?

Log in

No account? Create an account

Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств

« previous entry | next entry »
Dec. 4th, 2015 | 11:35 am

Есть места, которые запоминаются сразу и надолго, если не навсегда. Подобным откровением стал для меня венский Музей истории искусств - Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM. С моей точки зрения, его уровень соответствует Лувру и Эрмитажу, а значит заслуживает высшей оценки, которую можно поставить художественному музею. О таком собрании невозможно рассказать в рамках ЖЖ, поэтому я покажу лишь то, что поразило больше всего именно меня. В этой небольшой записи - рассказ о "сердце" КНМ: его входе и парадной лестнице.

Здание КНМ - не бывший дворец, оно строилось по заказу императора Франца-Иосифа специально для экспозиции коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства, собранных Габсбургами на протяжении нескольких веков. Музей входит в ансамбль площади Марии-Терезии, где по обе стороны от памятника императрице располагаются два внешне идентичных монументальных сооружения в стиле ренессанса - музей Естественной истории и музей Истории искусств. Оба они были открыты в 1891 году.

Площадь Марии-Терезии в Вене




Вестибюль КНМ




Вестибюль музея накрыт куполообразным потолком, который соединяется с залом второго этажа через центральное отверстие

Купол вестибюля




В зале, который расположен точно над вестибюлем, сейчас располагается музейное кафе. Круглое сиденье в его центре - это как раз ограда отверстия, видного на снимке выше.

Музейное кафе




Купол кафе поделен на восемь секторов, по количеству австрийских императоров, чьи коллекции вошли в состав экспозиции KHM. Их скульптурные портреты можно рассматривать сидя за чашкой венского кофе или с балкончиков третьего этажа музея. На самом почетном месте расположен барельеф высокочтимого в Австрии императора Франца-Иосифа.




С первого этажа на второй ведет главная музейная лестница - настоящий шедевр архитектуры. Нижний ее марш начинается от вестибюля и замыкается скульптурой Антонио Кановы "Тезей, убивающий кентавра".

Парадная лестница музея




Антонио Канова. Тезей, убивающий кентавра, 1819




С этого места открывается хороший вид на искусно выписанный плафон, который словно продолжает лестничное пространство еще выше к небу. Если к нему присмотреться, то можно увидеть, что изображенный на плафоне купол перекликается своими арками и колоннами с аналогичными элементами архитектурного убранства холла.

Михай Мункачи. Апофеоз Ренессанса, 1888 - плафон парадной лестницы



"Апофеоз Ренессанса" не фреска, а гигантское полотно. Интересно рассмотреть персонажей на этой картине. Два человека слева внизу - это беседующие Леонардо и Рафаэль. За ними на мостках расположился Веронезе, работающий над одним из своих огромных полотен. В центре старик Тициан объясняет своим ученикам как изображать живую натуру. Над ним в лоджии восседает папа Юлий II, прославившийся амбициозными начинаниями и покровительством искусству, он обсуждает очередной свой проект. Справа внизу у балюстрады стоит в задумчивости Микеланджело, держа в руке молоток. Летящая наверху богиня олицетворяет мир и процветание (в некоторых источниках ее называют также славянской богиней славы Озвиеной, но я не нашел информации о таком божестве). Есть на плафоне и автопортрет художника: Михай Мункачи стоит за фигурой лежащей натурщицы, но зрителю видна только его голова. Кстати, настоящая фамилия художника - Либ. Мункачи - это псевдоним, взятый Михаем по имени города Мукачево, где он родился.


Верхний марш лестницы приводит ко входам в зал кафе и боковые галереи, гда расположены коллекции живописи.




На мой взгляд, самое интересное в этом гигантском объеме - это фрески в аркадах, а также в полукружиях сводов. Над ними работали сразу несколько художников. Примерно за год до открытия музея молодому Густаву Климту, его младшему брату Эрнсту, и другу Францу фон Мачу, было поручено выполнить картины, символически изображающие разные периоды развития европейского искусства: от древнеегипетского, греческого и римского, до классицизма. Эта великолепная серия и помещается под двенадцатью арками, окружающими главную лестницу с четырех сторон.




Центральную арку над лестничным входом обрамляют две фрески, написанные Густавом Климтом. В этих аллегорических фигурах, впервые проявляются черты, ставшие впоследствии основными в творчестве художника: четко очерченный силуэт и орнаментальная декоративность.

Густав Климт. Античное искусство




Густав Климт. Древнеегипетское искусство




Две крайние картины посвящены итальянскому искусству.

Густав Климт. Римское возрождение (слева) и Старое итальянское искусство (справа). На мой взгляд левое полотно больше похоже на аллегорию византийского искусства, но подтверждений этому я не нашел.




Фрески других стен создавались всеми тремя художниками совместно.

Флорентийское искусство XVI века (слева), Барокко (справа)




На этом рассказ о входе в КНМ завершается, про некоторые экспонаты музея я расскажу в следующей записи. В заключение еще один снимок главной лестницы, теперь всего ее объема

Панорама парадной лестницы - вид со второго этажа




Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/133660.html

.

Link | Leave a comment |

Comments {13}

Olga

(no subject)

from: ajushka
date: Dec. 4th, 2015 11:44 am (UTC)
Link

Очень красиво!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 4th, 2015 12:19 pm (UTC)
Link

Спасибо Ольга! Очень мне там понравилось )

Reply | Parent | Thread

unclesasha

(no subject)

from: unclesasha
date: Dec. 4th, 2015 05:16 pm (UTC)
Link

Музей великий. Жаль, моих сил хватило только на экспозицию. Когда восприятие притупилось, посадил жену отдыхать, а сам пошёл в нумизматику. Она там великолепная.
Был там в 2010 году. Сольеру уже нашли, но после похищения ещё не вернули в экспозицию.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 4th, 2015 05:58 pm (UTC)
Link

Нас наверное на треть экспозиции хватило, а может и меньше. И это при том, что смотрели только то, о чем в аудио-гайде по русски есть. Обалденное место.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: nic_angel
date: Dec. 4th, 2015 10:08 pm (UTC)
Link

удивительный климт. спасибо)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Dec. 5th, 2015 06:35 am (UTC)
Link

еще ранний, но вполне узнаваемый )

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств

from: livejournal
date: Jan. 21st, 2016 10:39 am (UTC)
Link

Пользователь tui_ukraine сослался на вашу запись в своей записи «Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств» в контексте: [...] ой лестницы, теперь всего ее объема Панорама парадной лестницы - вид со второго этажа Источник [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Купола

from: livejournal
date: Feb. 9th, 2016 04:49 pm (UTC)
Link

Пользователь lilis55 сослался на вашу запись в своей записи «Купола» в контексте: [...] Венский Музей истории искусств 1. 2. http://nikolai-endegor.livejournal.com/133406.html [...]

Reply | Thread

LiveJournal

Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств

from: livejournal
date: Apr. 17th, 2016 04:42 am (UTC)
Link

Пользователь bykovvg_1952 сослался на вашу запись в своей записи «Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств» в контексте: [...] Оригинал взят у в Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств [...]

Reply | Thread

Lx

(no subject)

from: lx_photos
date: Jan. 10th, 2018 09:56 pm (UTC)
Link

классно

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 11th, 2018 01:23 pm (UTC)
Link

спасибо!

Reply | Parent | Thread

Lx

(no subject)

from: lx_photos
date: Jan. 11th, 2018 01:25 pm (UTC)
Link

вам спасибо
я туда дальше вестибюля не попал

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Jan. 11th, 2018 01:28 pm (UTC)
Link

нас тоже на недолго хватило. А потом уже не было возможности вернуться

Reply | Parent | Thread