?

Log in

No account? Create an account

Что такое хорошая фотография?

« previous entry | next entry »
Mar. 15th, 2016 | 09:55 am

Что такое "хорошая" фотография? В этом вопросе, сколько фотографов, столько и мнений. Пожалуй, мнений даже больше чем фотографов, потому что все люди развиваются и то, что человеку было "хорошо" вчера, становится "не очень" сегодня. Как и наоборот. Такая разноголосица совершенно закономерна и весьма полезна - сложно представить, что случилось бы с фотографией, будь канон единым для всех...


Вики Коллерова (Словакия). On being an apple




Что же делает фотографию хорошей? С моей точки зрения – это совместная работа фотографа и зрителя. Без труда этого тандема фотографии просто нет, причем каждая из сторон должна пройти свою часть пути.


Сначала о работе фотографа.

Найти предмет. На мой взгляд, наименьшая из работ. Да это заслуга, добраться до красивого места или шедевра архитектуры, встретить интересного человека. Кажется, остается только навести аппарат и нажать на кнопку. При современном уровне техники это можно сделать без труда, требуются лишь минимальные навыки съемки и подачи материала. Главное не испортить снимок откровенным браком типа заваленного горизонта или вспышки "в лоб". Что же тут не так, почему этого мало для хорошей фотографии? А то, что так может сделать почти каждый. 36 человек выходят из туристского автобуса и у 35 получаются похожие снимки. Эта фотография - массовая продукция, и как всякая массовка-штамповка стоит недорого, каким бы распрекрасно-интересным ни был объект съемки.

Поймать момент. Это работа потруднее. Фотография как остановленное мгновение жизни, которое теперь навсегда запечатлено на пленке или в памяти компьютера, которое возможно не увидел бы никто, а теперь могут увидеть все. Оказаться в нужное время в нужном месте, суметь поймать событие в объектив – это уже не массовое производство, а "индпошив", штучный товар. И это гораздо ближе к хорошей фотографии… если конечно запечатленное событие того стоило. Главное - хотеть искать событие и реально его искать. Могут это делать многие, но немногие хотят.

Передать состояние. Для меня - наиболее трудная работа. Это уже совсем не товар, это авторское творение, единственное и неповторимое. Фотография как уникальный визуальный образ, который может воздействовать на зрителя помимо логики, восприниматься интуитивно, и тем не менее передавать через себя и настроение, и чувства, и мысли. Фотография как поэзия, выраженная через вариации света, сочетания цвета, ритмы композиции… Суметь увидеть, показать необычное в обычном, показать общее через частное… Наверное, для этой работы нужен дар. Можно очень хотеть ее сделать, но так и не суметь. А можно даже не думать о ней, но получать замечательные результаты. Получается, все хотят, немногие могут.

Вложить душу. Абсолютно необходимая работа. Можно поймать в кадр уникальный момент и остаться при этом злобным папарацци. И зритель это ощутит. Можно самый интересный объект снять равнодушно. И зритель это тоже ощутит. Можно формально построить идеальную композицию с визуальными рифмами, но это никого не тронет, потому что в ней нет души. Чувства фотографа, его состояние, мысли, остаются на снимке, хочет он этого или нет. Нельзя снимать не переживая. Не любя людей и предметы с которыми работаешь. Не погружаясь в пейзаж, "отрабатывая" репортаж, походя щелкая портрет. Потому что тогда у фотографии пропадает "заряд", "душа". Мне кажется, эта работа такая простая... Почему же только немногие её делают?


Теперь о работе зрителя.

Нет фотографии без зрителя, как нет музыки без слушателя. С моей точки зрения, зритель создает хорошую фотографию наравне с фотографом. Это как диалог на сцене: какими бы гениальными не были реплики одной стороны, если вторая невнятно мычит, то пьеса проваливается.

Уметь читать. Если фотограф "пишет" снимок, то зритель должен его читать. Для этого оба должны как минимум говорить на одном языке. Зритель должен понимать композицию фотографии, уметь вникать в ее содержание, стараться понять авторский замысел. Тогда он сможет сказать: "хорошо" или "плохо" потому что.… И те, кому "хорошо" вместе с фотографом создадут хорошую фотографию. Пусть даже только в своем узком кругу.

Уметь видеть. Легко смотреть фотографии, гораздо труднее их "видеть". Видеть не только, что изображено, но и как изображено, какими средствами, насколько оригинально и эмоционально подан материал, что нового он несет. Можно совершенно неожиданно для себя вдруг "увидеть" фотографию, мимо которой уже неоднократно прошел. И сотворить для себя маленький шедевр. Или наоборот, обнаружить зияющую пустоту за красивой оберткой.

Понимать фотографа. А еще за снимком нужно видеть автора, ощущать его энергетику, его настроение. Если хотите, сопереживать ему, как бы снимать вместе с ним. И это тоже сделает фотографию лучше, придаст ей дополнительное измерение...

Покажу три снимка, которые в свое время стали для меня - как зрителя - своего рода откровениями. Один из них в начале этого текста, два другие ниже. Не буду комментировать, посмотрите на них и может быть вам тоже понравится...


Евгений Ком. Библейский сюжет




Леонид Тугалев. Портрет




В заключение выдержка из статьи, которая весьма близка мне по духу.

Кен Роквелл. "Как делать хорошие фотографии"

"Фотография пробуждает страсть и вызывает волнение в душе и теле другого человека. Если Вас не интересует объект, результат не превысит среднего уровня. Глубоко заинтересуйтесь - и случатся невероятные вещи. Потеряйте интерес - и о Вас быстро забудут. Фотография - искусство сообщения страсти. Вы должны быть страстно увлечены тем, что Вы фотографируете. Если Вы будете страстны, то Вы получите отличные результаты, если Вы будете вялы - не получите.
Соответственно, технические средства Вам в этом никак не помогут. Многие обвиняют в своей несостоятельности технику и думают, что просто закупая все больше и больше техники они решат эту проблему. Тем самым они оправдывают свое нежелание тратить свою драгоценную умственную энергию на что-либо кроме покупки нового оборудования. Вы согнулись бы от смеха, если бы просмотрели электронную почту этого сайта: 99 процентов писем приходит от людей, которые думают, что все, что они должны сделать - это потратить какую-то сумму и тогда хорошие фотографии польются как из рога изобилия. Вы должны глубоко увлечься и отнестись к своим чувствам серьезно. Вы не нуждаетесь в деньгах или оборудовании, отличном от того, которое Вы уже имеете. Иногда я пользуюсь обычной P&S камерой и получаю отличные результаты!"
Если вас заинтересовало – продолжение тут: http://www.kenrockwell.com/tech/howtor.htm

.

Link | Leave a comment |

Comments {14}

Фомор Стоша

(no subject)

from: stoshagownozad
date: Mar. 15th, 2016 08:37 am (UTC)
Link

а я чего-то на первое фото смотрю и думаю о том, как модели неудобно сидеть :(((
а вот "библейский сюжет" понравился...

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Mar. 15th, 2016 09:21 am (UTC)
Link

Вы еще больше удивитесь, если узнаете, что это автопортрет. Хорошая иллюстрация поговорки "охота пуще неволи" :)))

Reply | Parent | Thread

Фомор Стоша

(no subject)

from: stoshagownozad
date: Mar. 15th, 2016 09:31 am (UTC)
Link

ох, это точно!

с другой стороны, не очень и удивлюсь. модель еще уговори так сложиться :) а себя всегда можно!

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Mar. 15th, 2016 02:04 pm (UTC)
Link

!!! :)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Mar. 15th, 2016 09:00 am (UTC)
Link

хорошо))

а вот для меня довольно часто возникает вопрос - что такое плохая фотография?..

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Mar. 15th, 2016 02:16 pm (UTC)
Link

Для меня "плохая" так же индивидуальна как и "хорошая". Есть фотографии, которые мне нравятся, есть которые оставляют равнодушными (для меня "никакие"), а есть те, что активно не нравятся. Например, терпеть не могу гламура с зашопленной до пласмассы кожей. А кому-то это самое то :) Еще считаю плохой фотографией пейзажи с беспредельно пересыщенными цветами - опять же, есть немало любителей этого жанра. Бомжеграфию не люблю, ососбенно ту, что давит на жалость. И этой фотографии есть любители...

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Mar. 15th, 2016 03:12 pm (UTC)
Link

ну, да... на всех, наверное, не угодишь...
как сказал (почти) один классик - "кому-то конституции, кому-то севрюжины с хреном"))
спасибо за ответ)

Reply | Parent | Thread

engurevich

(no subject)

from: engurevich
date: Mar. 15th, 2016 09:29 am (UTC)
Link

постигая искусство, постигаешь себя))
рассматривая приведенные три снимка, окончательно уверилась, что реализм - моё всё, а всякий "сюр" моя природа не принимает. ну вроде как у некоторых организм не принимает лактозу или там глютен.
невозможно мне поверить в искренность художника, мастерящего нечто вроде заглавной здесь фотографии. не могу высмотреть что-то, кроме задницы. не, я вроде понимаю и аллюзию, и иронию, и аллегорию, но ничто не в силах избавить меня от ощущения, что всё это глубоко продуманный выпендрёж.
дада, разговоры об искусстве - это возможность поговорить о себе)

Reply | Thread

mitelalte1

(no subject)

from: mitelalte1
date: Mar. 15th, 2016 11:12 am (UTC)
Link

Согласна.. В верхней фотографии - одна голая мысль, форма без эмоций..
В средней - эмоции без формы..
В нижней - и форма и эмоции.. ИМХО..
Мое восприятие как зрителя:
Верхняя - оставляет равнодушной,
вторая - притягивает,
третья - восхищает.

Reply | Parent | Thread

engurevich

(no subject)

from: engurevich
date: Mar. 15th, 2016 12:36 pm (UTC)
Link

да, такая градация мне представляется верной. хоть я и не испытываю восхищенья, глядя на третью, легко допускаю, что она способна восхищать. я её дольше других разглядывала. не сразу смогла определить, к умным ее отправляю или к красивым)

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Mar. 15th, 2016 02:27 pm (UTC)
Link

Спасибо Наталья! Недавно прочитал мнение одного фотографа: "я довольно долго думал что хорошая фотография это та, которая удивляет. А теперь думаю, что хорошая та, что долго живет". В таких градациях работа Коллеровой конечно "удивление", а вот портрет Тугалева мне кажется "долгожителем". Я кстати намеренно выбрал три снимка про которые трудно сказать "красивые" )

Reply | Parent | Thread

engurevich

(no subject)

from: engurevich
date: Mar. 15th, 2016 05:20 pm (UTC)
Link

действительно, если и можно отнести к ним определение "красота", то только с добавлением "своеобразная". я бы сказала, геометрическая - в верхней окружности, в нижней острые углы...

Reply | Parent | Thread

regula_lisa

(no subject)

from: regula_lisa
date: Mar. 16th, 2016 08:00 pm (UTC)
Link

Мда...что хорошего казалось бы в такой возвышенной попе? Да ещё с яблочком соблазнительным.
Блин...а ведь хороша...))) Цепляет...Необычная подача.

Во второй фотографии...хочется вглядываться в лица...они же о многом говорят...

Ну, а третья...полный пипец - красотка! Хочется спросить, почему у неё такая причёска...

Классный пост. И текст и зрительный ряд, спасибо.
Очень люблю фотографировать. У меня в сумочке почти всегда мой простенький, малюхотный фотоаппарат...и я счастлива, когда у меня что то получается интересное...)))

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Mar. 17th, 2016 06:14 am (UTC)
Link

У меня тоже обычно с собой мыльница в кармане. И ею сделаны не самые плохие мои фотографии. Прав Кен Роквел - камера не имеет значения :)

Reply | Parent | Thread