endegor (nikolai_endegor) wrote,
endegor
nikolai_endegor

Category:

Австрийские зарисовки. Венский музей истории искусств

Есть места, которые запоминаются сразу и надолго, если не навсегда. Подобным откровением стал для меня венский Музей истории искусств - Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM. С моей точки зрения, его уровень соответствует Лувру и Эрмитажу, а значит заслуживает высшей оценки, которую можно поставить художественному музею. О таком собрании невозможно рассказать в рамках ЖЖ, поэтому я покажу лишь то, что поразило больше всего именно меня. В этой небольшой записи - рассказ о "сердце" КНМ: его входе и парадной лестнице.

Здание КНМ - не бывший дворец, оно строилось по заказу императора Франца-Иосифа специально для экспозиции коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства, собранных Габсбургами на протяжении нескольких веков. Музей входит в ансамбль площади Марии-Терезии, где по обе стороны от памятника императрице располагаются два внешне идентичных монументальных сооружения в стиле ренессанса - музей Естественной истории и музей Истории искусств. Оба они были открыты в 1891 году.

Площадь Марии-Терезии в Вене




Вестибюль КНМ




Вестибюль музея накрыт куполообразным потолком, который соединяется с залом второго этажа через центральное отверстие

Купол вестибюля




В зале, который расположен точно над вестибюлем, сейчас располагается музейное кафе. Круглое сиденье в его центре - это как раз ограда отверстия, видного на снимке выше.

Музейное кафе




Купол кафе поделен на восемь секторов, по количеству австрийских императоров, чьи коллекции вошли в состав экспозиции KHM. Их скульптурные портреты можно рассматривать сидя за чашкой венского кофе или с балкончиков третьего этажа музея. На самом почетном месте расположен барельеф высокочтимого в Австрии императора Франца-Иосифа.




С первого этажа на второй ведет главная музейная лестница - настоящий шедевр архитектуры. Нижний ее марш начинается от вестибюля и замыкается скульптурой Антонио Кановы "Тезей, убивающий кентавра".

Парадная лестница музея




Антонио Канова. Тезей, убивающий кентавра, 1819




С этого места открывается хороший вид на искусно выписанный плафон, который словно продолжает лестничное пространство еще выше к небу. Если к нему присмотреться, то можно увидеть, что изображенный на плафоне купол перекликается своими арками и колоннами с аналогичными элементами архитектурного убранства холла.

Михай Мункачи. Апофеоз Ренессанса, 1888 - плафон парадной лестницы



"Апофеоз Ренессанса" не фреска, а гигантское полотно. Интересно рассмотреть персонажей на этой картине. Два человека слева внизу - это беседующие Леонардо и Рафаэль. За ними на мостках расположился Веронезе, работающий над одним из своих огромных полотен. В центре старик Тициан объясняет своим ученикам как изображать живую натуру. Над ним в лоджии восседает папа Юлий II, прославившийся амбициозными начинаниями и покровительством искусству, он обсуждает очередной свой проект. Справа внизу у балюстрады стоит в задумчивости Микеланджело, держа в руке молоток. Летящая наверху богиня олицетворяет мир и процветание (в некоторых источниках ее называют также славянской богиней славы Озвиеной, но я не нашел информации о таком божестве). Есть на плафоне и автопортрет художника: Михай Мункачи стоит за фигурой лежащей натурщицы, но зрителю видна только его голова. Кстати, настоящая фамилия художника - Либ. Мункачи - это псевдоним, взятый Михаем по имени города Мукачево, где он родился.


Верхний марш лестницы приводит ко входам в зал кафе и боковые галереи, гда расположены коллекции живописи.




На мой взгляд, самое интересное в этом гигантском объеме - это фрески в аркадах, а также в полукружиях сводов. Над ними работали сразу несколько художников. Примерно за год до открытия музея молодому Густаву Климту, его младшему брату Эрнсту, и другу Францу фон Мачу, было поручено выполнить картины, символически изображающие разные периоды развития европейского искусства: от древнеегипетского, греческого и римского, до классицизма. Эта великолепная серия и помещается под двенадцатью арками, окружающими главную лестницу с четырех сторон.




Центральную арку над лестничным входом обрамляют две фрески, написанные Густавом Климтом. В этих аллегорических фигурах, впервые проявляются черты, ставшие впоследствии основными в творчестве художника: четко очерченный силуэт и орнаментальная декоративность.

Густав Климт. Античное искусство




Густав Климт. Древнеегипетское искусство




Две крайние картины посвящены итальянскому искусству.

Густав Климт. Римское возрождение (слева) и Старое итальянское искусство (справа). На мой взгляд левое полотно больше похоже на аллегорию византийского искусства, но подтверждений этому я не нашел.




Фрески других стен создавались всеми тремя художниками совместно.

Флорентийское искусство XVI века (слева), Барокко (справа)




На этом рассказ о входе в КНМ завершается, про некоторые экспонаты музея я расскажу в следующей записи. В заключение еще один снимок главной лестницы, теперь всего ее объема

Панорама парадной лестницы - вид со второго этажа




Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/133660.html

.
Tags: architecture, art, austria, museum
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments