?

Log in

No account? Create an account

Луарские истории - VI

« previous entry | next entry »
Jul. 26th, 2016 | 09:03 am

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/144877.html


10. Амбуаз, начало XVI века

Рассказ о временах и замках Франциска Первого стоит начать с Амбуаза (Amboise) - места, где будущий великий покровитель искусств провел свои юные годы. Сюда в возрасте четырех лет привезла его мать, герцогиня Луиза Савойская, одна из умнейших и самых образованных женщин эпохи.



Замок Амбуаз. Королевский дворец на замковой террасе.

Амбуаз иногда называют "детским садом" французских принцев. Здесь родился и вырос Карл VIII, здесь провела свое детство его невеста Маргарита Австрийская, позже отринутая ради женитьбы Карла на Анне Бретонской, здесь воспитывались Франциск I со своей сестрой Маргаритой Ангулемской, а впоследствии также и дети короля Генриха II и Екатерины Медичи. На рубеже XV-XVI веков Амбуаз активно строился и украшался. В нем жили и работали лучшие мастера своего времени, сначала французские, а потом и итальянские.


DSC_0717-1_resize.jpg
Замок Амбуаз с высоты. Фото - Винсен Турнер


Своим нынешним обликом Амбуаз обязан Карлу VIII, который, став королем, решил перестроить эту резиденцию и поселиться здесь с молодой женой Анной Бретонской. Одним из первых сооружений стала часовня Святого Губерта, завершенная в 1493 году.

DSC_0717-1_resize.jpg
Часовня Святого Губерта


DSC_0717-1_resize.jpg
Аллея к главному входу в часовню


Когда находишься на замковой террасе, возникает впечатление, что часовня стоит в чистом поле. На самом деле она построена на выступе замковой стены и составляет единое целое с одной из башен.


Часовня Святого Губерта - вид из города


После часовни над речным обрывом был возведен новый королевский дворец. Это строительство начали еще до отъезда Карла на войну в Италию, поэтому и часовня, и дворец выдержаны в уходящем стиле пламенеющей готики.


Боковой вид на фасад королевского дворца, обращенный к Луаре


Король вернулся из Италии в 1496 году, полный впечатлений об итальянском искусстве и новом стиле эпохи Возрождения. Он привез с собой многочисленных мастеров, которые занимались внутренним убранством дворца и других помещений замка, а также создали сады в духе итальянских вилл, которые стали особым предметом гордости Карла.


Королевский дворец - вид от садовой части


С внешней стороны к стенам замка были пристроены две огромные башни со спиральными пандусами внутри. По ним кареты и всадники могли подниматься из города на террасы замка, расположенные на сорокаметровой высоте. Нелепая смерть Карла в 1498 году, когда он случайно ударился головой о дверь, помешала королю увидеть воплощение в жизнь своего любимого проекта.

DSC_0794-1a_resize.jpg
Вход в замок Амбуаз. Справа - башня Юрто со спиральным пандусом внутри



Стены Амбуаза. В центре - башня Миним со вторым спиральным пандусом



Шпили Амбуаза с крыши башни Миним


Интерьеры Амбуаза многократно перестраивались. Те что остались от рубежа XV-XVI веков несут геральдические символы и монограммы Карла VIII и Анны Бретонской.


Зал заседаний в королевском дворце



Камин в зале заседаний


После смерти Карла Анна Бретонская вышла замуж за его преемника Людовика XII, и двор перебрался в Блуа, родной город Людовика. Но Амбуаз продолжал строиться. Было начато крыло Людовика XII, стоящее перпендикулярно ко дворцу Карла, продолжалась отделка помещений. В этой атмосфере созидания, вольницы, общения с архитекторами и художниками рос будущий король Франциск со своей сестрой. Луиза Савойская обожала обоих своих детей, всячески поощряла их любовь к искусству, дала им отличное образование. Франциск также любил охоту, верховую езду, он отличался храбростью, красноречием, честолюбием и пылкой фантазией.



Крыло Людовика XII, законченное Франциском I в ренессансном стиле


DSC_0717-1_resize.jpg
Жан Клуэ(?) Франциск I в молодости. 1515. Музей Конде, Шантийи.


Первого января 1515 года Франциск взошел на престол, как ближайший родственник по мужской линии умершего короля Людовика XII. И сразу же молодой монарх бросился в бой - продолжать военные итальянские походы своих царственных предшественников Карла и Людовика. Переход через Альпы и блестящая победа под Мариньяно в сентябре 1516 года принесла Франциску славу полководца. Но... французские короли и императоры, умея побеждать в сражениях, чаще всего проигрывали войны. Не был исключением и Франциск. И все же этот первый итальянский поход Франциска кажется мне действительно историческим. Но вовсе не потому, что король выиграл далекую битву, а потому, что после этого события во Францию приехал величайший гений человечества Леонардо да Винчи, приглашенный королем на службу.


Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1515. Королевская библиотека, Турин


Франциск назначил Леонардо "первым художником, архитектором и инженером королевства" и дал ему щедрую годовую ренту. По совету своей матери Луизы Савойской, Франциск поселил старого художника (ему было 65 лет) в небольшом замке Кло, недавно выкупленном Луизой. Кло находился в каких-то 10 минутах ходьбы от Амбуаза, Франциск прекрасно знал это место, поскольку сам провел там немало времени а пору своего юношества. В те времена Амбуаз и Кло соединялись подземным ходом, которым, как говорят, пользовался 22-летний король, приходя вечерами к Леонардо и подолгу беседуя с ним.

Вот что писал Бенвенуто Челлини, другой титан Возрождения, служивший Франциску I: "король Франциск столь глубоко любил его <Леонардо> великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом".

Леонардо прожил во Франции три последних года своей жизни. Он скончался в 1519 году и по его завещанию был похоронен в церкви Сен-Флорантен замка Амбуаз. До наших дней эта церковь XI века не сохранилась, она была разрушена в 1807 году, как и многие другие постройки Амбуазского замка.


Бюст Леонардо на месте разрушенной церкви Сен-Флорантен


В 1863 году останки Леонардо да Винчи перенесли в часовню Святого Губерта, где они находятся и поныне. Могила Леонардо превратила часовню в место паломничества, хотя, если сравнивать с залом Лувра, где висит Джоконда, придется признать, что произведение все же более популярно, чем его автор.



Надгробная плита Леонардо в часовне Святого Губерта


Освещение часовни, где дневной свет смешивается с искусственным, придает интерьеру необычный колорит, словно осеняя место духом погребенного здесь гения.


Свет да Винчи



Крест да Винчи



Интерьер часовни - вид от входных дверей

Еще о замке Амбуаз: http://france-guide.livejournal.com/58919.html




10. Кло-Люсе. 1516-1519 годы

Небольшой замок Кло-Люсе (Clos Lucé), находящийся в нескольких минутах ходьбы от Амбуаза, больше походит на усадебный дом. Он был построен в 1477 для помошника королевского повара, ставшего фаворитом короля Людовика XI. В 1490 году его приобрел и частично перестроил Карл VIII, устроив тут загородную резиденцию. Здесь проводил время в свои молодые годы Франциск I.


Замок Кло-Люсе


В Кло-Люсе жила и старшая сестра Франциска Маргарита Ангулемская, которая вошла в историю под именем Маргариты Наваррской. Маргарита стала не только королевой, но и одной из первых женщин-писательниц. Часть новелл ее главной книги "Гептамерона", жемчужины ренессансной прозы, были написаны в Кло-Люсе, действие других разворачивается в близлежащем Амбуазе.



Жан Клуэ. Портрет Маргариты Наваррской. 1527. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль



Комната Маргариты Наваррской в Кло Люсе. Фото - http://spratto.livejournal.com/5139.html. На плитках пола видна монограмма Маргариты. Гобелен на стене изображает битву при Павии, когда Франциск I попал в плен к испанцам.

Говорят, что именно Маргарита подала Франциску идею пригласить во Францию Леонардо да Винчи. И пожилой мастер принял предложение молодого короля. Он преодолел Альпы и привез с собой во Францию все свои записные книжки с набросками и три любимых картины: "Иоанна Крестителя", "Святую Анну" и "Мону Лизу".



Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1515-1516. Лувр, Париж



Леонардо да Винчи. Св. Анна с младенцем Христом. 1507-1510. Лувр, Париж



Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Лувр, Париж


Леонардо счастливо прожил в Кло-Люсе последние три года своей жизни. Здесь он закончил "Иоанна Крестителя", здесь же он создал несколько интереснейших инженерных и архитектурных проектов. Он также устраивал для Франциска восхитительные празднества и зрелища. Все это оказывало большое влияние на интеллектуальную жизнь и моду двора Франциска I, постепенно становившегося одним из центров культурной жизни Европы.


Большой ренессансный зал. Здесь Леонардо принимал Франциска I, послов и художников, которые прибывали встретиться с ним. В углу стоит бюст Франциска, на стенах - копии картин Леонардо



В большом ренессансном зале



Спальня Леонардо, одновременно и его рабочий кабинет.


В этой комнате великий художник жил, здесь он и скончался 2 мая 1519 года. Как пишет Джорджо Вазари: "В это время прибыл король… из почтения к монарху Леонардо, выпрямившись, сел на постели и стал рассказывать о своей болезни и при этом высказал, что много согрешил против Бога и людей… Тут приключился с ним припадок, провозвестник смерти. Тогда король, поднявшись, взял его голову в свои руки… и божественнейшая душа Леонардо, сознавая, что большей чести удостоиться не может, отлетела в объятьях упомянутого короля на семьдесят пятом году жизни".


Жан Огюст Доменик Энгр. Смерть Леонардо да Винчи. 1818. Малый дворец, Париж

Считают, что приезд короля в момент смерти Леонардо - это лишь вымысел, поскольку Франциск был в тот день в Париже. Но... есть факты, а есть историческая достоверность, которая, зачастую, больше похожа на правду, чем сама реальность. И тут я на стороне Вазари: даже если такого события и не было, его следовало создать для истории.



"Дух Леонардо". Тот самый подземный ход, по которому король приходил в Кло-Люсе из Амбуаза.


В подвальном этаже замка находятся залы, посвященные изобретениям Леонардо. Здесь выставлены макеты устройств, выполненные по его чертежам и сделанные из материалов того времени.


Прототип танка



Колесное судно


Часть макетов, выполненных в натуральную величину, выставлены в парке замка, называемом "Садом Леонардо". Практически все модели действующие и посетителям разрешают ими пользоваться. Конечно, особенно это радует детишек.


Подъемный мост


Воздушный винт



Вид на замок Кло-Люсе из Сада Леонардо


Еще о Франциске и Леонардо: http://worldleonard.h1.ru/doc/leonardo/biogr_70.htm



Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/147882.html

.

Link | Leave a comment |

Comments {12}

ruslana2

(no subject)

from: ruslana2
date: Jul. 26th, 2016 09:48 am (UTC)
Link

Восторг и восхищение.
Вы очень интересно написали, спасибо.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jul. 26th, 2016 03:28 pm (UTC)
Link

Благодарю Вас! Рад что заинтересовал )

Reply | Parent | Thread

mitelalte1

(no subject)

from: mitelalte1
date: Jul. 26th, 2016 12:09 pm (UTC)
Link

какие ракурсы у Вас потолка в часовне.. Вот сколько раз душа замирала, когда я смотрела на верха в соборах.. Но фото никогда не передавали даже 1% этого ощущения пространства..
А вот тут почему-то улыбнуло: "случайно ударился головой о дверь"- внезапные смерти правителей всегда вызывают множество вопросов, однако

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jul. 26th, 2016 03:26 pm (UTC)
Link

Насчет "внезнапных смертей правителей" Вы совершенно правы. Но, как обычно, чем чище правде, тем больше она похожа на вымысел. В случае Карла VIII сомнений (и расхождений) у источниках нет. Бедняга так треснулся лбом о притолоку, торопясь на соревнования по игре в мяч, что сотрясение мозга оказалось смертельным. Он пролежал на месте удара несколько часов - его боялись переносить - и умер там же, где и упал...

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Jul. 27th, 2016 12:17 am (UTC)
Link

как многого я оказывается не увидел)
спасибо)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jul. 27th, 2016 05:58 am (UTC)
Link

то же самое я могу сказать про себя )))

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Jul. 27th, 2016 11:33 am (UTC)
Link

)))

а про леонардо все так же)
пока его джоконду не украли, она не была так популярна... а когда украли, только тогда народ повалил смотреть откуда ее унесли))

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jul. 27th, 2016 05:54 pm (UTC)
Link

и да и нет. Все же Джоконда стала культовой вещью немного раньше, иначе Перуджа не выбрал бы именно ее для своей "патриотической" кражи. Но несомненно, кража популярности добавила, и еще как добавила )))

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Jul. 27th, 2016 06:35 pm (UTC)
Link

мне почему-то кажется, что все же в его выборе ключевую роль сыграл размер полотна))

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jul. 29th, 2016 05:42 am (UTC)
Link

О да, "размер имеет значение" )))

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Луарские истории - VI

from: livejournal
date: Jan. 23rd, 2017 11:45 am (UTC)
Link

Пользователь consul_consul сослался на вашу запись в своей записи «Луарские истории - VI» в контексте: [...] Оригинал взят у в Луарские истории - VI [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Луарские истории - VI

from: livejournal
date: Jan. 28th, 2017 05:31 pm (UTC)
Link

Пользователь sitnik61 сослался на вашу запись в своей записи «Луарские истории - VI» в контексте: [...] Оригинал взят у в Луарские истории - VI [...]

Reply | Thread