?

Log in

No account? Create an account

Гюставу Моро - художнику и музею

« previous entry | next entry »
Nov. 20th, 2015 | 12:58 pm

Отшельник в сердце Парижа - так называли Моро современники. Художник действительно обращал мало внимания на окружающую жизнь, его интересы лежали исключительно в сфере искусства. Несмотря на это, внимание к нему было неослабным: картины Моро были широко известны, имели большое влияние на современников, хорошо продавались. При жизни художник стал кумиром символистов, хотя сам он себя символистом не считал. Время в данном случае согласилось с большинством: в историю искусства Гюстав Моро вошел именно как символист.

Фея с грифонами, 1876

DSC_6405-1_resize.jpg



Практически всю свою творческую жизнь Гюстав Моро провел в доме №14 по улице Ларошфуко, купленным его отцом специально для организации там художественной мастерской сына. Здесь художник жил, любил и творил более 45 лет: с 1852 по 1898 год. Когда здоровье его резко ухудшилось, Моро задумал превратить это обиталище в общедоступное собрание своих работ. Он переоборудовал два верхних этажа в экспозиционное пространство и завещал государству дом вместе с находившимися там картинами и всей обстановкой. Так и возник этот небольшой дом-музей - продолжение жизни и воли художника, считайте, продолжение его самого.


Фото - википедия


Я шел в музей Моро не только посмотреть на картины, но и ощутить атмосферу, окружавшую художника, увидеть обстановку где он жил. Увы, в жилые комнаты попасть не удалось, поэтому фотографии интерьеров беру из сети.


Комната художника. Фото - википедия



Элиза де Ромилли. Портрет Гюстава Моро. 1874


Осенью 1859 года Моро познакомился с молодой женщиной – Александрин Дюре, работавшей гувернанткой рядом от его мастерской. Александрин не стала женой Моро, но они прожили в доме на улице Ларошфуко в любви и согласии более 30 лет.


Феликс Надар. Портрет Александрин Дюре. 1883



Будуар - гостиная хозяйки. Фото: http://www.smarterparis.com/reviews/musee-national-gustave-moreau


Одной из моих целей была прекрасная винтовая лестница, ведущая со второго этажа мастерской на третий. Я видел в сети немало ее снимков, но мне хотелось ощутить ее по своему, "пообщаться" накоротке.

1.


2.


3.



В своих работах Гюстав Моро не стремился к объективности и натурализму. В основном он использовал библейские, мистические и фантастические сюжеты, обращался к мотивам античной и северной мифологии.

Прометей, 1868

DSC_6408-1_resize.jpg


Похищение Европы, 1868

DSC_6407-1_resize.jpg


Сохранились пояснения Моро к некоторым его картинам - читая их, понимаешь насколько его работы насыщены деталями, каждая из которых имеет свое особенное и непростое значение, выступает определенным символом. Именно поэтому живопись Моро так любили символисты. Не меньшее влияние оказала она и на такие течения как сюрреализм и фовизм.

Юпитер и Семела, 1894, эскиз

DSC_6417-1_resize.jpg


Юпитер и Семела, 1895

DSC_6416-1_resize.jpg

В 1895 году Моро завершил одну из главных своих работ "Юпитер и Семела". Он никак не мог поставить последнюю точку, добавлял все новые и новые детали и даже несколько раз вшивал дополнительные полосы холста, когда ему не хватало места, чтобы до конца раскрыть свой замысел. Когда, наконец, картину забрал из мастерской заказчик, Моро огорченно воскликнул: "Ах, если бы у меня было еще хотя бы два месяца!" Изображенная на полотне сцена взята из "Метаморфоз" Овидия. Фиванскую царевну Семелу соблазнил царь богов Юпитер. Ревнивая и коварная жена Юпитера подговорила Семелу упросить бога явиться ей во всем своем величии. Юпитер согласился, и Семела была убита исходящим от него необычайным сиянием. Согласно интерпретации Моро, она "сражена пароксизмом божественного экстаза". На картине Юпитер оперся рукой на лиру, непривычный атрибут для бога владыки Неба, в то время как его постоянный атрибут - орел - оказался внизу. У подножия трона Моро изобразил фигуры, символизирующие Смерть и Скорбь, которые объясняют трагическую основу жизни. Неподалеку от них, под крыльями орла, печально склонился бог Пан (символ Земли), у ног которого находятся фигуры мрака - Тень и Нищета.

Моро был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческой культуры, любителем предметов восточной роскоши, оружия, ковров. Напрямую в залах музея это в глаза не бросается, но обратите внимание на рамы картин, насколько они изящны и богаты, как подчеркивают авторские идеи

Жизниь человечества, 1886

DSC_6409-1_resize.jpg


Работая над огромными, с большим количеством деталей картинами, Моро почти не выходил из мастерской. Он был очень требовательным к себе, и эта требовательность часто становилась той причиной, по которой многие свои работы художник оставлял незавершенными.

Вот например картина, которую предлагал оплатить барон Ротшильд, но Моро отказался ее продать в незаконченном виде, а закончить так и не сумел... Это полотно - кульминация одной из любимых тем Моро и одна из последних попыток художника возродить средневековые традиции. На картине сцена, "которая происходит на волшебном острове, где живут одни только женщины и единороги". Здесь можно увидеть и отсыл к изящной школе Фонтенбло, и ассоциацию с полотном Тициана "Любовь земная и небесная", и конечно перекличку со знаменитым средневековым гобеленом "Дама с единорогом".

Единороги, 1887




Явление, 1875 (Саломея с головой Иоанна Крестителя, фрагмент).




Мистический цветок, 1890, фрагмент



"Мистический цветок" - одна из самых загадочных работ художника, созданная в год смерти его любимой Александрины. Христианская образность предстает тут больше похожей на языческо-кельтскую: Святая Дева восседает на цветке лилии, вырастающим из камней. Гористый пейзаж напоминает о работах Леонардо, а высокая проработка деталей образа святой в сочетании с лишь набросанными, и зачастую полу-абстрактными фигурами в нижней части перекидывает стилистический мостик к живописи XX века.

Если вам захочется посмотреть на лучшую сетевую коллекцию работ Гюстава Моро, загляните сюда: http://philologist.livejournal.com/7124234.html - в этой записи собраны репродукции большого формата и хорошего качества, причем большинство из них расположено в хронологическом порядке, позволяя лучше понять творческий путь художника.

.
Tags: , ,

Link | Leave a comment |

Comments {23}

Алексей  Антяскин

(no subject)

from: aniskin1968
date: Nov. 20th, 2015 10:09 am (UTC)
Link

блог  nikolai_endegor - не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор!


Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 20th, 2015 10:55 am (UTC)
Link

:))))))))))

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Гюставу Моро - художнику и музею

from: livejournal
date: Nov. 20th, 2015 11:34 am (UTC)
Link

Пользователь strim11 сослался на вашу запись в своей записи «Гюставу Моро - художнику и музею» в контексте: [...] Оригинал взят у в Гюставу Моро - художнику и музею [...]

Reply | Thread

Андрей Папенин

(no subject)

from: papenin
date: Nov. 20th, 2015 12:35 pm (UTC)
Link

ммм... Моро. спасибо!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 20th, 2015 02:01 pm (UTC)
Link

Пожалуйста!
Человек из тех, кто прокрадыват дорогу, не оборачиваясь, идет ли кто-то за ним.

Reply | Parent | Thread

Андрей Папенин

(no subject)

from: papenin
date: Nov. 20th, 2015 02:37 pm (UTC)
Link

и это ценно! и правильно! я так считаю )

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 20th, 2015 02:52 pm (UTC)
Link

+100
"прокладывает", конечно, но ты понял )

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Гюставу Моро - художнику и музею

from: livejournal
date: Nov. 20th, 2015 07:09 pm (UTC)
Link

Пользователь russlink_art сослался на вашу запись в своей записи «Гюставу Моро - художнику и музею» в контексте: [...] Оригинал взят у в Гюставу Моро - художнику и музею [...]

Reply | Thread

lady_idea

(no subject)

from: lady_idea
date: Nov. 22nd, 2015 02:55 pm (UTC)
Link

Спасибо, Николай! ) Очень сложные и притягательные работы у этого художника...
Лестница - верх изящества, прелесть.

Edited at 2015-11-22 03:02 pm (UTC)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 22nd, 2015 07:19 pm (UTC)
Link

Благодарю Вас! Очень интересно не только смотреть картины Моро, но и разбирать их "по косточкам", особенно когда сам автор в этом помогает

Reply | Parent | Thread

mitelalte1

(no subject)

from: mitelalte1
date: Nov. 24th, 2015 04:04 pm (UTC)
Link

Спасибо..

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 24th, 2015 08:26 pm (UTC)
Link

Пожалуйста! Рад Вас слышать Минна )

Reply | Parent | Thread

Елена Соколовская

(no subject)

from: Елена Соколовская
date: Nov. 25th, 2015 09:04 pm (UTC)
Link

Спасибо Николай,плохо знаю этого художника,красивые у него работы!
Лестница тоже красивая!)

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Nov. 26th, 2015 06:17 am (UTC)
Link

Благодарю Вас Елена!

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Гюставу Моро - художнику и музею

from: livejournal
date: Nov. 30th, 2015 05:19 pm (UTC)
Link

Пользователь bykovvg_1952 сослался на вашу запись в своей записи «Гюставу Моро - художнику и музею» в контексте: [...] Оригинал взят у в Гюставу Моро - художнику и музею [...]

Reply | Thread

regula_lisa

(no subject)

from: regula_lisa
date: Apr. 7th, 2016 09:47 am (UTC)
Link

Не могу не забрать ваш пост к себе. Люблю когда информация глубокая и наглядность красиво подана. Да ещё тема искусства и Парижа... Спасибо.

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Apr. 7th, 2016 11:36 am (UTC)
Link

Пожалуйста! Всегда доволен, если кто-то не проходит мимо :)

Reply | Parent | Thread

regula_lisa

(no subject)

from: regula_lisa
date: Apr. 7th, 2016 03:13 pm (UTC)
Link

Сложно проходить мимо твоих постов, они вызывают эмоции. Не всегда хочется комментировать, ведь я дилетантка и у меня своё видение, не очень хочется выглядеть смешной...наивной...)))

Reply | Parent | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: Apr. 7th, 2016 05:09 pm (UTC)
Link

Как по мне, так "своё видение" это и есть самое главное в любом деле. И Моро тут хороший пример.
А профессинал ты, любитель, или дилетант - вопрос третьей степени важности )))

Reply | Parent | Thread

regula_lisa

(no subject)

from: regula_lisa
date: Apr. 7th, 2016 05:21 pm (UTC)
Link

Хорошо, ты мне дал зелёный свет...)))

Reply | Parent | Thread

LiveJournal

Гюставу Моро - художнику и музею.

from: livejournal
date: Apr. 7th, 2016 09:48 am (UTC)
Link

Пользователь regula_lisa сослался на вашу запись в своей записи «Гюставу Моро - художнику и музею.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Гюставу Моро - художнику и музею [...]

Reply | Thread

Vladimir Lysenko

(no subject)

from: vladlysen
date: May. 28th, 2017 10:31 am (UTC)
Link

Замечательный пост!Вряд ли придётся побывать в Париже, спасибо Вам за эту небольшую экскурсию, тем более люблю живопись.Делаю репост.Ущё раз благодарю и удачи вам!

Reply | Thread

endegor

(no subject)

from: nikolai_endegor
date: May. 28th, 2017 11:43 am (UTC)
Link

Спасибо большое! Я лишь небольшой кусочек показал...

Reply | Parent | Thread