектурой Шамбора: по углам расположены массивные круглые башни, соединенные галереями с центральным объемом, похожим на донжон, но по сути им уже не являющимся. Защитные элементы уступили место декоративным, а большие окна словно раскрывают замок к природе.

Изнутри Валансе выглядит необыкновенно воздушным и светлым благодаря опоясывающим галереям выходящим окнами в парк и на окружающие рощи.


Галерея первого этажа



Одна из комнат на галерее второго этажа


Когда Талейран купил замок, он заново его обставил, проявив по словам современников "гениальный вкус" и превратив Валансе в идеальное поле для ведения своих дипломатических сражений.


Франсуа Жерар. Портрет Шарля Мориса де Талейрана (фрагмент). 1808. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Как политик, Талейран был непотопляем и незаменим практически в любых условиях: он занимал пост министра иностранных дел и во время революции, и в империи Наполеона, и при реставрированной монархии Бурбонов. Имя этого мастера политической интриги стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Вот замечательная характеристика Талейрана, которую я увидел в путеводителе: "Яркая фигура и творец своей судьбы, умело использовавший свой шарм, ум, внешность, манеры, хромоту и аморальную душу, преданный делу нации при всех режимах, преданный людям до тех пор, пока они годятся для его политики, чувствительный, корыстный и алчный, достойный восхищения и презрения".

Есть такая поговорка: "у хорошего хозяина и таракан пашет". Так и у Талейрана, в дело шло всё - от окружающей обстановки и до собственной жены. Например, в переходах и галереях замка много прекрасных прекрасных мраморных статуй, которые определенно были ориентированы на мужскую половину гостей Валансе.


Окно в столовой



Жан Гудон. Диана охотница. Ок. 1790. Галерея второго этажа



Главная лестница



Пьер Жульен. Спящая Ариадна. 1735 (по мотиву греческого оригинала II в. до н.э.). Одна из скульптур на главной лестнице



Жозеф Шинар. Бюст мадам Рекамье. 1806. Голубая гостиная


В течение 5 лет в Валансе жил под домашним арестом испанский король Фердинад VII со своей свитой, и Талейран сумел так обставить их пребывание, что при освобождении пленники рассыпались в благодарностях к своему тюремщику и покинули замок без особой охоты.


Спальня испанского короля в Валансе


Многие годы роль хозяйки Валансе играла жена Талейрана Катрин, которую считали одной из красивейших женщин своего времени. Как бы ни относился к ней Талейран, ее он также использовал в своих политических играх. По подсказке Наполеона Талейран способствовал любовной связи Катрин с испанским герцогом де Сан-Карлосом, одним из пленников Валансе.


Элизабет Виже-Лебрён. Портрет Катрин Ноэль де Талейран. 1783. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Правда, Катрин, как говорят, не была слишком умна. Биограф политика писал, что "она заслужила репутацию набитой дуры, вызывая ехидные усмешки, особенно у женщин... Для нее даже не нашлось места в мемуарах Талейрана". С последним утверждением я, однако, не согласен - один из известных афоризмов Талейрана гласит: "надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру". Это ли не оценка?



Голубая гостиная - кабинет Талейрана в Валансе. На столе справа был подписан мирный договор 1813 года между Францией и Испанией, после чего Фердинанда VII и его свиту освободили из под многолетнего ареста.


"Оружием" Талейрана была в том числе и кухня. Там творил и создавал гастрономические шедевры искусный повар Антонио Карем, нанятый владельцем замка в 1804-м году. Обеды и светские приемы с потрясающими блюдами в Валансе славились не только во Франции, но и далеко за ее пределами, являясь и одной из притягательных сил замка Талейрана, и дополнительным аргументом на переговорах. В огромном винном погребе за кухней, до сих пор хранятся бутылки со старыми винами.


Кухня Антонио Карема


Карем особенно славился десертами и, похоже, его школа до сих пор жива в Валансе. В кондитерской на близлежащей городской площади мы увидели вот такой макет замка, выполненный из сахарной массы:


Кондитерский макет замка Валансе. Как гласит табличка, на его создание ушло 100 кг сахарной пудры и 3 года работы

После падения Бонапарта Талейран перешел на сторону монархистов. На Венском конгрессе, подводившем итог наполеоновских войн, он встретил 20-летнюю Доротею Саган, ставшую его ученицей, помощницей и политической союзницей, которой можно было доверить самые важные секреты. Доротея принимала многочисленных гостей, покоряя их блеском своей красоты и туалетов, являвшихся образцом изысканного вкуса. Она умело вела переговоры, получая ценную дипломатическую информацию, а также помогала Талейрану вести тайную переписку. Талейран и Доротея стали любовниками, несмотря на почти сорокалетнюю разницу в возрасте, и на то, что Талейран был до этого любовником матери Доротеи, а сама она была замужем за племянником Талейрана. После завершения Венского конгресса они вместе вернулись во Францию и больше уже не расставались. Доротея стала новой хозяйкой Валаснсе.



Жозеф Шабор. Портрет Доротеи, герцогини де Дино (фрагмент). 1830. Замок Валансе



Комната Доротеи в Валансе

Талейран скончался в 1838 году в Париже. Остряки шутили: "Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?" По воле политика его похоронили в Валансэ, в скромной городской часовне. Доротея пережила его на много лет и была близка со различными мужчинами. Несмотря на это, она завещала похоронить ее сердце в одной могиле с Талейраном, однако это ее желание так и не было исполнено...

Еще о Талейране



Конец
(с) Nikolai Endegor, 2016


.

Link | Leave a comment |

Comments {19}

Черняк Антон

(no subject)

from: fabiy_maksim
date: Oct. 3rd, 2016 08:49 pm (UTC)
Link

Судя по началу поста ничего хорошего эта революция не принесла?

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Oct. 3rd, 2016 09:40 pm (UTC)
Link

Принесла примерно то же, что и наша революция 17-го года - крах старого порядка и утверждение нового. Но как пишут историки, те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв. И спустя полвека после 1789 г. условия во Франции были бы такими же и в том случае, если бы никакой революции не произошло.

Reply | Parent | Thread

Черняк Антон

(no subject)

from: fabiy_maksim
date: Oct. 4th, 2016 05:59 am (UTC)
Link

Простите, но Вы не ответили на мой вопрос...

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Oct. 4th, 2016 07:57 am (UTC)
Link

видимо я его не понял. Любое социальное потрясение приносит и добро, и зло. Поэтому вопрос в цене. На мой личный взгляд цена Великой французской революции была непомерной. И не только для самой Франции, но и для России, которая в своей истории очень многое скопировала из французской

Reply | Parent | Thread

Черняк Антон

from: fabiy_maksim
date: Oct. 4th, 2016 08:05 am (UTC)
Link

Поймано. Спасибо за ответ

Reply | Parent | Thread

annaelle_erica

(no subject)

from: annaelle_erica
date: Oct. 3rd, 2016 09:03 pm (UTC)
Link

Спасибо за великолепный цикл историй! Все части невероятно интересные!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Oct. 3rd, 2016 09:40 pm (UTC)
Link

Благодарю Вас Анна!

Reply | Parent | Thread

Алексей  Антяскин

Талейран и Доротея стали любовниками

from: aniskin1968
date: Oct. 4th, 2016 03:31 am (UTC)
Link

даа, уж! пожил дядька
рулил судьбами мира, используя только свою голову, а не армии

Reply | Thread

endegor

Re: Талейран и Доротея стали любовниками

from: nikolai_endegor
date: Oct. 4th, 2016 07:58 am (UTC)
Link

случай когда одна голова ценнее целой армии )

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Oct. 4th, 2016 08:54 pm (UTC)
Link

очень интересно. спасибо)

замок с башнями и без них смотрится совершенно по-разному.
скульптура у окна столовой скорее всего геба, богиня юности, прислуживающая на олимпийских пирах старшим богам в качестве сомелье)
удивительно какое все-таки сложное и надменное лицо у господина талейрана))

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Oct. 4th, 2016 09:54 pm (UTC)
Link

Портрет Талейрана на мой взгляд просто шедевр. Столько граней характера сразу передано!
Про Гебу Вы совершенно правы, это копия Кановы, оригинал у нас в Эрмитеже.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Oct. 4th, 2016 09:57 pm (UTC)
Link

у этого господина и мемуары интересные))
он странным образом чем-то неуловимо напоминает мне молодого черчилля))

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Oct. 4th, 2016 10:08 pm (UTC)
Link

вполне достойны друг друга )
У страны нет друзей, а есть лишь интересы - могли бы сказать оба. Ну и про язык, который дан, чтобы скрывать мысли :)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Oct. 4th, 2016 10:12 pm (UTC)
Link

да уж) им было бы о чем поговорить))

Reply | Parent | Thread

Liudmila Zabavskaja

(no subject)

from: Liudmila Zabavskaja
date: Jan. 21st, 2017 08:22 pm (UTC)
Link

«почти 200 кв.км.....»
Цитата
Автор не ошибся?
Для замка это слишком мало.....

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 21st, 2017 09:17 pm (UTC)
Link

Для сравнения - 200 кв.км это например площадь Ярославля. Много это или мало?

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Луарские истории - X

from: livejournal
date: Jan. 28th, 2017 05:29 pm (UTC)
Link

Пользователь sitnik61 сослался на вашу запись в своей записи «Луарские истории - X» в контексте: [...] Оригинал взят у в Луарские истории - X [...]

Reply | Thread

celine705

(no subject)

from: celine705
date: Feb. 7th, 2017 07:51 pm (UTC)
Link

Большое спасибо за замечательный цикл! Было очень интересно читать, узнала много нового, и фотографии отличные!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Feb. 8th, 2017 09:24 am (UTC)
Link

Очень рад что Вам понравилось! )

Reply | Parent | Thread