?

Log in

No account? Create an account

Луарские истории - IX

« previous entry | next entry »
Sep. 7th, 2016 | 03:24 pm

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html


16. Блуа, 1570-1580е годы

Вернемся в замок Блуа (Blois) через сто лет после того, как здесь царствовали Людовик XII и Анна Бретонская. За прошедший век замок обогатился новым крылом, построенным Франциском I в ренессансном стиле. В этом здании произошли события, завершившие целую историческую эпоху. О них и идет рассказ в настоящей записи.



Крыло Франциска I в Блуаском замке. Вид со стороны двора



Замок Блуа с высоты. Фото с сайта www.123savoie.com. На ближнем плане крыло Франциска I, которое раскрывается к городу рядами лоджий в итальянском стиле.


Как и предсказывал Екатерине Медичи астролог Руджиери, ее старший сын Франциск II процарствовал всего один год и в 1560 году умер от неожиданного воспаления. Короткое правление Франциска II ознаменовалось первой вспышкой борьбы между католиками и протестантами (гугенотами), которая затем сотрясала Францию на протяжении почти сорока лет. Католическую партию возглавляло влиятельное семейство Гизов, протестантскую - адмирал Колиньи и принцы крови из рода Бурбонов. И те, и другие желали оказывать решающее влияние на молодых королей, сыновей Екатерины Медичи, сначала Франциска II, а затем Карла IX и Генриха III. Выливалось это в заговоры, убийства, казни и преследования, которые затрагивали все слои общества.

После смерти Франциска II на трон взошел его брат, 10-летний Карл IX, регентшей при котором стала королева-мать. Екатерина сначала пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между конфессиями, старалась охладить враждующие стороны и даже собирала лидеров католиков и гугенотов за одним столом, однако идейные противоречия между ними всякий раз оказывались непреодолимыми. Началась гражданская война на религиозной почве.


"Зал королей" в Блуа. Слева направо: Генрих II (муж Екатерины Медичи), Карл IX и Генрих III (сыновья Екатерины)


По условию одного из перемирий (которое, как и другие подобные, закончилось практически не начавшись) было решено выдать дочь Екатерины Медичи католичку Маргариту Валуа (королеву Марго) за одного из лидеров протестантов Генриха Наваррского. На эту свадьбу в католический Париж приехали наиболее видные протестантские деятели. Но атмосфера вместо того, чтобы разрядиться, стала наоборот накаляться. После неудачного покушения на адмирала Колиньи, Екатерина, испугавшись мести гугенотов, внушила Карлу IX нанести упреждающий удар - устранить всех вождей протестантского движения.


Франсуа Клуэ. Портрет короля Карла IX (1560-1574). 1571. Версаль


Однако то, что планировалось как ликвидация протестантской верхушки, вылилось в кровавую бойню, известную как Варфоломеевская ночь, когда за несколько августовских дней 1572 года по всей Франции были убиты десятки тысяч гугенотов.


Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь а Париже. Ок. 1580. Музей изящных искусств, Лозанна. Автор картины сам был гугенотом, чудом уцелевшем в ту ночь. Слева на полотне изображена покрасневшая от крови Сена. На берегу у ворот Лувра Екатерина Медичи (фигура в черном) осматривает тела жертв. Правее дом адмирала Колиньи (он стоял примерно на углу современных улиц Риволи и Буше), перед которым лежит обезглавленный труп адмирала. Отрубленную голову Колиньи показывают герцогу де Гизу.

Неуравновешенный Карл IX, страдающий нервными припадками, был настолько потрясен случившимся, что заболел и удалился в Венсенский замок. Меньше чем через два года он умер от резко обострившегося туберкулеза.


Следующим королем Франции стал Генрих III - третий из четырех сыновей Екатерины Медичи, которого мать любила больше всех остальных своих детей. И Екатерина, и Генрих подолгу бывали в Блуа (суеверная Екатерина вообще не хотела жить в Париже, поскольку ей была предсказана смерть рядом с Сен-Жерменом, перед Лувром же стояла церковь Сен-Жермен л'Оксеруа, а другой королевский замок находился в Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем). Апартаменты Екатерины и Генриха - одна из самых интересных частей Блуаского замка.


Галерея королевы. Это место прогулок Екатерины. По фасаду галерея переходит в лоджии, откуда можно было любоваться садами. Здесь же можно было танцевать, заниматься музыкой.



Молельня Екатерины Медичи. За некоторыми панелями скрываются тайники королевы...



В зале аудиенций. Геральдические знаки на камине сохранились со времен Франциска I


Генрих III был весьма противоречивой личностью. В юношеские годы он был безумно влюблен в Марию Клевскую и даже хотел на ней жениться. Когда она неожиданно умерла в 1574 году, Генрих провел неделю в горячке, а потом впал в глубокую депрессию. После этого события он отвернулся от женщин и начал проявлять извращенные вкусы в отношениях с мужчинами. Генрих стал носить вычурную одежду и украшения, окружил себя спесивыми женоподобными фаворитами, которых в народе презирали и называли "милашками". Авторитет короля и его власти падал.


Франсуа Кенель. Король Генрих III (1551-1589). Ок.1588. Национальный музей, Варшава


Меж тем протестантизм продолжал распространяться, особенно на юге Франции. Не имея средств на борьбу с гугенотами, Генрих пошёл им на уступки: они получили свободу вероисповедания и участия в местных парламентах. При этом некоторые города, населённые гугенотами, оказались практически независимыми от королевской власти. Это вызвало резкий протест со стороны Католической лиги, созданной Генрихом де Гизом и его братом Людовиком, кардиналом Лотарингским. В 1576 году Генрих III созвал в Блуа Генеральные штаты (сословно-представительное собрание во Франции, собиравшееся главным образом в кризисных для короны ситуациях), но это не дало результата. Религиозная война вновь стала разгораться.



Зал заседаний в замке Блуа. Здесь собирались Генеральные штаты в 1576 и 1588 годах.



Зал заседаний в Блуа. В глубине у камина место короля.


В 1584 году умер Франсуа - четвертый и самый младший сын Екатерины Медичи. При этом король Генрих III оставался бездетным. Это выдвинуло в наследники престола главу гугенотов Генриха Наваррского, отлучённого папой от церкви. Возмущенные Гизы решили готовить почву к переходу престола в собственные руки и захватили Париж, разорвав отношения с королем. Франция оказалась разделенной на три части: на севере хозяйничали католики во главе с Генрихом де Гизом, протестантский юг контролировал Генрих Наваррский, и только долина Луары оставалась за королем. В этих условиях Генрих III решил пойти на союз Генрихом Наваррским, чтобы одолеть Гизов, которые реально угрожали отнять его корону. В 1588 году он вновь созвал в Блуа Генеральные штаты, пригласив туда лидеров Католической лиги.


Пьер-Шарль Конт. Генрих III встречает Гизов в Блуа. 1885. Музей замка Блуа.


Изображенная на картине Конта встреча происходит во дворе Блуаского замка, у подножья главной лестницы. Вот как эта лестница выглядит "в полный рост".


Главная лестница замка Блуа



Главная лестница. На подходе к королевскому этажу


23 декабря 1588 года король пригласил герцога де Гиза на беседу в дальний кабинет. Когда тот проходил через спальню Генриха III (а все комнаты замка традиционно были проходными), на него набросились люди из охраны короля и нанесли ему множество ударов кинжалами и шпагами.


Поль Деларош. Убийство герцога де Гиза. 1834. Музей Конде, Шантийи



Спальня Генриха III в Блуа, где произошло убийство герцога де Гиза.


В тот же день был схвачен и затем убит брат Генриха де Гиза кардинал Лотарингский. Из троих братьев де Гиз, только Карлу Майеннскому удалось бежать из Блуа и избежать смерти.



Спальня Генриха III. С одной стороны от кровати висит портрет короля, с другой установлен портрет братьев де Гиз



Неизвестный автор. Портрет братьев де Гиз. XVI век. Замок Блуа. Слева направо: Карл герцог Майеннский, Генрих герцог Лотарингский, Людовик кардинал Лотарингский.


Вероломное убийство Гизов не укрепило позиций короля. В глазах большинства французов он стал преступником. Повсюду в Париже были расклеены листовки с оскорблениями "Его Величества Гермафродита", начали звучать призывы к убийству короля, повеяло восстанием. Королева-мать была глубоко потрясена всеми этими событиями (хотя, как говорят, она одобряла все поступки сына). Через неделю Екатерина заболела, а еще через неделю решила написать завещание. Исповедовать ее пишел новый королевский священник. Любопытства ради Екатерина поинтересовалась, как его зовут. Последовал ответ: "Жюльен де Сен-Жермен". После чего состояние Екатерины резко ухудшилось, и спустя два часа она умерла, не дожив трех месяцев до своего 70-летия.


Спальня Екатерины Медичи в Блуа, где она умерла 5 января 1589 года.


Спустя семь месяцев после смерти королевы-матери, всё, к чему Екатерина так стремилась и о чем мечтала при жизни рухнуло окончательно, сведенное к нулю одним ударом отравленного кинжала. Монах Жак Клеман, посланный герцогиней де Монпасье (урожденной де Гиз), заколол короля Генриха III, осуществив месть сестры за смерть ее братьев. Последний монарх из рода Валуа умер, не оставив наследника. Время Екатерины Медичи и ее сыновей закончилось, а с ним завершилась и эпоха династии, правившей Францией 270 лет.

В августе 1589 года новым королем Франции стал гугенот Генрих Наваррский Бурбон, получивший имя Генриха IV. Конечно, Париж покорится ему лишь через пять лет, когда он в очередной (четвертый!) раз поменяет веру и перейдет в католичество, но в Блуа он уже был королем. Во Франции начинался "Великий век" Бурбонов.


"Зал королей" в Блуа. Генрих IV.


Еще о религиозных войнах во Франции




17. Брезе, 1600е годы

Замок Брезе (Breze) производит сильное впечатление. Мне кажется, это одно из самых интересных и необычных мест долины Луары, и даже удивительно, что его описание не вошло в штатный путеводитель по луарским замкам. Условно в своем рассказе я привязал Брезе к началу XVII века, но место это таково, что одним временным пластом ограничиться невозможно. Поэтому начну я с глубокого средневековья, а закончу XVII веком.


Замок Брезе, вид со входной аллеи

Казалось бы, что особенного этом небольшом строении? Но особенное есть, надо только пойти поближе. Или подняться повыше...


Замок Брезе с высоты - фото с сайта замка.


Оказывается, сам замок вдвое выше чем кажется на первый взгляд, просто большая часть стен и башен находится ниже уровня земли в огромном сухом рве, окружающем здание. Но это еще не все: холм на котором стоит замок весь изрыт пещерами и галереями, общая площадь которых в несколько раз превышает площадь построек на поверхности. Масштаб подземелий Брезе можно оценить по этому плану, где нижние галереи обозначены белым, а верхнее здание темно-серым.


План подземных этажей замка Брезе (темно-серым показана надземная часть).


История места началась с сооружения подземных обиталищ в утесе Брезе (la roche de Breze). Тут постепенно появились и жилые пещеры, и кладовые, и оборонительные галереи - все это было вырыто в относительно податливом известковом массиве, на котором стоит нынешний замок.


В подземной части Брезе


Надо сказать, что полу-подземные жилища и в этом регионе отнюдь не редкость: местные жители издревле селились и в естественных известняковых кавернах, и в опустевших каменных выработках, и в рукотворных пещерах. Французы называют таких людей троглодитами, но это вовсе не обидное прозвище, а греческое слово, означающее в переводе "пещерные жители". В окрестностях Сомюра есть целые троглодитские деревни, "дома" которых выдолблены во в меру мягкой известняковой породе. Используют пещеры и сейчас - вот пара типичных двориков в деревне, где мы останавливались

1.


2.



В Брезе первые пещеры были вырыты в X веке. Они ветвились, расширялись, и к тому времени, когда на поверхности был построен первый замок, под ним уже существовала полностью оборудованная древняя подземная крепость. Для более надежной обороны от неприятеля вокруг замка вырыли сухой ров, который простреливался из подземных укреплений через выходящие в ров узкие бойницы.


Ров замка Брезе. К стене рва пристроена башня с бойницами, куда можно попасть только из подземной дозорной галереи.



Так выглядит одна из башен Брезе изо рва



Галерея, по которой можно спуститься в ров



Мост, ведущий в замок


С противоположной от замка стороны рва образовалась целая система подземных галерей и пещер откуда брали камень для возведения здания. Их в основном использовали не для обороны, а в утилитарных целях - как склады провианта и вина, жилье для прислуги, кухни, мастерские, другие подсобные помещения.


Подземная пекарня, выходящая окнами в ров



Винный погреб



Старинные бочки в одной из боковых пещер


Брезе окружен многочисленными виноградниками, здесь поныне делают прекрасные вина. Винодельня и погреба по прежнему расположены в старых выработках, куда можно попасть либо изо рва, либо через специальные выезды, сделанные на склоне холма в сотне метров от замка.


Винный пресс



В погребах


Брезе, каким мы его видим сейчас, в основном сложился к началу XVII века. Главные работы велись с 1560 по 1580 год, когда хозяином здешних земель был Артюс де Майе-Брезе, губернатор Анже. Он оставил от средневековой постройки круглые башни по углам от входа, а остальную часть замка перестроил в ренессансном стиле.


Вид на одну из старых башен от края рва, окружающего замок


"Новая" ренессансная постройка оказалась немного меньше, чем средневековый фундамент. Замок планировался замкнутым каре, но последнее крыло так и не было возведено, поэтому из окон главной галереи открывается вид на окружающий пейзаж. В эти же годы существенно углубили ров, так что расстояние от его дна до поверхности земли стало равным 18 метрам (и это "европейский рекорд"). До этого глубина рва была около 10 метров, поэтому подземные помещения, отходящие ото рва, имеют разную глубину залегания, причем более новые ходы расположены ниже более старых.


Ренессансная часть замка Брезе



Внутренний двор замка



Архитектурные делали фасада со стороны двора


В начале XVI века сеньором Брезе был Урбен де Майе-Брезе, внук Артюса, строителя нового замка. После Нантского эдикта Генриха IV, разрешившего свободу вероисповедания, религиозные войны наконец прекратились и во Франции воцарился мир. Генрих развелся с бездетной королевой Марго и в 1600 году женился на Марии Медичи, которая ровно через девять месяцев после свадьбы подарила ему наследника, будущего короля Людовика XIII. Увы, долго царствовать Генриху IV не пришлось: в 1610 году он пал от руки католического фанатика. Его жена Мария Медичи стала править страной как регентша при своем несовершеннолетнем сыне. Одним из ее приближенных был молодой и честолюбивый Арман Жан дю Плесси Ришелье, тогда еще не кардинал, а простой епископ, лишь недавно сменивший военный мундир на сутану.

Мария Медичи проводила откровенно про-испанскую и про-итальянскую политику, чем вызвала сильное недовольство знати и мужающего молодого короля. Уже в 14 лет (в 1614 году) Людовика XIII провозгласили совершеннолетним, а в 1617-м он повелел убить фаворита своей матери итальянца Кончино Кончини, а саму ее сослал в Блуа. Туда же отправился и Ришелье, поскольку король не желал видеть рядом с собой никого из лиц, приближенных к Марии Медичи. Попав в долину Луары деятельный Ришелье решил устроить свадьбу своей сестры Николь и маркиза Урбена де Брезе.


Жером-Мартин Ланглуа. Портрет Урбена де Майе-Брезе. 1835. Версаль


Урбен был знатен родом, но весь опутан долгами. Николь была старше жениха на десять лет, ей было уже 30, но Ришелье, который всегда очень трепетно относился к своей родне, давал за сестрой хорошее приданое. Поэтому свадьба сладилась быстро, ее сыграли в том же году. Ришелье неоднократно приезжал в замок Брезе, где сохранилась его комната.


Комната Ришелье в замке Брезе


Меж тем, опальная королева-мать бежала из Блуа и решила поднять мятеж против собственного сына. Франции угрожала новая гражданская война. В этот момент Людовик XIII вспомнил о способностях Ришелье и поручил ему переговоры с Марией Медичи с целью избежать открытого противостояния. Ришелье так блестяще выполнил эту миссию, что обе стороны остались довольны и лично им, и результатами переговоров. В награду Ришелье получил место в государственном совете, а затем и сан кардинала (1622 год). В 1624 он стал первым министром Людовика XIII и оставался на этом посту до конца своих дней.


Филипп де Шампень. Портрет кардинала Ришелье (фрагмент). 1633-1640. Национальная галерея, Лондон


После возвышения Ришелье дела Урбена де Брезе быстро пошли в гору. Кардинал освободил его от долгов на сумму почти 400 000 ливров, затем Урбен получил чин капитана королевских гвардейцев, а позже он стал маршалом Франции и даже наместником Каталонии. Правда брак Урбена с сестрой Ришелье трудно было назвать счастливым. Как и другие представители рода дю Плесси (в том числе и сам кардинал), Николь страдала психическим расстройством, которое открылось уже после свадьбы и прогрессировало с возрастом. Ей казалось, что ее зад сделан из стекла, Николь боялась его разбить и потому ее тяжело было заставить присесть или лечь спать.

"Жалоба Николь дю Плесси де Ришелье"
(стихи отсюда, перевод отсюда)
Моя стеклянная кожа, хрупкое украшение,
Достойное мягкости и осторожности!
Не видите ли вы, как сверкает мой зад
В багровых лучах вечерней звезды?
Я должна заснуть на животе,
С конечностями, связанными для того,
Чтобы избежать малейшего перевёртывания,
И пощадить, таким образом, мой драгоценный тыл.
Ради Бога, слуги, заботьтесь о том,
Чтобы меня не разбить, ибо никогда,
Никогда не оправилось бы от этого
Исконное сокровище Брезе.


Несмотря на болезнь, Николь родила троих детей, двое из которых вошли в историю. Ее сын Жан Арман де Майе-Брезе (крестник кардинала, названный в его честь) отличался безумной храбростью, администраторскими способностями и необычайно рано проявившимся талантом флотоводца. В 25 лет он стал адмиралом, одержал немало побед в морских сражениях, но в расцвете славы был убит вражеским ядром во время одного из боев.


Неизвестный автор. Портрет Армана де Майе-Брезе. XVIII век. Версаль


Дочь Николь и Урбена, Клер-Клеманс, была женой "Великого Конде", принца крови, знаменитого французского полководца и одного из вождей Фронды. Несмотря на нелюбовь мужа, она всегда поддерживала его, боролась за освобождение Конде из заключения, в котором тот оказался после поражения Фронды, затем последовала за ним в эмиграцию.



Жан-Мари Рибу(?). Клер-Клеманс да Майе-Брезе. 1776. Музей Конде, Шантийи


Семейство Брезе продолжает владеть замком и сейчас. Дальнее от входа крыло является жилым, там находятся покои нынешних маркизов Брезе. Остальная часть замка с 2000 года открыта для посещения. Стоит отметить, что интерьеры Брезе очень уютны, в них отсутствует вычурность и чрезмерная роскошь, присущая некоторым другим луарским замкам. Чувствуется, что это жилые помещения, а не просто музейная экспозиция.


Большая галерея замка Брезе

Еще о замке Брезе



Продолжение здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/150544.html
.

Link | Leave a comment |

Comments {7}

(no subject)

from: nic_angel
date: Sep. 8th, 2016 11:58 am (UTC)
Link

интересно. спасибо)

в тройном портрете братьев де гиз генрих очень похож на касселя...
двойственное впечатление от картин возникает, с одной стороны вроде живопись, с другой криминальный репортаж)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 8th, 2016 05:10 pm (UTC)
Link

Мне на тройном портрете очень понравилась реалистичносьт. Генрих - как живой, и характер прекрасно прописан.

Что до "репортажа", это однозначно так. Картину Дюбуа можно читать как книгу. Там много исторических персонажей, даже Карл IX есть, стреляющий из окна Лувра из аркубузы. Смерть Колиньи вообще в двух "кадрах" дана: сначала его труп выбрасывают из окна, и тут же он уже внизу с отрубленной головой.
Вообще в старые времена историческая живопись считалась "царицей" искусства, и художники очень любили такие сюжеты.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Sep. 8th, 2016 08:56 pm (UTC)
Link

да, характерный портрет.

воображение рисует картину - некто, с надписью на спине "художник" (примерно как сейчас "пресса") и с альбомчиком, в который торопливо делает зарисовки, обращается к молодчикам - "минутку, господа! одну минутку! набросок для истории... так... еще чуть-чуть... все! спасибо! можете спокойно продолжать заниматься дефенестрацией...")
на мой взгляд больше похоже на реконструкцию по словам очевидцев основных событий...

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Sep. 9th, 2016 06:26 am (UTC)
Link

конечно это рекострукция "по следам и словам". Но надо учитывать скорость распространения информации в ту эпоху. Для современников это наверное был горячий репортаж.

Вот кстати интересная статья о картине Дюбуа:
http://artukraine.com.ua/a/noch-kogda-boyaryshnik-zacvel-vo-vtoroy-raz/#.V9JTDq1GA3h
Про Колиньи правда не совсем точно - он изображен не два, а три раза: (1) выбрасывают из окна, (2) тело под окном, (3) труп волокут по улице к Монфокону (справа-вверху)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Sep. 9th, 2016 08:22 am (UTC)
Link

спасибо. действительно интересная статья))

Reply | Parent | Thread